Права национальных меньшинств (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Права национальных меньшинств (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Права национальных меньшинств ''', законодательные нормы, обеспечивающие проживающим среди национального большинства группам иной национальности, наряду с гражданским и политическим равноправием, условия сохранения и развития их самобытности.
+
-
 
+
-
<!-- <ref>Права национальных меньшинств всегда были проблемой дискриминируемых национальных групп, в том числе — для многих стран мира — проблемой евреев, и в настоящей статье рассматриваются только в этом плане.</ref> -->
+
-
== Социальные проблемы ==
+
-
+
-
Актуальное значение права национальных меньшинств приобрели для евреев лишь в новое время, поскольку корпоративная организация средневекового общества, обрекая евреев на гражданское бесправие (особенно в европейских странах), одновременно предоставляла на их собственное усмотрение устройство их внутренней жизни (см. [[Автономия]]; [[Автономия Судебная|Автономия судебная]]; [[Кварталы Еврейские|Кварталы еврейские]]; а также [[Израиль. Народ в диаспоре. Ранняя диаспора. Еврейский центр в Вавилонии]]; [[Израиль — Народ В Диаспоре|Израиль — народ в диаспоре. В средневековом христианском мире]]; [[Израиль — Народ В Диаспоре|Израиль — народ в диаспоре. Евреи Западной и Центральной Европы в эпоху Реформации и в начале нового времени]]; [[Израиль — Народ В Диаспоре|Израиль — народ в диаспоре. Новое время]]).
+
-
 
+
-
Национальная самоидентификация евреев, являвшаяся в этих условиях традиционной, стала с конца 18 в. проблематичной вследствие того, что ослабление, а затем разрушение сословных перегородок в европейских странах сделало сохранение еврейской изоляции анахронизмом.
+
-
 
+
-
Начавшаяся примерно в этот период активная борьба против гражданской, политической и всякой иной дискриминации евреев (особенно в тех странах Западной и Центральной Европы, где перемены начались раньше и происходили быстрее) ускорила ликвидацию еврейской замкнутости и, как вскоре выяснилось, ведя к [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]], одновременно создала угрозу утраты национальной самобытности.
+
-
 
+
-
Прямая [[Ассимиляция|ассимиляция]] коснулась в 19 в. лишь небольшой части еврейского населения этих стран; значительно более широким был круг людей, стремившихся ограничить свою принадлежность к еврейству одной религией (о концепции еврейства как религиозной, а не этнической общности, в частности о «немцах Моисеева вероисповедания» см. [[Лацарус, Мориц|М. Лацарус]], [[Монтефиоре, Клод Джозеф Голдсмид|К. Дж. Г. Монтефиоре]], [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]], [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|Эмансипация]], [[Израиль — народ в диаспоре. Новое время. Идейные и религиозные течения в еврействе]]).
+
-
 
+
-
Поскольку это поощрялось и правительствами, не желавшими после предоставления евреям равноправия видеть в них нечто большее, чем особую религиозную группу, к концу 19 в. – началу 20 в. национальная индифферентность уже преобладала среди евреев западных стран (за исключением ортодоксально-религиозных кругов, сохранявших верность традиционному образу жизни и поведения, и сионистов (см. [[Сионизм]]).
+
-
== Борьба за права ==
+
-
 
+
-
Восточноевропейское еврейство (более 7,3 млн. из 8,7 млн. евреев Европы в 1900 г.) вступило в борьбу за эмансипацию в условиях общего подъема национальных движений (особенно в многонациональных империях [[Россия|России]], Австро-Венгрии и [[Турция|Турции]]) и могло опереться на опыт своих западноевропейских собратьев.
+
-
 
+
-
Высказанная, по-видимому, впервые [[Житловский, Хаим|Х. Житловским]] (заявившим в 1892 г., что гражданское равноправие еще не решит всех проблем евреев [[Галут|галута]]) идея о необходимости добиваться, помимо политического и гражданского равноправия, также национальных прав вызвала, однако, с самого начала споры и разногласия.
+
-
 
+
-
В немалой степени это было связано с объективными трудностями однозначной идентификации национального в еврействе после девятнадцативекового галута.
+
-
 
+
-
Проблема была уже в отделении национального от религиозного: религиозные круги не поддерживали, как правило, еврейского национального движения, а такие лидеры последнего, как [[Дубнов, Семен Маркович|С. Дубнов]], отошедшие от религии, считали возможным свести национально-еврейское к развитию культуры.
+
-
 
+
-
Непростым оказалось разделение национальных прав и гражданского и политического равноправия — поскольку последнее означало для евреев, прежде всего, избавление от [[Погромы|погромов]], преследований и других проявлений антисемитизма, оно, несомненно, представляло собой огромную ценность и было одним из требований всех еврейских партий и организаций (см. [[Фолкспартей]]; [[Бунд]]; [[Союз Для Достижения Полноправия Еврейского Народа В России|Союз для достижения полноправия еврейского народа]] в России; [[«Возрождение»|Возрождение]]).
+
-
 
+
-
Небезосновательными были опасения [[Винавер, Максим|М. Винавера]], что чрезмерный упор на национальные права и национальную автономию евреев может причинить ущерб борьбе за их гражданское и политическое равноправие; но достаточно вескими были и возражения его оппонентов (автономистов /см. [[Автономизм]]/, бундовцев, сионистов), утверждавших, что гражданское и политическое равноправие будет неполным без национального (С. Дубнов поэтому считал, что евреи западноевропейских стран добились лишь «полуэмансипации») и не может быть реализовано без него (например, без права пользоваться в суде родным языком).
+
-
 
+
-
Сионисты и сторонники автономизма резко разошлись по вопросу о возможности еврейской национальной жизни и ее длительного поддержания в условиях галута: первые отрицали эту возможность и утверждали, что евреям необходимо лишь собственное национальное государство, поэтому бесполезна и даже вредна борьба за еврейские национальные права в диаспоре (см. [[Сионизм]]); вторые обвиняли их в утопизме и пренебрежении реальными нуждами еврейских масс в странах их проживания ради неосуществимых мечтаний.
+
-
 
+
-
Сионисты после погромов 1905 г. сочли необходимым активно включиться в политическую борьбу в России и в [[Гельсингфорсская Программа|Гельсингфорсской программе]] потребовали едва ли не полного самоуправления евреев во всех областях жизни, то есть также в политике, экономике и социальной сфере (в том числе введения субботнего /см. [[Суббота]]/ отдыха, норм еврейского семейного права, еврейской конституции и т. п.).
+
-
 
+
-
Автономисты отвергли максимализм сионистов, однако революция 1905 г. вынудила и их расширить толкование еврейской национальной автономии: в программу Фолкспартей были включены требования самоуправления в области брачного законодательства, эмиграции, налогового обложения, предоставления еврейской национальной [[Община Еврейская|общине]] статуса юридического лица, а следовательно, некоторых административных функций; создания Союза еврейских общин России, пропорционального еврейского представительства во всех общегосударственных учреждениях и даже права субботнего отдыха (но лишь для верующих). Сдвиг от абстрактного интернационализма к национальным требованиям наметился в это время в Бунде; большую национальную окраску приобрела и деятельность Союза для достижения полноправия еврейского народа в России.
+
-
 
+
-
Сближение позиций различных еврейских партий и групп, далеко не устранив всех разногласий, способствовало широкому распространению и признанию идеи еврейского национального самоуправления не только в России, но и в [[Венгрия|Венгрии]]. [[Польша|Польше]], [[Румыния|Румынии]], [[Галиция|Галиции]], [[Буковина|Буковине]] и других регионах Восточной и Центральной Европы, а также в Турции и в [[Соединённые Штаты Америки|Соединённых Штатах Америки]] (где, однако, преобладало мнение, что борьба за права национальных меньшинств актуальна главным образом для восточноевропейского еврейства, но не для западноевропейского и, тем более, не для американского; см. например, [[Американский Еврейский Комитет|Американский еврейский комитет]]).
+
-
 
+
-
Позднее, во время Парижской мирной конференции, подводившей итоги Первой мировой войны, был достигнут компромисс между еврейскими делегациями, занимавшими различающиеся позиции по этому вопросу (см. [[Комитет Еврейских Делегаций|Комитет еврейских делегаций]]). Страны — участницы Парижской конференции обязались уважать права национальных меньшинств и подписали соответствующий договор.
+
-
 
+
-
На практике, однако, в период между двумя мировыми войнами в полной мере правами национальных меньшинств пользовались из всех стран Центральной и Восточной Европы лишь евреи [[Чехословакия|Чехословакии]] (см. также [[Масарик, Томаш Гарриг|Т. Масарик]]). Равноправие и элементы культурной автономии обязались предоставить евреям и другие страны.
+
-
 
+
-
Однако вынужденно введенное равноправие для евреев сопровождалось ростом антисемитизма, что привело к новым ограничениям их гражданских и политических прав. Надежды на улучшение правового положения евреев были сметены [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофой]] европейского еврейства.
+
-
== Положение евреев в Советском Союзе ==
+
-
+
-
В Советском Союзе в 20-х – первой половине 30-х гг. были реализованы гражданское равноправие евреев и — отчасти — право на развитие национальной культуры, несмотря на негативное отношение большевистских лидеров к лозунгу национально-культурной автономии для евреев, выдвигавшемуся в свое время Бундом (см. также [[Ленин|В. Ленин]]).
+
-
 
+
-
Была развернута широкая сеть еврейских школ и других учебных заведений с преподаванием на [[Идиш Язык|идиш]], открыты еврейские театры; в отдельные периоды существовали еврейские общественные организации и даже особые органы управления (см. [[Еврейский Комиссариат|Еврейский комиссариат]]; [[Евсекция]]; [[Озет|ОЗЕТ]]; [[Еврейский Антифашистский Комитет|Еврейский антифашистский комитет]]).
+
-
 
+
-
К середине 1930-х гг. элементы еврейской культурной автономии стали сворачиваться, а после Второй мировой войны, с ростом разнузданного государственного антисемитизма само упоминание еврейской культуры стало запретным; были истреблены или репрессированы все ее активные деятели (см. [[Идиш Литература|Идиш литература]]; [[Театр]]), подвергнуты травле евреи — деятели русской и украинской культуры (см. [[«Космополиты»]]), готовились и более жестокие меры (см. [[Врачей Дело|Врачей дело]]; [[Сталин|И. Сталин]]).
+
-
 
+
-
Во время хрущевской «оттепели» восстановились лишь некоторые элементы былого ее расцвета: издание еврейских книг и журнала (см. [[«Советиш Геймланд»|«Советиш геймланд»]]), концертно-исполнительская деятельность; однако их уровень падал, а сфера распространения сужалась.
+
-
 
+
-
КГБ пресекал попытки еврейских активистов создать независимое культурное движение (см. [[Самиздат]]; [[Узники Сиона]]).
+
-
 
+
-
Лишь с политикой гласности в конце 1980-х гг. развернулась сеть обществ еврейской культуры в десятках городов страны; съезд еврейских общин в декабре 1989 г. в Москве учредил Ваад (комитет еврейских организаций и общин) — фактически самодеятельный орган еврейского самоуправления с неопределенными перспективами в условиях роста общественного антисемитизма в России, массовой репатриации евреев и кризиса экономических и политических структур Советского Союза.
+
-
 
+
-
== Права национальных меньшинств как объект международной политики ==
+
-
 
+
-
С начала 19 в. права национальных меньшинств стали объектом международной политики, это также имело особую актуальность для евреев.
+
-
 
+
-
Однако собственно национальные аспекты еврейской проблемы обычно игнорировались, тем более что во многих случаях евреи все еще нуждались в защите их элементарного человеческого права на жизнь и безопасность.
+
-
 
+
-
На международном уровне еврейский вопрос впервые обсуждался на [[Венский Конгресс|Венском конгрессе]] 1814–15 гг. Влиятельные руководители конгресса К. Меттерних, В. Гумбольдт и К. Гарденберг высказались за улучшение правового статуса евреев в германском союзе; однако решения конгресса конкретных улучшений статуса евреям не принесли.
+
-
 
+
-
На Ахенском конгрессе Священного союза (1818) был принят специальный протокол в поддержку предложения английского священника Л. Уэйя добиваться конституционного расширения прав евреев (Л. Уэй, впрочем, руководствовался главным образом миссионерскими мотивами; он рассчитывал, что предоставление евреям гражданских прав, открытие для них школ, создание сельскохозяйственных поселений и приобщение к производительному труду сделает их более податливыми к принятию христианства).
+
-
 
+
-
О специфических национальных правах евреев не упоминалось на Лондонском конгрессе 1830 г. (где Греция обязывалась обеспечить всем гражданам, в том числе евреям, свободу вероисповедания и гражданское равноправие); на Парижском конгрессе 1859 г., обсуждавшем, в частности, положение евреев, наряду с положением других меньшинств в [[Молдавия|Молдавии]] и Валахии; на Берлинском конгрессе 1878 г., потребовавшем от Румынии, [[Сербия|Сербии]], Черногории и [[Болгария|Болгарии]] прекратить дискриминацию евреев и других граждан по религиозному признаку; на Мадридской (1880) и Альхесирасской (1906) конференциях, выразивших озабоченность положением евреев в [[Марокко]], и т. д. Аналогичным (направленным лишь на защиту гражданского равноправия) был характер дипломатических демаршей, предпринятых некоторыми западными странами: Англией, Францией, Австрией и США в защиту жертв [[Кровавый Навет|кровавого навета]] в Дамаске (см. [[Дамасское Дело|Дамасское дело]]); США против преследования евреев в 1867 г. в Сербии и в 1897 г. — в [[Иран|Иране]]; США и другими государствами, подписавшими Берлинский трактат 1878 г., которые неоднократно, вплоть до 1912 г., осуждали ущемление прав евреев в Румынии и т. п.
+
-
 
+
-
Видимо, в силу господствовавшего взгляда, что ассимиляция — это наилучший или даже единственный путь избавления евреев от преследований и дискриминации (взгляда, поддерживавшегося влиятельными кругами западного еврейства), игнорирование их специфически национальных прав продолжалось и тогда, когда было признано право других национальных групп (в частности, в Австро-Венгрии) на самобытность и ее сохранение.
+
-
=== Лига Наций ===
+
-
 
+
-
[[Лига Наций]], хотя и не в Уставе, а в текстах мирных договоров со странами, побежденными в Первой мировой войне (кроме Германии), а также возникшими или расширившими территорию после войны, обязала эти страны, наряду с предоставлением гражданского и политического равноправия меньшинствам, обеспечить также их определенные национальные права (пользование родным языком в официальных учреждениях, в том числе в суде; создание школ с преподаванием на языках меньшинств и выделение для их содержания, а также для нужд религиозных, благотворительных и иных организаций определенной доли из государственного бюджета, и т. д.) и распространила их на евреев.
+
-
 
+
-
Последнее, возможно, было одной из причин отказа Лиги Наций от использования термина права национальных меньшинств и замены его менее обязывающим — права этнических, религиозных и языковых меньшинств.
+
-
 
+
-
Беззащитность европейского еврейства, уничтожаемого в годы Второй мировой войны нацистами (см. [[Национал-Социализм|Национал-социализм]]) и их пособниками (даже Международный Красный Крест, зная о происходившем, хранил молчание), была в большой мере следствием провала почти всех усилий Лиги Наций защитить права национальных меньшинств и порожденной этим еще в предвоенные годы атмосферой примирительного отношения даже к самым грубым их нарушениям.
+
-
=== Организация Объединённых Наций ===
+
-
 
+
-
После Второй мировой войны попытки создать международную систему защиты прав национальных меньшинств предприняла [[Организация Объединённых Наций|Организация Объединенных Наций]]; Всеобщая декларация прав человека (1948), Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948), Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963) и некоторые другие принятые ею документы позволяют обращаться с жалобами на ущемление прав национальных меньшинств в Международный суд и во входящие в структуру ООН Комиссию по правам человека и Подкомиссию по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, но и они лишь в минимальной мере касаются собственно национальных прав.
+
-
=== Права национальных меньшинств в Израиле ===
+
-
 
+
-
О правах национальных меньшинств в Израиле см. [[Декларация Независимости Израиля|Декларация независимости Израиля]]; [[Государство Израиль|Государство Израиль. Население.]]; [[Государство Израиль. Судебная система Израиля. Мусульманский, христианский и друзский религиозные суды]]; [[Государство Израиль. Культура. Арабская культура в Израиле]]; [[Государство Израиль|Государство Израиль. Арабское меньшинство в Израиле]]; [[Ханох|Государство Израиль. Израиль и палестинская проблема]].
+
-
 
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* КЕЭ, том 5, кол. 664–668
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12935|НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ПРАВА}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История евреев в новое время]]
+

Текущая версия на 00:36, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Права национальных меньшинств (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация