Десять казней египетских
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Нашествие мошек: оформление) |
м (→Критика сюжета: дополнение) |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 31: | Строка 31: | ||
Те же казни, хотя в несколько ином порядке, названы в Пс. 78:44–51 и 105:28–36. Посредством этих наказаний [[Бог]] Израиля демонстрирует фараону Свою безграничную власть над природой. | Те же казни, хотя в несколько ином порядке, названы в Пс. 78:44–51 и 105:28–36. Посредством этих наказаний [[Бог]] Израиля демонстрирует фараону Свою безграничную власть над природой. | ||
=== Наказание кровью === | === Наказание кровью === | ||
+ | [[Файл:Tissot Water Is Changed into Blood.jpg|240px|right|thumb|Тиссо, "Вода стала кровью"]] | ||
{{ВЗ|[Аhарон] поднял посох и на глазах у фараона и его слуг ударил по водам Нила, и вся вода в реке превратилась в кровь. Рыба в реке погибла, река засмердела, и египтяне не могли пить речную воду; кровь была по всей земле египетской.|Исх|7:20|,21}} | {{ВЗ|[Аhарон] поднял посох и на глазах у фараона и его слуг ударил по водам Нила, и вся вода в реке превратилась в кровь. Рыба в реке погибла, река засмердела, и египтяне не могли пить речную воду; кровь была по всей земле египетской.|Исх|7:20|,21}} | ||
Строка 95: | Строка 96: | ||
=== Казнь первенцев === | === Казнь первенцев === | ||
- | |||
И не миновала Египет обещанная Моше кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев. <br /> | И не миновала Египет обещанная Моше кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев. <br /> | ||
+ | {{ВЗ|И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.|Исх|12:1|-12}} | ||
+ | [[Файл:1872 Lawrence Alma-Tadema - Death of the Pharaoh Firstborn son.jpg|thumb|300px||«Десять казней египетских: смерть первенца фараона», картина [[Альма-Тадема, Лоуренс|Альмы-Тадемы]]]] | ||
{{ВЗ|В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота|Исх|12:29}} | {{ВЗ|В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота|Исх|12:29}} | ||
После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался [[Исход]]. | После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался [[Исход]]. | ||
Строка 113: | Строка 115: | ||
Египетские казни представляют собой, по большей части, доведенные до катастрофических размеров бедствия, хорошо известные египтянам и упоминаемые в древних документах. Таковы обильное размножение лягушек и мошкары во время разлива Нила, нашествие саранчи, застилающие свет тучами песка и пыли ветры-суховеи, окрашивание вод Нила в красноватый цвет из-за усиленного размножения специфических микроорганизмов и вошедшие в поговорку египетские чирья<ref>{{ЭЕЭ|11924|Казни Египетские}}</ref>. | Египетские казни представляют собой, по большей части, доведенные до катастрофических размеров бедствия, хорошо известные египтянам и упоминаемые в древних документах. Таковы обильное размножение лягушек и мошкары во время разлива Нила, нашествие саранчи, застилающие свет тучами песка и пыли ветры-суховеи, окрашивание вод Нила в красноватый цвет из-за усиленного размножения специфических микроорганизмов и вошедшие в поговорку египетские чирья<ref>{{ЭЕЭ|11924|Казни Египетские}}</ref>. | ||
+ | |||
+ | Кстати, явления эти периодически происходят до сих пор<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 135-136</ref>, но совпадение всех этих стихийных бедствий с пребыванием Моше в Египте по заданию Бога (или выбор времени прибытия в расчёте на эти явления, которые надо было каким-то образом предвидеть) заставляет привлекать для объяснения прямую волю Бога. | ||
+ | |||
== Казни в культуре и искусстве == | == Казни в культуре и искусстве == | ||
Текущая версия на 18:40, 20 февраля 2013
Текст унаследован из Википедии | |
«Десять казней египетских» (עֶשֶׂר מַכּוֹת, эсер маккот) — описанные в Торе (Пятикнижии) бедствия, обрушившиеся на египтян за отказ египетского фараона освободить порабощенных сынов Израилевых.
Содержание |
Описание
Согласно книге Исход Моше (Моисей) именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что, в противном случае, Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены следующие бедствия:
- Наказание кровью (דָם - дам)
- Казнь лягушками (צְפַרְדְּעִים - цфардеа)
- Нашествие мошек (כִּנָּם - киним)
- Наказание разным зверями, тварями (в синодальном переводе - пёсьи мухи) (עָרֹב - аров)
- Мор скота
- Язвы (דֶּבֶר - дэвэр) и нарывы (שְׁחִין - шэхин)
- Гром, молнии и огненный град (בָרָד - барад)
- Нашествие саранчи (אַרְבֶּה -арбе)
- Необычная темнота (тьма египетская) (חֹשֶׁךְ - хошэх)
- Смерть первенцев (маккат бехорот)
Те же казни, хотя в несколько ином порядке, названы в Пс. 78:44–51 и 105:28–36. Посредством этих наказаний Бог Израиля демонстрирует фараону Свою безграничную власть над природой.
Наказание кровью
Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью — не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.
Казнь лягушками
Как было обещано фараону: «они вылезут [из реки] и заполнят твой дворец, твою спальню, твою постель, дома твоих слуг и [всего] твоего народа, [залезут] в ваши печи и квашни.» (Исх.7:28). Жабы наполнили всю землю египетскую.
Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моше, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.
Нашествие мошек
В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.
На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.
И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:
Наказание дикими зверями
Согласно христианской трактовке «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Поэтому считается, что под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.
Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Звери были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет тварей, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».
Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов.
Позвал тогда фараон к себе Моше и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.
И постигла Египет пятая казнь:
Мор скота
У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.
Язвы и нарывы
После этого Господь повелел Моше и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.
И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.
Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:
Гром, молнии и огненный град
Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.
Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моше и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.
И постигла Египет казнь восьмая:
Нашествие саранчи
Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моше вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моше к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь:
Необычная темнота
Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их |
Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.
И позвал фараон Моше, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.
Казнь первенцев
И не миновала Египет обещанная Моше кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота |
После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.
Историчность сюжета
В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».
Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. По всей вероятности, на самом деле это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках кроме Библии.
Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха.
Критика сюжета
Анализ библейского рассказа позволяет заключить, что его основой, по всей видимости, является древнее предание о состязании Моше с волхвами фараона и его победе, которая, однако, не смягчила фараона, так что потребовалось навести на Египет смерть первенцев, чтобы сломить его. Затем сложилась традиция, в которой к рассказу о состязании Моше с волхвами и гибели первенцев добавился рассказ о семи египетских казнях.
Позднее число казней было доведено до десяти, и в этой версии предание зафиксировано в Библии. Различие традиций, легших в основу библейского повествования, обнаруживается также и в том, что казни насылаются то Богом (древнейшая версия), то Моисеем по указанию Бога (более поздняя версия, в которой Бог не является более оппонентом египетских волхвов и заменяется Моисеем), то Аароном (наиболее поздний вариант).
Египетские казни представляют собой, по большей части, доведенные до катастрофических размеров бедствия, хорошо известные египтянам и упоминаемые в древних документах. Таковы обильное размножение лягушек и мошкары во время разлива Нила, нашествие саранчи, застилающие свет тучами песка и пыли ветры-суховеи, окрашивание вод Нила в красноватый цвет из-за усиленного размножения специфических микроорганизмов и вошедшие в поговорку египетские чирья[1].
Кстати, явления эти периодически происходят до сих пор[2], но совпадение всех этих стихийных бедствий с пребыванием Моше в Египте по заданию Бога (или выбор времени прибытия в расчёте на эти явления, которые надо было каким-то образом предвидеть) заставляет привлекать для объяснения прямую волю Бога.
Казни в культуре и искусстве
Музыка
- История Исхода легла в основу первой части оратории Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте» (Exodus).
- Группа Металлика написала песню «Creeping Death» где прямо упоминаются некоторые из казней.
- Группа Akroma полностью посвятила описанию десяти египетских казней альбом Seth, вышедший в 2009 году.
Кинематограф
- Жатва — сюжет фильма построен на локальном проявлении 10 казней египетских в маленьком американском городке, всё население которого представляет собой сатанистскую секту.
- Мумия (США, 1999 год). Сюжет фильма: золотоискатели в поисках сокровищ фараона потревожили многовековой покой гробницы, и мумия встаёт из могилы, принеся с собой 10 бедствий Египта.
Cм.также
Десять казней египетских на Викискладе? |
- Исход
- Избиение младенцев
Ссылки
- ↑ Статья «Казни Египетские» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 135-136
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.