|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Нищенство (еврейский аспект)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Нищенство''', собирание милостыни как средства существования.
| + | |
- | === Библия ===
| + | |
- | | + | |
- | Хотя в [[Библия|Библии]] неоднократно идет речь о бедных и нуждающихся, упоминания о нищенстве, равно как и соответствующие понятия, не встречаются (`нищие` в русском переводе Библии означает `неимущие`).
| + | |
- | | + | |
- | Помощь бедняку (ани) или нуждающемуся (эвйон) предусматривалась библейским законодательством [[Лекет|лекет, шихеха у-феа]].
| + | |
- | === Талмуд ===
| + | |
- | | + | |
- | По-видимому, нищенство начало распространяться в талмудический период. В Талмуде упоминаются нищенствующие бродяги.
| + | |
- | | + | |
- | В 1-м разделе мишнаитского трактата Шаббат (см. [[Мишна]]) рассматриваются различные способы подачи милостыни с целью иллюстрации законов, касающихся передачи предметов в [[Суббота|субботу]] из частных в общественные руки.
| + | |
- | | + | |
- | Мишна также определяет права нищего, который «ходит с места на место» и которого следует обеспечивать ночлегом (Пеа 8:7).
| + | |
- | | + | |
- | Мишна считает нищенство занятием, недостойным женщины, и поэтому предписывает, чтобы в случае, когда отец не оставил детям достаточных средств к существованию, лишь сыновья отправлялись собирать милостыню, а дочери оставались дома (Кт. 13:3). Нищие упоминаются и в [[Новый Завет|Новом завете]] (Марк 10:46; Деян. 3:2).
| + | |
- | === Законоучители ===
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители порицали тех нищих, которые симулировали болезни, увечья и уродства, чтобы вызвать сострадание у окружающих (Пеа 8:9 и др.).
| + | |
- | | + | |
- | Однако один из законоучителей проявлял снисходительность к таким симулянтам, утверждая, что они выполняют полезную функцию, пробуждая в людях милосердие (Кт. 68а). Талмуд приводит забавную историю о нищем, вызвавшем упрек [[Рав|Равы]] своими чрезмерными требованиями (Кт. 67б).
| + | |
- | === Факторы сдерживания нищенства среди евреев ===
| + | |
- | | + | |
- | Два фактора сдерживали распространение нищенства среди евреев: тактичный обычай посылать пищу беднякам так, чтобы не оскорблять их гордость (см. примеры в Кт. 67б), и хорошо организованная система сбора и распределения средств в помощь бедным через посредство официального благотворительного фонда (куппа) и благотворительной кухни (тамхуй).
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому те, кто занимался нищенством, теряли право на помощь со стороны организованной [[Благотворительность|благотворительности]], хотя было установлено компромиссное правило не отпускать просящего милостыню с пустыми руками (Кт. 67б).
| + | |
- | | + | |
- | В средние века просящих подаяние исключали из сферы организованной общинной благотворительности, что было сформулировано как галахическое постановление (Майм. Яд. Маттнат Аниим 7:7; Ш. Ар. ИД. 250:3, см. [[Галаха]]).
| + | |
- | | + | |
- | С другой стороны, [[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо Адрет]] в ответ на запрос общины, обремененной многочисленными нищими, постановил, что «хотя повсюду нищие получают поддержку от общинной благотворительности, если вдобавок к этому они хотят просить милостыню под окнами, они могут поступать таким образом, и каждый пусть подает им по своему разумению и желанию» (Респонсы, 3, №380).
| + | |
- | | + | |
- | Однако в Кракове в 1595 г., а также в испанских и португальских общинах Лондона во 2-й половине 17 в. нищенство было полностью запрещено.
| + | |
- | | + | |
- | Прекрасно организованная помощь нуждающимся (см. Ш. Ар. ИД. 250:3: «Мы никогда не слышали об общине, в которой не было бы фонда для бедных и благотворительной кухни») до 17 в. практически исключала нищенство среди евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Христианский гебраист 17 в. Ланселот Аддисон в сочинении «Нынешнее положение евреев» писал, что «у евреев нет нищих», и объяснял это «регулярными и достохвальными усилиями» евреев обеспечить нужды бедняков.
| + | |
- | === Текст заголовка ====== Причины нищенства среди евреев ===
| + | |
- | | + | |
- | По-видимому, рост нищенства среди евреев был следствием [[Погромы|погромов]] [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]], когда были уничтожены сотни еврейских общин и тысячи бездомных и обездоленных евреев наводнили Европу.
| + | |
- | | + | |
- | С того же времени в обиходе появляется термин шнорер (идиш — `нищий`, `попрошайка`), а нищенство становится типичным явлением еврейской жизни.
| + | |
- | | + | |
- | В источниках на иврите таких нищих называли архей пархей (на арамейском `бродяги`, `бездельники`).
| + | |
- | | + | |
- | Нищие в Германии (по-немецки беттельюден), по некоторым оценкам, составляли в конце 17 в. до 20% всего еврейского населения.
| + | |
- | | + | |
- | Среди причин распространения и устойчивости этого явления — естественный прирост еврейского населения при ограничениях, налагавшихся местными властями на численность еврейского населения в данном месте.
| + | |
- | | + | |
- | Немаловажным фактором была и общая политическая и экономическая нестабильность в Европе. Беттельюден были частью массы нищенствующих бродяг.
| + | |
- | | + | |
- | Подобно своим нееврейским собратьям, они со временем организовали сообщества (иногда — совместно с нищими-неевреями) и развили собственную субкультуру.
| + | |
- | | + | |
- | Нищие евреи пополняли собой ряды преступников. Власти обвиняли их в воровстве, распространении заболеваний и эпидемий и обращались с ними весьма сурово.
| + | |
- | | + | |
- | Отношение руководителей еврейской общины к таким нищим было неоднозначным: с одной стороны, они опасались как гнева властей, так и антисоциальных наклонностей архей пархей; с другой стороны, они сочувствовали обездоленным единоверцам и стремились облегчить их участь.
| + | |
- | | + | |
- | Обычно странствующим нищим предоставляли ночлег на одну ночь (или на две, если выпала суббота) в домах членов общины, а наутро им давали деньги и отправляли в дальнейший путь. Нищим, в первую очередь больным, предоставлялся ночлег и в особых домах для бедных (см. [[Хекдеш]]).
| + | |
- | | + | |
- | После [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]], когда были отменены ограничения на местожительство евреев и на сферы их занятий, подавляющее большинство бывших нищих вошло в социально-экономическую структуру европейских стран.
| + | |
- | | + | |
- | Однако нищенство как социальное явление не исчезло полностью из жизни еврейских общин и продолжало существовать, хотя и в меньшем масштабе, главным образом в Восточной Европе.
| + | |
- | === Нищенство в Эрец-Исраэль ===
| + | |
- | | + | |
- | В Эрец-Исраэль нищенство, широко распространенное до образования государства, в настоящее время значительно сократилось благодаря деятельности Министерства социального обеспечения.
| + | |
- | | + | |
- | Нищие на улицах израильских городов немногочисленны. Однако до сих пор раздача милостыни часто сопровождает утреннюю синагогальную службу.
| + | |
- | | + | |
- | Имеются два вида нищенства — настоящие нищие и учащиеся традиционных [[Иешива|иешив]], которые, с согласия своих руководителей, таким образом не только пополняют свои средства существования, но и предоставляют молящимся возможность сочетать молитву с благотворительностью.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя среди ортодоксальных евреев (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]) иногда высказывается мнение, что нищие мешают молящимся, подавляющее большинство — против их удаления из синагог.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12991|НИЩЕНСТВО}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |