|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Давид]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=22/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Государственный деятель
| + | |
- | | русское имя =Давид
| + | |
- | | оригинальное имя =דָּוִד
| + | |
- | | портрет =Rey David por Pedro Berruguete.JPG
| + | |
- | | ширина портрета =220
| + | |
- | | подпись =Педро Берругете, ''Давид'', XV в.
| + | |
- | | титул =царь объединённого [[Израильское царство|Израильского царства]]
| + | |
- | | порядок =2
| + | |
- | | период правления =ок. [[1005 до н. э.|1005]] — [[965 до н. э.]]
| + | |
- | | предшественник =[[Саул]]
| + | |
- | | преемник =[[Соломон]]
| + | |
- | | наследник =[[Соломон]]
| + | |
- | | национальность =[[еврей]] из колена [[Иуда (Ветхий Завет)|Иуды]]
| + | |
- | | вероисповедание =[[иудаизм]]
| + | |
- | | дата рождения =ок. [[1035 до н. э.]]
| + | |
- | | место рождения =[[Бет-Лехем]] (Вифлеем)
| + | |
- | | дата смерти =ок. [[965 до н. э.]]
| + | |
- | | место смерти =[[Иерусалим]]
| + | |
- | | похоронен =[[Иерусалим]]
| + | |
- | | династия =основатель династии царей Иудеи
| + | |
- | | отец =[[Иесей]] (Ишай)
| + | |
- | | мать =
| + | |
- | | супруга =[[Авигея]] (Авигаиль), [[Ависага Сунамитянка]] (Авишаг), [[Ахиноама]] (Ахиноам), [[Вирсавия]] (Бат-Шева), [[Мелхола]] ([[Михаль]]), [[Мааха]]
| + | |
- | | дети =[[Амнон]], [[Фамарь|Тамар]], [[Авессалом]] (Авшалом), [[Адония]], [[Соломон]] (Шломо)
| + | |
- | | Commons =David
| + | |
- | | Rodovid =79377
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Дави́д''' ({{lang-he|דָּוִד}}, «любимый», «любимец») — второй царь [[Израильское царство|Израиля]], младший сын [[Иессей|Иессея]] (Ишая) из [[Вифлеем]]а (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. [[1005 до н. э.|1005]] — [[965 до н. э.]]): семь лет и шесть месяцев был царём [[Иудейское царство|Иудеи]] (со столицей в [[Хеврон]]е), затем 33 года — царём [[Израильское царство|объединенного царства Израиля и Иудеи]] (со столицей в [[Иерусалим]]е). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет [[Мессия]].
| + | |
- | | + | |
- | == Давид в [[ТаНаХ]]е ==
| + | |
- | | + | |
- | ==== Происхождение и помазание ====
| + | |
- | [[Файл:Paris psaulter gr139 fol4v.jpg|thumb|left|Битва Давида и Голиафа ([[Парижская псалтырь]])]]
| + | |
- | Давид был младшим из восьми сыновей [[Иессей|Иессея]] — вифлеемлянина из колена Иуды<ref>{{Библия|1Цар|16:1|, 10}} и след.; {{Библия|1Пар|2:13|-16}}</ref>, правнуком [[Вооз]]а (Боаза) и моавитянки [[Руфь|Руфи]] (Рут)<ref>{{Библия|Руфь|4:18|-22}}</ref>. | + | |
- | | + | |
- | Он был белокур или рыж<ref>{{Библия|1Цар|17:42}}</ref>, красив, силён, красноречив и хорошо играл на [[кинор]]е. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.<ref>{{Библия|1Цар|16:12|,18}}; {{Библия2|1Цар|17:34|17:34-36}}</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому Бог, отвергнув царя [[Саул]]а (Шаула) за непокорность, послал пророка [[Самуил (пророк)|Самуила]] (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём ({{Библия|1Цар|16:1|-13}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== При дворе царя Шаула ====
| + | |
- | Призванный к царю Шаулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина [[Голиаф]]а (Гольята) и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Шаул окончательно взял его ко двору ({{Библия|1Цар|16:14}} — {{Библия2|1Цар|18:2}}).
| + | |
- | | + | |
- | Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына [[Ионафан]]а (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Шаула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что {{ВЗ2|с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида|1Цар|18:7|-9}}. Со временем подозрения укрепились и Шаул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Шаул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами — используя чувство своей дочери [[Мелхола|Мелхолы]] (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным ({{Библия|1Цар|18:3|-30}}).
| + | |
- | | + | |
- | Теперь Шаул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Михаль, вынудили Давида бежать к Шмуэлю в Раму. При последней встрече Ионатан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно ({{Библия|1Цар|19:20}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Бегство и эмиграция ====
| + | |
- | Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч [[Голиаф]]а от священника Ахимелеха в [[Нов]]е, а затем бежал к филистимскому царю Ахишу в Гат. Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным ({{Библия|1Цар|21}}; {{Библия|Пс|33:1}}; {{Библия2|Пс|55:1}}).
| + | |
- | | + | |
- | Затем Давид искал убежища в пещере Адуламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка [[Гад (пророк)|Гада]] Божье повеление идти в землю Йеhуды ({{Библия|1Цар|22:1|-5}}). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеилы, куда к нему прибыл с [[эфод]]ом [[Авиафар]] (Эвьятар), единственный священник из Нова, спасшийся от мести Шаула. Шаул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника ({{Библия|1Цар|23}}). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары ({{Библия|1Цар|23}}; {{Библия2|1Цар|24}}; {{Библия2|1Цар|26}}).
| + | |
- | | + | |
- | === На службе у филистимлян ===
| + | |
- | Оказавшись в немилости у царя Шаула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам ({{Библия|1Цар|27:1}}), ища покровительства их короля Ахиша, властителя города [[Геф]] (Гат). Аших пожаловал Давиду пограничный город Циклаг (в пустыне [[Негев]]) ({{Библия|1Цар|27:6}}). Отряды Давида грабили аборигенов ([[Амаликитяне|амалекитян]]), а часть добычи отсылали Ахишу ({{Библия|1Цар|27:9}}). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции ({{Библия|1Цар|28:4}}).
| + | |
- | | + | |
- | === Царь в Хевроне ===
| + | |
- | [[Файл:David et l Amalécite.jpg|thumb|Давиду приносят новость о смерти Саула]]
| + | |
- | Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при [[Гильбоа]] ({{Библия|1Цар|31:6}}). Воспользовавшись временным вакуумом власти Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский [[Хеврон]], где колено Йеуды на собрании провозгласило его царем иудейским ({{Библия|2Цар|2:4}}), что означало фактическое отделение [[Иудея|Иудеи]] от Израиля, царем которого был провозглашен сын [[Саул]]а [[Иевосфей]] (Ишбошет) ({{Библия|2Цар|2:10}}). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо Ишбошет царствовал 2 года) и завершилась победой Давида ({{Библия|2Цар|3:1}}). Старейшины Израиля пришли в [[Хеврон]] и избрали Давида царем над всем Израилем ({{Библия|2Цар|5:3}}). При этом [[филистимляне]] считали Давида своим ставленником, поскольку в знак своего расположения они преподнесли в дар Давиду [[ковчег завета]], который был ранее захвачен у израильтян и хранился в филистимлянском городе [[Геф]] (у некого Аведдара) ({{Библия|2Цар|6:11}}). Также третьей частью армии Давида командовал Итай — военачальник из того же филистимлянского города [[Геф]], то есть один из трех давидовых маршалов был филистимлянином ({{Библия|2Цар|15:19}}; {{Библия|2Цар|18:2}}).
| + | |
- | | + | |
- | В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец [[Амнон]], Килав, [[Авессалом|Авшалом]], [[Адония]], Шефатья и Итреам.
| + | |
- | | + | |
- | === Царь в Иерусалиме ===
| + | |
- | [[Файл:Davids-kingdom.jpg|thumb|350px|Различные интерпретации того, что [[Библия]] говорит о размерах Израильского царства времён Давида (1000—930 г. до н. э.)]]
| + | |
- | Приняв власть над Израилем, Давид проявил блестящую политическую интуицию, поняв, что столица царя всего Израиля не может оставаться в Хевроне, одном из городов колена [[Иехуда|Иехуды]]. Поэтому немедленно после своего воцарения Давид завоевал земли иевуситов (небольшой автохтонной народности [[Ханаан|Ханаана]]), отделявшие надел колена Иехуды от наделов остальных колен, и сделал город Иевус (впоследствии [[Иерусалим]]) столицей Объединенного царства, назвав ее ир Давид (`город Давида`).
| + | |
- | | + | |
- | Объединение всех колен Израиля в единое царство и ликвидация иевуситского анклава в центре страны подрывали филистимскую гегемонию над территорией Ханаана. Войска филистимлян двинулись вглубь страны и захватили [[Бет-Лехем]], однако Давид нанес им два тяжелых поражения в долине Рефаим и оттеснил их к [[Гезер]]у; третье сражение произошло уже на территории филистимлян и принесло израильтянам окончательную победу.
| + | |
- | | + | |
- | Давид заключил союз с [[тир]]ским царем [[Хирам]]ом, который помог ему построить в Иерусалиме дворец ({{Библия|2Цар|5:11}}). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и [[Шломо]] (Соломон)({{Библия|2Цар|5:14}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Религиозная реформа ====
| + | |
- | После объединения Израиля Давид превратил иевусейский [[Иерусалим]] в сакральный иудейский центр, поместив [[ковчег завета]] в скинии на горе [[Цион]] ({{Библия|Пс|73:2}}; {{Библия|Пс|75:3}}). Израильтяне недоумевали ({{Библия|2Цар|6:20}}), когда Давид плясал перед Господом ({{Библия|2Цар|6:16}}), одетый лишь в льняной [[эфод]] ({{Библия|2Цар|6:14}}). Богослужения стали более экзальтированными ({{Библия|Пс|99:2}}) и музыкальными ({{Библия|1Пар|25:6}}; {{Библия|Пс|150:3}}), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял [[псалмы]].
| + | |
- | | + | |
- | Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников ({{Библия|2Цар|8:17}}) и включив их в состав государственного аппарата (''писцами'' и ''судьями'' — {{Библия|1Пар|26:29}}). Богослужения стали проводиться дважды в день ({{Библия|1Пар|23:30}}), а ротацию священников определял жребий и очередность ({{Библия|1Пар|25:8}}). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее [[Иордан]]а .
| + | |
- | | + | |
- | Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — [[Иерусалимский храм|Храм]]. Но не он, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови ({{Библия|1Пар|22:8}}). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Шломо строительные материалы и планы ({{Библия|2Цар|7}}; {{Библия|1Пар|17}}; {{Библия2|1Пар|22}}; {{Библия2|1Пар|28:1}} — {{Библия2|1Пар|29:21}}). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана болезнь, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на [[гумно|гумне]] Орнана (Аравны) иевусея. Тем самым Давиду было указано место, на котором [[Соломон|Шломо]] позже начал строительство Храма ({{Библия|2Цар|24}}; {{Библия|2Пар|3:1}}).
| + | |
- | | + | |
- | По более поздней традиции, сохранившейся в [[Хроник Книга|книге Хроник]], Давид осуществил приготовления к постройке [[Храм]]а и установил порядок храмовой службы, привлек сословие [[леви]]тов к государственной службе, тем самым поставив его в зависимость от царского двора (I Хр. 22:2–5, 14–16; 23–26; 28:11–19).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Территориальные приобретения ====
| + | |
- | Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал [[Моав]] ({{Библия|2Цар|8:2}}). Затем Давид начал победоносную войну против [[Арамеи|арамеев]], чьи полукочевые царства (Цова, [[Дамаск]], Бет-Рехов) располагались на территории [[Сирия|Сирии]] ({{Библия|2Цар|8:6}}). Сирийский поход вывел Давида к берегам [[Ефрат]]а и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям [[Медь|меди]] ({{Библия|2Цар|8:8}}). На юге он присоединил [[Идумея|Идумею]] ({{Библия|2Цар|8:14}}).
| + | |
- | | + | |
- | С аммонитянами при царе Нахаше отношения были мирными, но его сын Ханун оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авишай разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Рабу.
| + | |
- | | + | |
- | Победы Давида в Заиорданье остановили военную экспансию арамеев в южной Сирии; власть Давида распространялась теперь далеко за границы территории колен Израиля, — возможно, вплоть до реки Евфрат; Арам-Даммесек был включен в состав царства Давида, а другие арамейские государства оказались в вассальной зависимости от Израиля. Стремясь обезопасить южную границу царства, Давид начал войну с [[Эдом]]ом, в результате которой царство Эдома перестало существовать, и там были размещены гарнизоны Давида. Созданию обширного царства, территория которого простиралась от Эцион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Хамата на севере (I Ц. 5:1, 4; II Хр. 9:26), способствовал упадок, переживаемый в этот период Египтом, Ассирией и Вавилонией, а также дипломатические действия Давида (союз с новохеттским царством, враждовавшим с арамеями, и с царем финикийского Тира Хирамом, с которым у Израильского царства были общие экономические интересы). Царство Давида занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней - тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной ({{Библия|Чис|34:2|-12}}; {{Библия|Иез|47:15|-20}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Административные реформы ====
| + | |
- | Сделав своей столицей Иерусалим, находившийся вне традиционных пределов территории какого-либо из израильских колен, Давид управлял страной при помощи созданного им административного аппарата, непосредственно подчиненного царскому двору и не связанного с какими-либо институциями отдельных колен.
| + | |
- | | + | |
- | Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности соферa (`писец`; II Сам. 8:17) и мазкирa (`дееписатель`, то есть хронист; II Сам. 8:16), по-видимому, выполнявшего обязанности царского глашатая и отвечавший за сбор податей и проведение «царских работ» (повинность, до этого не известная в Израиле).
| + | |
- | | + | |
- | Далее мы узнаем о советниках царя ({{Библия|1Пар|27:32|-34}}), о чиновниках, управлявших царским имуществом ({{Библия2|1Пар|27:25|27:25-31}}), и о надзирателе за сбором податей ({{Библия|2Цар|20:24}}). Наряду с начальниками над отдельными коленами ({{Библия|1Пар|27:16|-22}}) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники ({{Библия|1Пар|26:29|-32}}).
| + | |
- | | + | |
- | Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, крети, плети и гиттим ({{Библия|2Цар|20:23}}), наёмников критского и филистимского происхождения. Некоторые ученые полагают, что осуществленное при Шломо разделение страны на 12 округов, не совпадавших с уделами колен (I Ц. 4:7), восходит к времени Давида.
| + | |
- | | + | |
- | Особое положение занимали ''храбрые Давида'' — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них ([[Иоав]], [[Авесса|Авишай]], [[Ваней|Бенаяѓу]]) заняли впоследствии высшие командные должности ({{Библия|2Цар|23:8|-39}}; {{Библия|1Пар|11:10}} — {{Библия2|1Пар|12:22}}; {{Библия2|1Пар|20:4|20:4-8}}).
| + | |
- | | + | |
- | Давид произвёл также всеобщую [[Перепись Населения|перепись населения]] - нововведение, которое в Библии (II Сам. 24:1–17; I Хр. 21:1–17) вменяется ему в тяжкий грех и не было завершено ({{Библия|1Пар|27:23}} и след.).
| + | |
- | | + | |
- | Административные реформы Давида, проведенные в короткий срок, вызвали противодействие со стороны приверженцев патриархального строя, в частности старейшин израильских колен, традиционная власть и авторитет которых этими реформами подрывались. В некоторых коленах (особенно Биньямина и Эфраима) возникло острое недовольство, вылившееся в два восстания: мятеж сына Давида [[Авшалом|Авшалома]] и восстание под руководством Шевы, сына Бихри, из колена Биньямина, под лозунгом: «Нет нам части в Давиде и доли в сыне Иессеевом: все по шатрам своим, израильтяне» (II Сам. 20:1). Ценой огромных усилий Давиду удалось подавить восстание и избежать распада царства (II Сам. 16–20).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Гаваонитяне и Мефивошет ====
| + | |
- | Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый долг крови Шаула перед [[гивон]]итянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, {{ВЗ2|умилостивился Бог над страною|2Цар|21:1|-14}}. Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Шаула на его семью; сам он не питал к роду Шаула личной ненависти.
| + | |
- | | + | |
- | В знак этого Давид призвал Мефивошета, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями ({{Библия|2Цар|9}}). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Давид и Бат-Шева ====
| + | |
- | [[Файл:Paris psaulter gr139 fol136v.jpg|thumb|200px|Пророк Нафан обличает Давида]]
| + | |
- | На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это [[Вирсавия|Бат-Шева]], жена [[Урия|Урии]], одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.
| + | |
- | | + | |
- | Бат-Шева была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Бат-Шеваы будет связываться с именем её мужа. Давид послал [[Иоав]]у приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства [[Авенир|Авнер]]а, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Бат-Шева официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка [[Нафан (пророк)|Натана]], который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Бат-Шевой, от которой теперь родился преемник Давида — [[Шломо]] ({{Библия|2Цар|11:2}} — {{Библия2|2Цар|12:25}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Закат правления ====
| + | |
- | [[Файл:King david tomb.jpg|thumb|Т. н. «Могила царя Давида»]]
| + | |
- | Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру [[Тамар]] ({{Библия|2Цар|13:14}}). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился [[Авшалом]] и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в [[Гессур|Гешур]] ({{Библия|2Цар|13:38}}), где пробыл три года ([[970 год до н. э.|970]] — [[967 год до н. э.]]). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авшалом был прощен и смог возвратиться в [[Иерусалим]]. Однако Авшалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем ({{Библия|2Цар|19:10}}). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» ({{Библия|2Цар|15:7}}), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авшалом начал преследовать своего отца и в лесу Эфраима произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Шева, сын Бихри ({{Библия|2Цар|20:2}}). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил [[Адония]] ({{Библия|3Цар|1:18}}) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк [[Нафан (пророк)|Натан]] и [[Вирсавия|Бат-Шева]] настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть [[Соломон]]у, что и было сделано ({{Библия|3Цар|2:1}}; {{Библия|1Пар|23:1}}).
| + | |
- | | + | |
- | Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме ({{Библия|3Цар|2:10|-11}}).
| + | |
- | Со времён средневековья принята ошибочная локализация могилы Давида на горе [[Сион]], где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря<ref>[http://newsru.com/religy/11dec2009/isva.html Ватикан может разорвать дипломатические отношения с Израилем] [[NEWSru]] 11 декабря 2009.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Творчество Давида ===
| + | |
- | Уже в самых ранних источниках Давид именуется «сладким певцом Израиля» (II Сам. 23:1). Его поэтическое дарование находит яркое выражение в плаче по Саулу и Ионатану (II Сам. 1:17–27), представляющем собой один из лучших образцов древней поэзии на иврите. Библия приписывает ему авторство некоторых псалмов, а более поздняя традиция считает его автором всей книги [[Псалмы|Псалмов]], проникнутой столь характерным для Давида глубоким чувством упования на Бога в самые тяжелые моменты человеческой жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Давид принадлежал к колену Иехуды; среди его предков по женской линии была, согласно библейской традиции, моавитянка [[Руфь]] (Руфь 4:18–22). После раскола Объединенного царства династия, основанная Давидом, оставалась на престоле Иудеи более 400 лет, вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.), в то время как в северном Израильском царстве династии сменялись одна за другой, и через 200 лет после раскола изгнанные десять колен растворились среди других народов. Вера в восстановление династии Давида послужила одним из факторов сохранения еврейского народа в изгнании. Образ Давида стал в веках идеалом праведного царя, олицетворением прошлого величия народа и символом упования на его возрождение в будущем.
| + | |
- | | + | |
- | Давид — Божий помазанник, и библейские пророки провозгласили завет Бога с домом Давидовым вечным и нерушимым, как «смена дня и ночи» (Иер. 33:20–22). Вся еврейская [[эсхатология]] с библейских времен по сей день неразрывно связана с пришествием Мессии (помазанника), который будет принадлежать к роду Давида. В [[Талмуд|Талмуде]] есть высказывание о том, что Давид продолжает жить («Давид, царь Израиля, жив и существует» — РхШ. 25а), на основании которого более позднее народное предание повествует, что Давид скрывается в пещере, погруженный в непробудный сон до тех пор, пока он не будет призван явиться как Мессия и принести избавление еврейскому народу и всему человечеству.
| + | |
- | | + | |
- | == Давид в еврейской традиции ==
| + | |
- | В талмудической и раввинистической литературе, особенно в [[Аггада|Аггаде]], с личностью Давида связано множество легенд. Давид изображается богобоязненным праведником, строго соблюдающим религиозные предписания, мудрым судьей и законоучителем, погруженным в изучение [[Тора|Торы]] и предающимся молитвам. Отрицательные поступки Давида по большей части трактуются как испытания или действия, совершенные по Божественному предопределению для извлечения из них морально-гомилетических поучений. В [[Каббала|каббале]] Давид олицетворяет сферу малхут (сферу царства), одну из десяти [[сфирот]] — модусов имманентной сущности Бога, нисходящих в мир путем эманации.
| + | |
- | | + | |
- | == Давид в христианской традиции ==
| + | |
- | | + | |
- | Родословная [[Иисус]]а как Мессии восходит в различных вариантах к Давиду (Матф. 1:1–17; Лука 3:23–31). По евангельским преданиям Иисус, как и Давид, родился в [[Бет-Лехем]]е.
| + | |
- | [править]
| + | |
- | == Давид в мусульманской традиции ==
| + | |
- | | + | |
- | В мусульманской традиции образ Давида (Дау́д, داود) — пророк, через которого была ниспослана священная книга Забур, но в целом мало отличается от образа, созданного в поздней аггадической еврейской литературе.
| + | |
- | == Образ в искусстве ==
| + | |
- | [[Файл:Michelangelos David.jpg|250px|right|thumb|Микеланджело, "Давид"]]
| + | |
- | === Художественное искусство ===
| + | |
- | На протяжении многих веков личность Давида и его подвиги служили неиссякаемым источником вдохновения для художественного творчества. Давиду посвящены монументальная скульптура Микеланджело (1503, Академия, Флоренция) и полотна [[Рембрандт, Харменс Ван Рейн|Рембрандта]].
| + | |
- | | + | |
- | В современном еврейском искусстве отличается самобытностью образ Давида в иллюстрациях к Библии [[Шагал, Марк|М. Шагала]].
| + | |
- | === Музыка ===
| + | |
- | В музыке, наряду с кантатой Моцарта «Кающийся Давид», особого внимания заслуживает опера [[Мийо, Дариюс|Д. Мийо]] «Давид» (1953, либретто А. Люнеля), впервые поставленная в Иерусалиме в 1954 г. в присутствии композитора. Ряд музыкальных произведений посвящен Давиду израильскими композиторами — [[Авидом, Менахем|М. Авидомом]] (Симфония №2 «Давид», 1948), [[Бен-Хаим|П. Бен-Хаимом]] («Сладкий певец Израиля», 1957) и другими. Большой популярностью пользуется народная песня «Давид мелех Исраэль хай ве-каям» («Давид, царь Израиля, жив и существует»).
| + | |
- | === Литература ===
| + | |
- | В новой литературе на иврите Давид — герой многих произведений: от поэм [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордона]] «Ахават Давид у-Михаль» («Любовь Давида и Михаль») и «Давид у-Варзиллай» («Давид и Барзиллай») — до романа [[Шамир, Моше|М. Шамира]] «Кивсат hа-раш» («Овечка бедняка»).
| + | |
- | | + | |
- | Символом величия человеческой личности и образцом национального вождя Давид выступает в поэзии [[Гринберг, Ури Цви|У. Ц. Гринберга]].
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски и источники ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Звезда Давида]]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Пински, Роберт. Жизнь Давида. М., [[Текст (издательство)|Текст]], 2008.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.maranat.de/agr_01_08.html Царь Давид в изобразительном искусстве]
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|11356|ДАВИД}}
| + | |
- | {{Израильский царь
| + | |
- | |[[1005 до н. э.|1005]] — [[965 до н. э.]]|
| + | |
- | [[1047 до н. э.|1047]] — [[1017 до н. э.]]|
| + | |
- | [[1012 до н. э.|972]] — [[961 до н. э.]]
| + | |
- | |before=[[Иевосфей]]<br />''Ишбаал''
| + | |
- | |after=[[Соломон]]<br />''Шломо''
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Цари Израиля и Иудеи|Объединение}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Библейские пророки|Судьи}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Род от Адама|state=uncollapsed}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Цари Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Цари Иудеи]]
| + | |
- | [[Категория:Древняя история евреев]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |