|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Зелоты]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Зелоты''' (по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים - каннаим) - общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи [[Второго Храма]], вылившемся в [[Иудейская Война I|восстание 66–73 гг. н. э.]].
| + | |
- | == Движение зелотов ==
| + | |
- | Главным центром движения зелотов была [[Галилея]], а затем также и [[Иерусалим]]. Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из [[фарисей]]ства, отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.
| + | |
- | | + | |
- | Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества [[Ирод I Великий|Ирода I]] в Галилее там началось антиримское брожение: некий [[Хизкия]] во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен.
| + | |
- | | + | |
- | Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, [[Иеhуда Галилеянин]] вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций.
| + | |
- | | + | |
- | Требования [[император]]а [[Калигула|Калигулы]] поставить по всей [[Римская империя|Империи]] его [[идол]]ы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей [[Иудея|Иудеи]] привело к существенной [[радикализм|радикализации]] еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. В следующем поколении сыновья Иехуды, Яаков и Шимон, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены.
| + | |
- | | + | |
- | Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев [[Заиорданье|Заиорданья]].
| + | |
- | == Течения зелотов ==
| + | |
- | К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.
| + | |
- | | + | |
- | # Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали '''[[Сикарии|сикариями]]''' (от латинского sicarii — `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость [[Масада|Масаду]] и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также [[Элазар Бен Яир|Элазар бен Яир]], возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г. | + | |
- | | + | |
- | # Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов [[Иерусалим]]а. В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.
| + | |
- | | + | |
- | # Третьим было движение, возглавлявшееся [[Бар-Гиора Шимон|Шимоном Бар-Гиорой]]. Начавшись в [[Заиорданье|Заиорданье]], движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шимона Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шимон объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.
| + | |
- | | + | |
- | Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстании]].
| + | |
- | == Иосиф Флавий ==
| + | |
- | Наиболее известен из иерусалимских священников-зелотов [[Иосиф Флавий]], в сочинениях которого содержится самый обширный сохранившийся материал о зелотах. Он называет зелотов одной из четырех — наряду с фарисеями, [[Саддукеи|саддукеями]] и [[Ессеи|ессеями]] — «философских сект» евреев. Однако тенденциозность изложения Иосифа Флавия, перешедшего на сторону римлян, значительно затрудняет восстановление объективной исторической картины движения зелотов и их роли в антиримском восстании 66–73 гг.
| + | |
- | | + | |
- | Иногда зелотов рассматривают как основанную [[Иуда Галилеянин|Иудой Галилеянином]] и [[Садок]]ом Фарисеем «четвёртую [[секта|секту]]», наряду с [[фарисеи|фарисеями]], [[саддукеи|саддукеями]] и [[ессеи|ессеями]], про которых упоминал участник Иудейских войн [[Иосиф Флавий]]<ref>[http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/18.html Иудейские древности, Книга XVIII]</ref>.
| + | |
- | == Зелоты в Новом Завете ==
| + | |
- | Согласно [[Библия|Библии]], среди апостолов [[Иисус]]а был зелот [[Симон Кананит|Симон]]<ref>[http://www.magister.msk.ru/library/bible/russian/luke6.htm Лука 6.15]</ref> (в Синодальном переводе не «зелот» а «зилот»).
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Иуда Галилеянин]]
| + | |
- | * [[Йоханан из Гисхалы]]
| + | |
- | * [[Симон Бар-Гиора]]
| + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|11615|ЗЕЛОТЫ}}
| + | |
- | [[Категория:Течения в иудаизме]]
| + | |
- | [[Категория:Иудейские войны]]
| + | |
- | [[Категория:Эпоха Второго Храма]]
| + | |