Налоги (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Налоги» в «Налоги (еврейский аспект)»)
(Перенаправление на ej:Налоги (еврейский аспект))
 
(20 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Налоги (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Налоги'''. Хотя относительно библейских времен нет детальных сведений о системе налогообложения у евреев, некоторое представление о прямых и косвенных налогах можно получить путем сопоставления разрозненных данных. Наряду с уплатой [[Десятина|десятины]] (см. также [[Трумот У-Маасрот|Трумот у-маасрот]]) на нужды [[Храм|Храма]] существовали налоги, выплачивавшиеся в царскую казну. Повинности, подати и обязанности, введение которых было прерогативой царя, перечислены в I Сам. 8:11–17: десятая часть от урожая зерна и винограда, десятая часть поголовья мелкого рогатого скота, доля в виноградниках и оливковых рощах, а также принудительные повинности. Это описание отражает систему налогов, характерную для государств древнего [[Ханаан|Ханаана]]. В I Ц. 4:7 (и далее) сообщается, что царь [[Соломон]] разделил царство на 12 административных округов, каждый из которых был обязан обеспечивать двор всем необходимым в течение одного месяца в году. Наряду с регулярными налогами взимались экстраординарные подати на определенные цели (II Ц. 15:19–20, 23:35). В Библии встречаются многочисленные термины (часть употреблялась и в более поздние времена), обозначающие различные виды фискальных сборов. Термин мехес (Чис. 31:28, 37–41) обозначал долю трофеев, захваченных в войне с [[Мидианиты|мидианитами]] и переданных священникам. В талмудические времена тем же термином определяли таможенные сборы за импорт и транзит; подобные сборы производились с древнейших времен царями Израиля и Иудеи (I Ц. 10:15). Термин мас обозначает в Библии повинность в пользу царя (Исх.1:11; II Сам.20:24; I Ц. 4:6, 5:27). В персидский период существовали три основных налога в пользу царя, носивших арамейское название минда (или мидда; основной налог, который можно было выплачивать в денежной форме), бло (денежная подать) и халах (по-видимому, налог на землю); служители Храма были полностью освобождены от уплаты этих налогов (Эз.4:13, 20; 7:24). Библия упоминает различные налоговые льготы (освобождение от налогового бремени — бет ав — патриархальной семьи, член которой особо отличился в сражении — I Сам. 17:25; всеобщую одноразовую налоговую льготу в честь какого-либо события — Эсф. 2:18). Временами налоговое бремя оказывалось настолько тяжелым, что могло привести к мятежу (I Ц. 12).
+
-
 
+
-
В Талмуде обсуждаются два вида налогов: налоги, которыми местные еврейские власти облагают членов своих общин, и налоги, налагаемые на еврейское население центральной властью. Жителя города могли обязать внести денежный взнос на сооружение и ремонт городских стен и ворот, системы водоснабжения или дренажа, на строительство молитвенного дома, приобретение свитков Торы и книг пророков, оплату городской стражи, а также на покупку одежды и продовольствия для бедняков, в частности, кашерной муки на [[Песах]] (меот хиттим). Основными критериями в распределении налогового бремени были материальное положение налогоплательщика и степень его личной выгоды от того, на что собираются средства. Так, при постройке городской стены «бедняк, живущий ближе к стене, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий дальше от нее, а богач, живущий дальше от стены, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий ближе к ней» (Тос. ББ. 76 и др.). Среди налогов в пользу центральных властей в талмудической литературе упоминаются римские налоги в Эрец-Исраэль и персидские налоги в Вавилонии. По отношению к фискальной политике персидских властей галахические авторитеты (см. [[Галаха]]) Вавилонии руководствовались принципом [[Дина Де-Малхута Дина|дина де-малхута дина]] (`закон государства — закон`). Иным было отношение законоучителей Эрец-Исраэль к уплате налогов римским властям; они видели в римлянах чужеземных завоевателей, а в назначаемых ими податях — способ грабежа еврейского населения; видимо, поэтому галахическими авторитетами было до известной степени санкционировано распространенное в этот период в Эрец-Исраэль уклонение от уплаты налогов в пользу римской казны. Еврейские сборщики податей ([[Габбай|габбаи]] и мохсим) рассматривались общиной как грабители, их свидетельство не принималось судом, они не могли быть судьями и их благотворительные пожертвования отвергались (БК. 10:1; Санх. 25б). С течением времени оппозиция римским властям стала менее острой, и hалахот, позволяющие уклонение от уплаты налогов, стали интерпретироваться как применимые лишь в случаях беззаконных поборов, то есть лишь тогда, когда не прилагается правило дина де-малхута дина. Уклонение от уплаты налогов стало строго возбраняться («Тот, кто уклоняется от уплаты подати, — преступник, так как он крадет собственность царя, — неважно, иноверца или еврея», Яд. 5:11), а сборщики налогов уже не рассматривались как грабители.
+
-
 
+
-
Талмудическая литература полна свидетельствами о тяжком налоговом бремени в Эрец-Исраэль под властью Рима. Тем не менее, евреи не подвергались дискриминации; языческое население, несомненно, также облагалось налогами. Однако введенный после падения Иерусалима в 70 г. fiscus judaicus (`еврейский налог`), обязывающий евреев выплачивать в пользу храма Юпитера Капитолийского те полшекеля, которые ранее каждый еврей добровольно платил в пользу Иерусалимского храма, носил явно дискриминационный характер. Этот налог был предшественником особых налогов, которыми облагались евреи в средневековой Европе.
+
-
 
+
-
В средние века налоги на евреев были дискриминационными и служили одним из наиболее важных источников пополнения государственной казны. Вместе с тем, сам факт уплаты налога официально обеспечивал евреям покровительство власти, в пользу которой они платили подать. Так, [[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо Адрет]] писал, что если бы не налоги, выплачиваемые евреями, правители не позволяли бы им селиться в своих владениях, а некоторые даже изгнали бы своих еврейских подданных или уничтожили их. В целом ситуация характеризовалась огромным несоответствием между потребностями казны и материальными возможностями еврейских общин; видя в евреях важный источник налоговых поступлений, правители пытались выжать из еврейского населения как можно больше, и, по-видимому, лишь в христианской [[Испания|Испании]] ежегодный налог с евреев устанавливался на основе реальных материальных возможностей общин. Отношение между сувереном и еврейской общиной, обычно формально закрепленное в «хартии» или «привилегиях», строилось на основе защиты общины или индивида в обмен на уплату ежегодного налога. Так, в привилегии епископа Рудигера, пожалованной евреям города [[Шпейер]] в 1084 г., оговаривалось, что в обмен на покровительство и защиту еврейская община будет ежегодно выплачивать 3,5 фунта серебра в пользу местного монастыря; в дополнение к этому евреи платили также часть местного налога.
+
-
 
+
-
В странах [[Ислам|ислама]] ситуация была иной: здесь взаимоотношения между евреями и властями строились как отношения завоевателей и завоеванных, причем проводилось различие между областями и городами, подчинившимися мусульманским власти путем подписания формального соглашения о капитуляции, и теми, кто был захвачен силой. Во многих местах мусульманские правители оставили почти без изменения налоговую систему, действовавшую там раньше. Еврейские источники изобилуют свидетельствами о тяжести налогового бремени и суровости, с какой государственные сборщики налогов взыскивали их. Обычно в странах ислама на [[Зимми|зимми]] (`покровительствуемых`, то есть евреев и христиан) налагались подушный налог — джизья за позволение свободно исповедовать свою религию и поземельный налог взамен воинской повинности — харадж, устанавливавшийся в зависимости от производительности земельных владений. Налоги большей частью устанавливались по категориям и в соответствии с общественным положением. Так, портные и башмачники платили подушный налог в двенадцать серебряных дирхемов и один золотой динар в год, в то время как врачи, менялы, торговцы одеждой и землевладельцы — в сорок восемь серебряных дирхемов и четыре золотых динара. Дети до девяти лет, слепые, увечные, а также раввины (как и христианские клирики) были, как правило, освобождены от уплаты налогов. В странах ислама, как и в христианской Европе, евреи видели в уплате налогов основное средство получения покровительства и защиты со стороны властей. Согласно легенде, знаменитый багдадский банкир Натира воспротивился намерению местного халифа освободить евреев от уплаты налогов и согласился лишь на облегчение налогового бремени. Харадж на земельную собственность составлял 1/5 урожая. Многие евреи были владельцами небольших земельных участков, так что столь тяжелое налоговое бремя вынудило часть из них оставить свои земли. Наряду с регулярными налогами евреям приходилось дарить подарки властителям. Еврея, неспособного выплатить налоги, иногда продавали в рабство; известна практика запрета похорон евреев, оставшихся должниками казны, пока их задолженность не погашалась общиной. Тяжесть налогового бремени вынуждала многих евреев в мусульманской Испании переселяться в северные христианские области страны.
+
-
 
+
-
В [[Германия|Германии]] ежегодный налог на евреев получил широкое распространение благодаря привилегиям, пожалованным императором Генрихом IV и его наследниками евреям Шпейера, Вормса, Майнца, Кельна и других городов. Относительно величины налога не существовало никаких критериев; подать взыскивалась непосредственно с общины оптом, а раскладка суммы на индивидуальных налогоплательщиков была делом общины. Постепенно, однако, власти стали принимать в расчет источники доходов и величину собственности евреев; это объясняется, в первую очередь, тем, что церковь взимала подать со всякой земельной собственности, в том числе находившейся во владении евреев. К тому же правители видели в евреях удобный источник дохода, что, в свою очередь, потребовало от казны выработки системы оценки платежеспособности евреев. Такие оценки основывались на стоимости недвижимого имущества. В 1238 г. в Германии ежегодный налог (штюр, штуер, штивер) составлял 2% от стоимости имущества налогоплательщика. В 1241 г. штюр с евреев составлял 867 марок, в то время как весь налог, выплаченный германскими городами, принес казне 4,3 тыс. марок. В начале 14 в. налоги, выплачиваемые евреями, увеличились в восемь раз; так, если в 1241 г. еврейская община Франкфурта-на-Майне уплатила 75 марок, то в 1309 г. — 622,7 марок, хотя за этот период численность общины не возросла; за тот же период в Шпейере налог на еврейскую общину вырос с 80 до 500 марок. В дополнение к налогу на собственность евреи платили также церковную десятину, деньги на жалованье городским советам (в эти советы каждый еврей, желавший поселиться в, городе, должен был обращаться за разрешением), а также различные нерегулярные взносы. Весьма часто община платила налог дважды — местному правителю и королевской казне (например, в Вормсе в 1212 г.). С ростом городов в Германии муниципальные власти стали пытаться включить евреев в свою систему налогообложения, что часто вызывало сопротивление местных правителей, не желавших отказываться от налогов с евреев в пользу городской казны.
+
-
 
+
-
14 в. характеризуется значительным ростом налогового бремени на евреев. В 1342 г. Людвиг Баварский наложил на евреев налог, называвшийся «золотой пфенниг жертвоприношения» или «рождественский налог»; каждый еврей, достигший 12 лет, должен был платить 1 золотой, если его имущество оценивалось в 20 и более золотых. Император Сигизмунд (1411–37) взыскивал этот налог различным образом: в Швабии золотой брался с каждого еврея, достигшего 13 лет, во Франкфурте взимался только с супружеских пар, иногда общину обязывали уплатить этот налог оптом. В 1500 г., согласно императорскому указу, богатых евреев обязали платить этот налог и за бедных членов своих общин. Наряду с этими ежегодными налогами особый коронационный налог взыскивался с евреев на каждую коронацию; он составлял от 1/4 до 1/3 стоимости имущества еврея. Так, в 1438 г. австрийское еврейство уплатило коронационный налог в сумме 156 тыс. золотых флоринов. Тяжелым бременем ложились на евреев и военные поборы. За одно столетие военный налог вводился 15 раз (1396, 1422, 1425, 1427, 1430, 1432, 1462, 1463, 1470, 1475, 1484, 1486, 1491, 1494, 1499). Величина налога была различной. В 1422 г. от евреев потребовали выплатить превышавшую 10% стоимости их собственности сумму на покрытие расходов, связанных с войной с гуситами; в 1427 г. военный налог составил один золотой флорин с человека; в 1430–32 гг. величина военного налога устанавливалась по договоренности с каждой общиной в отдельности; в 1475 г. евреи должны были поставить четыречта фунтов пороха для войны против Венгрии.
+
-
 
+
-
Экстраординарный налог был наложен на евреев для покрытия расходов по проведению церковного собора в Констанце (1414–18); император Сигизмунд I потребовал с евреев колоссальные суммы: в Кельне — 84 тыс. гульденов (кельнские евреи смогли уплатить лишь 12 тыс.), во Франкфурте — 1/2 стоимости их собственности (позднее император уступил до 1/3) и т. п. На этом соборе Сигизмунд I добился от папы Мартина V разрешения на выдачу привилегий евреям и за это потребовал от них уплаты особого налога (в 1418 г. — до 3,3% стоимости собственности налогоплательщика). Известно, что 14 швабских общин заплатили императору 600 золотых флоринов дополнительно к постоянным платежам, которые казна взимала с евреев на протяжении многих лет (в Майнце в 1401 г. — 600 флоринов, Франкфурте — 300, Регенсбурге — 200 и т. д.).
+
-
 
+
-
Другим источником доходов казны служила продажа долгов еврейских общин городам, которые затем взыскивали их с евреев. Это новшество широко практиковалось Рудольфом IV и Людвигом Баварским. В 1463 г. для покрытия дефицита казны на евреев была наложена подать в размере 10% от стоимости их имущества. Евреи Франкфурта заплатили 2,3 тыс. гульденов, однако в 1465 г. их обязали выплатить еще одну тысячу гульденов. В 1471 г. император объявил о намерении обложить налогом в три гульдена каждую еврейскую семью. Наряду с этим налогом евреи были вынуждены платить всевозможные штрафы и сборы, например, за разрешение покинуть свое местожительство, за проезд по дорогам и т. п. Нещадные налоговые обложения превратили евреев в основной источник доходов императорской казны. Так, в январе 1412 г. император Сигизмунд жаловался, что поступления в казну составили лишь 12 тыс. гульденов, и намеревался увеличить их; в 1414 г. ему удалось собрать только с евреев Кельна 12 тыс. гульденов (см. выше).
+
-
 
+
-
В Богемии ежегодный налог на евреев, называвшийся census annuus, взимался с каждого домашнего хозяйства.
+
-
 
+
-
Об обложении налогами евреев в [[Великобритания|Англии]] 11 в. известно очень мало. По всей видимости, нормандские завоеватели Британии (1066) ввели там свою налоговую систему. В 1189 г. система принудительных займов с проживавших в Англии евреев была отменена, и вместо нее был введен ежегодный налог. Известно, что Ричард Львиное Сердце взыскал с английских евреев на ведение войны в Святой земле 60 тыс. фунтов стерлингов. В 1194 г. евреи Англии уплатили налоги в размере пяти тысяч марок (ср. с 1,5 тыс. марок налогов, уплаченных городом Лондоном). Основой начисления податей с евреев при короле Иоанне (Джоне) Безземельном была сумма долгов христиан еврейским ростовщикам. Каждый еврейский ростовщик был обязан представить список своих должников. В 1210 г. с евреев был собран налог в сумме 60 тыс. марок. В этом же году все евреи были арестованы и содержались под стражей, а их деловая документация, подвергнутая проверке, показала, что сведения в списках были неточными; многих евреев наказали тяжелыми штрафами (так, в 1220 г. Ицхак из Норвича все еще выплачивал казне свой штраф). Многие евреи бежали, а король Иоанн намеревался изгнать из страны тех евреев, от которых казна не может получить никакого дохода. При Генрихе III и Эдуарде I фискальная политика по отношению к евреям не изменилась. Налоговые списки 1220–72 гг. показывают колебания в величине сумм, взыскиваемых с евреев. Были годы, когда евреи должны были уплатить десять тысяч марок серебром, и годы, когда они платили 1,5 тыс. марок (1269, 1272) и даже пятьсот марок (1267). В результате постоянного налогового ограбления еврейская община Англии обнищала и не могла более приносить доход казне; в 1290 г. евреи были изгнаны из страны.
+
-
 
+
-
Во [[Франция|Франции]] была принята за основу английская фискальная политика по отношению к евреям. В 1180 г. король Филипп-Август наложил на евреев страны налог в 15 тыс. марок. В 1182 г., когда он изгнал всех евреев, их земли были конфискованы. По возвращении во Францию в 1197 г. евреи были обязаны выплатить налоги в 150 тыс. марок. Налоги основывались на стоимости собственности налогоплательщика. Налоги на евреев были частью общей системы налогообложения. Прибытие в страну евреев, изгнанных из Англии, не повлекло за собой увеличения суммы общего налогового сбора с евреев. Однако в 1293–97 гг. евреи выплачивали тяжелый военный налог, составивший вместе с ежегодным налогом 215 тыс. фунтов стерлингов. Евреи были также обязаны делать подарки королю (например, по случаю брака короля с графиней Шампанской евреи подарили ему 25 тыс. фунтов стерлингов). В 1295 г. евреи Бокера были арестованы и освобождены только после того, как выплатили казне долги своих христианских клиентов.
+
-
 
+
-
О налогообложении евреев [[Италия|Италии]] сохранились лишь сравнительно поздние источники. Кондотты, пожалованные евреям местными правителями, содержали специальные параграфы, касающиеся особых налогов, которые евреи должны были платить в казну. В отличие от Италии, сохранился обширный материал относительно налогообложения в Испании. В обоих христианских королевствах — Арагоне-Каталонии и Кастилии-Леоне — существовала развитая система прямых и косвенных налогов. В дополнение к этому еврейские общины собирали налоги на собственные нужды. Основной годовой налог — пейта в Арагоне или пехо в Кастилии — выплачивался каждым еврейским домашним хозяйством, причем ответственность за его выплату несла община. Общая сумма налогов устанавливалась в ходе переговоров между представителями короны (иногда — еврейского происхождения) и делегатами общины. Расчеты основывались на экономических возможностях общины, а не на ее численности. Испанские евреи никогда (за исключением относительно короткого периода в 14 в. в Майоркском королевстве; см. [[Мальорка]]) не платили подушного налога, а лишь годовой налог общины, которая рассматривалась как коллективное юридическое лицо. Однако подарки знати и королю и военные налоги были известны и в Испании. С 1482 г. на кастильское еврейство была наложена тяжелая подать в связи с войной с Гранадой. Церковь, со своей стороны, требовала уплаты церковной десятины с земли, находившейся в еврейской собственности, однако в 13 — 14 вв. евреи в отвоеванных у мусульман областях были освобождены от уплаты десятины, так как рассматривались как поселенцы в пограничной зоне.
+
-
 
+
-
В Испании существовала крайне сложная налоговая система, которая, наряду с известными по всей Европе налогами на проезд по дорогам, переход мостов, право на место на городской ярмарке и т. п., включала налоги на сделки, на мясо и вино, а также штрафы за определенные проступки. Эти налоги поступали в королевскую казну. Кроме того, налоги также взимались с займов, с капитала, земель, молодого вина в бочках и т. п. Ответственность за сбор налогов также лежала на общине, которая зачастую брала дополнительный процент на общинные нужды, включая, между прочим, деньги на взятки и подарки чиновникам и знати для получения от них помощи и содействия.
+
-
 
+
-
Система оптового взимания налогов с общины в целом была удобна не только властям, но и самим общинам, которые обязывали своих богатых членов выплачивать налоги — частично или полностью — за раввинов, учеников [[Иешива|иешив]], неимущих, вдов и сирот. Еврейские общины устанавливали специальные правила, касающиеся уплаты налогов, и назначали особые комиссии, ответственные за раскладку налогового бремени на членов общины. В Германии после [[«Чёрная Смерть»|«Чёрной смерти»]] никто не хотел быть членом таких комиссий, и часто властям приходилось вмешиваться и назначать налоговых оценщиков. Так, в 1379–80 гг. австрийские герцоги уполномочили двух евреев, Шварцла из Линца и Давида Магенберга, оценить собственность каждого еврея (мужчины и женщины) в городах и деревнях и собрать налоги в сумме 10 тыс. венских (серебряных) пфеннигов. Эта система стала правилом в австрийских землях в 1415 г., однако еврейские общины возражали против нее. Назначенные властями налоговые оценщики обладали правом судебного разбирательства гражданских исков между евреями и христианами. Эта система породила должность так называемого «главы евреев», назначаемого властями. Так, в мае 1407 г. германский император назначил рабби Исраэля бен Ицхака из Нюрнберга главой всего германского еврейства и ответственным за уплату всех еврейских налогов. Общины резко воспротивились этому назначению и наложили на рабби Исраэля [[Херем|херем]], однако император аннулировал их постановление. В Кастилии и Португалии ответственность за раскладку и сбор налогов с евреев возлагалась на еврейского магистрата, ведавшего еврейскими делами и носившего титул раб де ла корте (`придворный раввин`). В целом, существование еврейских налоговых комиссий было официальным признанием необходимости центральной еврейской организации.
+
-
 
+
-
Общины, которые не могли выплатить установленного налога, подвергались суровым наказаниям. Нередко общины были вынуждены брать огромные ссуды под высокий процент для уплаты налогов казне. Практиковавшаяся с конца 14 в. в различных странах, особенно в Германии, отмена долгов еврейским кредиторам взамен на уплату части долга в казну фактически представляла собой косвенный побор с еврейских финансистов. Особым видом налога на евреев были налог на [[Убой Ритуальный|ритуальный убой]], кашерное вино и сыр (например, в средневековой Сицилии) и т. п.
+
-
 
+
-
В [[Польша|Польше]] евреи, с фискальной точки зрения, мало отличались от остальных податных сословий и выплачивали в пользу короны регулярные налоги. Один из налогов — census animus (`подушный налог`) — был, по сути, имущественным налогом и устанавливался в общей сумме, составлявшей во 2-й половине 15 в. 900–1000 злотых; раскладка этого налога по общинам возлагалась на еврейских руководителей или специальных сборщиков. Наряду с этим существовали повинности натурой и работой, например, поставка подвод, охрана замков и т. п. Во время войн на евреев налагались чрезвычайные налоги; например, в 1496 г. евреев обязали уплатить по одному злотому за каждого мужчину и по двенадцать грошей за женщину, ребенка и прислугу. За имущество, приобретенное у христиан, евреи выплачивали церкви десятую часть его стоимости; города-центры провинций взимали с евреев земельный и подушный налог (в западных провинциях Польши — с 14 в., а в восточных — с 15 в.).
+
-
 
+
-
Основные принципы налогообложения евреев Польши, действовавшие почти до конца существования Речи Посполитой, были разработаны в 1-й половине 16 в. Фискальные реформы Сигизмунда Старого, продолженные Стефаном Баторием, были, в частности, направлены на то, чтобы налоги с евреев были частью общей налоговой системы, в то время как чрезвычайные поборы, ставшие обычными в Западной Европе, были бы действительно чрезвычайной мерой. Стремясь к упрощению и централизации системы налогов даже ценой уменьшения поступлений в казну, Сигизмунд учредил должность еврейского генерального скарбника (казначея) для каждой из основных провинций Польши и для [[Литва|Литвы]]. Эти должностные лица быстро приобрели влияние и получили поддержку многих раввинов и еврейских ученых, грозивших их противникам наказаниями и херемом. Однако евреи рассматривали вмешательство генерального скарбника в фискальные дела общины как нарушение ее автономии, гарантированной королевскими привилегиями. В этой борьбе, поддержанной [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|М. Иссерлесом]], общинам удалось не только отстоять, но и упрочить свою автономию: областные еврейские ваады земель польской короны на съезде в 1519 г. добились права распределять по своему усмотрению общие податные суммы на своих ежегодных собраниях, в результате чего генеральные скарбники утратили свое прежнее значение. В 1540–50 гг. наряду с провинциальными ваадами появляются центральные ваады польского и литовского еврейства (см. [[Ваад Четырёх Земель|Ваад четырех земель]]); таким образом между еврейскими налогоплательщиком и королевской казной посредничали и областные ваады. В 1623 г. литовские общины отказались от участия в Вааде четырех земель и создали собственный [[Литовский Ваад|Литовский ваад]]. В 1-й половине 16 в. король признал фискальные права магнатов в отношении к проживающим на их землях евреям, а статутом 1539 г. уступил шляхте право взимать с евреев, живущих на частных землях, все те подати, которые прежде взимались короной. Таким образом, евреи, проживавшие на землях шляхты, в дополнение к государственным повинностям, общим для всех евреев на землях короны, несли повинности, устанавливаемые землевладельцами. Наряду с государственными налогами и налогами в пользу магнатов польские евреи платили подати городам, церкви и на содержание христианских школ. К государственным налогам относится прежде всего census capitum (`подушный налог`), рассматривавшийся как плата за «богатство, которым евреи обязаны государству». Первые упоминания об этом налоге восходят к 1496 г. Вначале эту подать платили только евреи, проживавшие на королевских землях, однако с 1552 г. налог был распространен и на тех, кто жил на частных землях. Общий размер подушного налога устанавливался в соответствии с общей численностью еврейского населения; взимаемая таким образом сумма иногда составляла почти половину всех доходов казны. После введения подушной подати король, под давлением евреев, освободил их от других государственных налогов (1563 г. — от налога на товары, 1593 г. — «от всех податей, именно от ремесел, лавок, шоса [см. ниже], службы, торговли солью»). В 17 в. принцип, согласно которому подушный налог на евреев является эквивалентом всех других податей, был нарушен. В 1628 г. евреев вновь обязали платить королевский шос (налог на еврейский дом и собственность, восходящий к польскому годовому чиншу и литовской сребрщизне, взимавшихся с еврейских домов и земель вплоть до 16 в.). Наряду с королевским шосом евреи платили городской шос («подымную подать») в пользу короны. Были также введены комбинированные имущественные налоги, например, гиберна, взимавшаяся частично с имущества, частично подушно или с дома, «поворотный сбор» (в Литве), «постойное», «подворное» и т. п. К чрезвычайным государственным налогам относятся налоги во время войны (либо особый сбор, либо увеличение обычных податей), коронационный налог (впервые упоминается в 1512 г. по случаю коронации королевы Варвары) и т. п. Дополнительный доход, который король получал с евреев, — пошлины за пожалование им (лично или всей общине) привилегий, доходы от выморочного имущества и т. п. Жалованье воеводам и чиновникам евреи платили натурой за судопроизводство и за «аренду» у них еврейских судов. Со временем эта повинность была заменена регулярным денежным взносом (так, во Львове по декрету 1692 г. воевода брал с евреев четыре тысячи злотых ежегодно, а подвоевода — одну тысячу). Налоги на евреев в пользу частных землевладельцев включали шос на дом, подати на предметы потребления (десятина с коз и овец, десятина с меда, платежи со спиртных напитков и т. п.), а также платежи за привилегии. Налоги городам состояли из годовой чинши за дом на городской земле, подати на нужды городской полиции, на ремонт стен и т. п., косвенных податей (весовое, поштучное, мостовое, подорожное и т. п.), годовых платежей магистратам за право (ограниченной) торговли, годовых платежей еврейских ремесленников в пользу христианских цехов (с 1539 г.). Повинности в пользу церкви и христианских школ состояли из годовых чиншей с принадлежавших некогда христианам домов, из подарков и вознаграждений за разрешение на постройку синагог и молитвенных домов, из платежа натурой в пользу церкви, а также так называемой юдаики — как бы вознаграждение руководству школ за удержание учащихся от погромов и антиеврейских выходок. Все налоги, за исключением косвенных, взимались не прямо с налогоплательщика, а с общины, правление которой осуществляло индивидуальную раскладку требуемой суммы.
+
-
 
+
-
Такая ситуация сохранялась вплоть до роспуска еврейских ваадов в 1764 г., когда произошло коренное изменение в технике подушного налогообложения.
+
-
 
+
-
С первым разделом Польши (1772) евреи принадлежавшей ей раньше [[Белоруссия|Белоруссии]] составили особый «податный класс» Российской империи, так как не были включены в другие сословия. В 1773 г. они были обложены налогом (подушной податью) в один рубль, а за право продажи вина в городах — в полтора рубля. По указу от 3 мая 1783 г. евреям было разрешено записываться в мещанство и купечество и платить одинаковые с неевреями налоги. Вместо натуральной воинской повинности с евреев брали налог в 500 рублей с рекрута (с мещан-неевреев — 360 рублей) до 1827 г., когда стали призывать на [[Военная Служба|военную службу]] евреев-мещан. В 1794–1817 гг. евреев-мещан облагали двойной податью, а для выезда за границу они должны были внести ее единовременно за три года вперед. Жалобы евреев, живших во владениях помещиков, вызвали в 1800 г. распоряжение Павла I о принятии администрацией мер, «дабы евреи не были отягощаемы излишними поборами и налогами от владельцев».
+
-
 
+
-
Подать с евреев собирали [[Кагал|кагалы]] (согласно правилам 1781 г. о приходно-расходных книгах), ответственные за поступление денег в казну. Когда же евреи с 1783 г. начали как мещане и купцы платить налоги в сословные городские учреждения и освободились от круговой поруки, заправилы кагалов (в основном белорусско-литовские) стали хлопотать о возвращении права раскладки подати. Положение о евреях (1804) вновь возложило на кагалы ответственность за сбор налогов. Кагалы взимали подать в виде прямого налога, однако часто прибегали и к косвенным, пользуясь для этой цели [[Коробочный Сбор|коробочным сбором]]. В 1797 г. минский кагал использовал коробочный сбор на уплату податей. Его примеру последовали кагалы Шклова и других общин, а вскоре правительственная администрация рядом законоположений (1809, 1823, 1826, 1829, 1835, 1839, 1844, 1847) превратила коробочный сбор в источник непосредственной уплаты государственных повинностей. Непомерные сборы привели еврейскую массу в бедственное состояние, в связи с чем руководство кагалов и состоятельные члены общин, на которых падало основное бремя налогов, стремились не вписывать неимущих в ревизские сказки (книги лиц податного состояния). Так появились так называемые неэламим (тайные), то есть специально не внесенные в эти книги. Для облегчения податного бремени кагалы стали отказывать старикам и инвалидам в приписке к общинам. Сенат в 1819 г. потребовал причислять их к тем общинам, в которых они родились, вследствие чего были вновь приписаны свыше 130 тыс. нетрудоспособных. После введения натуральной воинской повинности (1827) кагалам было предоставлено право сдавать в рекруты евреев, неисправных в уплате налогов. Евреи-купцы, свободные от подушной подати, фактически платили ее за неимущих посредством коробочного сбора. В 1831 г. правительство обязало евреев-купцов участвовать в платеже податей наравне с мещанами-евреями того города, к которому они приписаны, если их гильдейская повинность была меньше платежей мещан, платящих за неимущих. Хотя кагалы были упразднены в 1844 г., круговая порука за сбор податей в общинах сохранялась. В 1844 г. правительство ввело также особый свечной сбор, который шел на содержание [[Казённые Еврейские Училища|казённых еврейских училищ]] (с 1855 г. свечной сбор повсеместно выплачивался из суммы коробочного сбора). За еврейскими общинами накапливались огромные недоимки (в середине 1850-х гг. они достигли 8,5 млн. рублей), и в декабре 1850 г. Николай I приказал с общин, не покрывших государственных долгов в течение года, брать по взрослому рекруту за каждые две тысячи вновь недоплаченных рублей, не списывая их из суммы недоимок, а если и в следующем году недоплата не будет покрыта, брать нового рекрута (сенатский указ от апреля 1852 г., отменен в 1856 г.). С отменой в 1863 г. повсеместно (за исключением [[Сибирь|Сибири]], а также [[Бессарабия|Бессарабии]], в которой была сохранена турецкая система налогов) подушной подати с мещан оставшиеся подушные земские повинности покрывались главным образом суммами коробочного сбора (например, в 1868 г. по Киеву губернский земский сбор с евреев составлял сто тысяч рублей, из которых восемьдесят тысяч были взяты из коробочного сбора). Для поощрения еврейского [[Земледелие|земледелия]] были введены льготные налоги на евреев-земледельцев. В конце 1880-х гг. подать была заменена налогом с доходов и имущества, а подушный сбор (21 копейка) был оставлен лишь для евреев-земледельцев. В Закавказском крае подымную подать (с совместно проживающей семьи) с 1836 г. платили, как и все сельское население, горские и грузинские евреи, не приписанные к городским сословиям.
+
-
 
+
-
В Царстве Польском сохранялись введенные в герцогстве Варшавском предназначенные для казны кашерный сбор с продажи мяса и птицы (с 1809 г.) и так называемый таможенный или билетный гелейтцолль (с 1810 г.). Временно вводился также кашерный сбор на содержание еврейских больниц (отменен в 1840 г.). Кашерный сбор, который давал местному правительству в конце 1850-х гг. 350 тыс. рублей дохода, в 1862 г. был отменен. Гелейтцолль (19 польских злотых) взимался с иностранных евреев за въезд в Царство Польское, в том числе и с приезжих из других частей Российской империи. В 1819 г. [[Депутаты Еврейского Народа|депутат еврейского народа]] З. Зонненберг безуспешно хлопотал об отмене этого налога с российских евреев, а в ответ на подобное ходатайство ковенских евреев (1826) цесаревич Константин Павлович счел необходимым не только сохранить налог, но и распространить его на евреев Царства Польского, въезжавших в Россию. Однако министр финансов Е. Канкрин по собственной инициативе предписал в 1833 г. уменьшить этот налог на 50% и не распространять его на евреев Царства Польского. В 1855 г. гелейтцолль был отменен.
+
-
 
+
-
С евреев [[Киев|Киева]] в 1857–1917 гг. взимался «акцизный сбор с кашерных предметов», который вначале шел в пользу городской казны, а затем частично использовался и на еврейские нужды.
+
-
 
+
-
Наряду с общими и дискриминационными евреи большинства стран платили и общинные налоги, шедшие на содержание синагог и общинных учреждений. Синагоги обычно существовали на взносы прихожан, плату за место и добровольные пожертвования. Среди сефардов практиковалась финта — система налогообложения в соответствии с доходом каждого члена общины, определяемым специальными общинными оценщиками — финадорами. В таких странах, как Германия и Италия, где еврейские общины были официально признаны и их деятельность регулировалась законом, налоги, собиравшиеся в пользу общины, находились в ведении властей; отказ от уплаты общинных налогов был равносилен выходу из общины.
+
-
 
+
-
Отмена дискриминационных налогов на евреев происходила как следствие [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]]. Первые попытки уравнять евреев с остальным населением в фискальном отношении были сделаны в Австрии в правление Иосифа II, который отменил в 1781 г. особый еврейский подушный налог. Однако при Леопольде II и Франце I в Австрии были вновь введены особые еврейские налоги (на кашерное мясо и вино, на свечи и т. п.). Поворотный пункт в истории еврейских налогов — декрет революционного Национального собрания Франции от 20 июля 1790 г., согласно которому все особые еврейские налоги упраздняются без всякого «выкупа» со стороны евреев и в фискальном отношении евреи уравниваются с остальным населением республики. В немецких землях, однако, остатки дискриминационного фискального законодательства сохранялись до начала 19 в.
+
-
 
+
-
В Государстве Израиль налоговая система аналогична системам, принятым в странах с либеральной экономикой; наряду с прямым прогрессивным подоходным налогом и налогом, взимаемым с работодателей, существует ряд косвенных налогов (налог на прибавочную стоимость, налог на покупку, пошлина на импорт и др.) Цель налоговой системы — обеспечить средства как на содержание государственного аппарата, армии и государственных служб, так и на образование (дошкольное и школьное), на определенные виды медицинских услуг и субсидий и т. п. Другие важная функция системы налогообложения — перераспределение доходов в пользу нуждающихся слоев населения и стимулирование промышленности и сельскохозяйственного производства. Наряду с государственными существуют также муниципальные налоги, идущие на содержание муниципального аппарата и на городские нужды (уборка мусора, содержание городских музеев, развитие и озеленение городов и т. п.). В 1964 г. в Иерусалиме открыт Музей налогового дела, посвященный еврейскому налоговому законодательству и различным аспектам налогообложения на территории Эрец-Исраэль, а также в Государстве Израиль. Музей ведет научно-исследовательскую работу и издает ежеквартальник по истории и проблемам налогообложения «Ривон ле-иньяней миссим».
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12901|НАЛОГИ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+

Текущая версия на 00:17, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Налоги (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация