|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Моногамия и полигамия (трактовка в еврейской традиции)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Моногамия И Полигамия''' (единобрачие и многобрачие).
| + | |
- | === Ближний Восток ===
| + | |
- | === Библия ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Библия]] не налагает каких-либо ограничений на число жен, и многие библейские герои, начиная с [[Патриархи|патриархов]], имели по несколько жен (и [[Наложница|наложниц]]), что было общепринятым на Ближнем Востоке. | + | |
- | | + | |
- | На практике большинство браков были, по всей видимости, моногамными, что объясняется экономическими факторами.
| + | |
- | | + | |
- | Представления, нашедшие выражение в истории о сотворении женщины (Быт. 2:22–24) и в последней главе Притчей (см. [[Притчей Соломоновых Книга|Притчей Соломоновых книга]]), отражают моногамный характер брака.
| + | |
- | === Эпоха Второго храма ===
| + | |
- | В эпоху Второго [[Храм|храма]] моногамный брак становится все более распространенным, чему способствовало, наряду с экономическими факторами, возникновение концепции взаимной верности супругов.
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых случаях брачный контракт включал обязательство мужа воздержаться от дополнительного брака (подобные договоры сохранились среди ассирийских и вавилонских документов и документов с [[Элефантина|Элефантины]]).
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, полигамия (обычно — бигамия, то есть двоеженство) была достаточно широко распространена среди евреев в эллинистический период и практиковалась даже законоучителями (см., например, Иев. 15а).
| + | |
- | | + | |
- | Частой причиной бигамии был [[Левиратный Брак И Халица|левиратный брак]], а также бесплодие первой жены.
| + | |
- | === Галаха ===
| + | |
- | | + | |
- | Первый запрет полигамии содержит [[Галаха|галаха]] [[Кумранская Община|Кумранской общины]] (так называемый Дамасский документ 4:20–5:5, см. [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитки]]), трактовавшая его как один из запретов, содержащихся в [[Пятикнижие|Пятикнижии]].
| + | |
- | === Мишна ===
| + | |
- | | + | |
- | Форма брака, отраженная в [[Мишна|Мишне]] и [[Барайта|барайтах]], — почти исключительно моногамия. (Иев. 2:10 и другие), хотя предусматривается, что второй и последующие браки мужчины имеют юридическую силу и теряют ее лишь в случае формального развода или смерти (Иев. 65а; Майм. Яд., Ишут 14:3 и другие).
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые законоучители этого периода настаивали на приоритете халицы (см. [[Левиратный Брак И Халица|Левиратный брак и халица]]) в случае, когда необходимость левиратного брака относится к женатому мужчине (Бх. 1:7); другие резко осуждали бигамию, даже в целях рождения потомства (Кт. 62б).
| + | |
- | === Влияние римского семейного права ===
| + | |
- | | + | |
- | Возможно, что такая точка зрения установилась под влиянием римского семейного права, особенно после того, как в 212 г. все евреи империи получили римское гражданство.
| + | |
- | | + | |
- | Император Феодосий издал постановление против бигамии и полигамии евреев, однако и после этого полигамные формы брака не исчезли полностью.
| + | |
- | === Влияние ислама ===
| + | |
- | | + | |
- | У евреев [[Вавилония|Вавилонии]] также встречается полигамия, несмотря на принятую у персов моногамию. (Иев. 65а; ср. Кт. 80б).
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители Вавилонии рекомендовали брать не более четырех жен (что, по-видимому, сказалось на мусульманском законе, ограничивающем число жен четырьмя).
| + | |
- | | + | |
- | Под влиянием [[Ислам|ислама]] полигамный брак среди евреев в эпоху вавилонских [[Гаон|гаонов]] получил более широкое распространение.
| + | |
- | | + | |
- | == Европа и Северная Африке ==
| + | |
- | | + | |
- | Бигамия была широко распространена в Северной Африке и в [[Испания|Испании]]. Вместе с тем, формальное требование отказа мужа от второго брака часто встречается в брачных контрактах того времени.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Германия|Германии]] и Северной [[Франция|Франции]] среди евреев полигамия была довольно редким явлением, что объясняется влиянием моногамного семейного уклада христианских народов.
| + | |
- | | + | |
- | В 10 в. рабби [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола]] и его [[Бет-Дин|бет-дин]] ввели постановление (см. [[Такканот]]), известное под названием [[Херем|херем]] раббену Гершома, запрещавшее полигамию.
| + | |
- | | + | |
- | Запрет не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены.
| + | |
- | | + | |
- | К 13 в. было принято постановление, согласно которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака.
| + | |
- | | + | |
- | Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака (Иев. 110а; ББ. 48б), однако мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой.
| + | |
- | | + | |
- | Херем раббену Гершома был принят в большинстве стран ашкеназской [[Диаспора|диаспоры]] (см. [[Ашкеназы]]), а в [[Прованс|Провансе]], Испании и в общинах Северной Африки и Азии полигамия хотя не была запрещена, практиковалась не слишком часто.
| + | |
- | | + | |
- | == Эрец-Исраэль ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Ишув|ишуве]] [[Эрец-Исраэль]] полигамия была исключительно редким явлением.
| + | |
- | | + | |
- | В 1950 г. [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]] Израиля единогласно постановил, что, в случае, если мужчина уже женат, халица должна быть предпочтена левиратному браку.
| + | |
- | | + | |
- | В Израиле с 1951 г. полигамия запрещена Законом о равноправии женщин; нарушение закона влечет за собой уголовную ответственность, предусматривающую тюремное заключение.
| + | |
- | | + | |
- | Однако если репатриант прибыл в Израиль с более чем одной женой, все его браки считаются юридически действительными.
| + | |
- | | + | |
- | В еврейском праве в отношении полиандрии (многомужества) существует абсолютный запрет. Общий принцип гласит, что женщина не может быть женой двух мужчин и, следовательно, не может быть осуществлен киддушин (религиозная легитимация брака) между мужчиной и замужней женщиной до тех пор, пока ее предыдущий брак сохраняет формальную силу.
| + | |
- | | + | |
- | В случае, если такой брак заключен, он считается недействительным и подпадает под закон, запрещающий вступление в связь с замужней женщиной (см. [[Половая Жизнь Рассматривается В|Половая жизнь]]) и предусматривающий, что нарушительница получает гет (развод), а брак с ней запрещается для обоих мужчин. См. также [[Брак]], [[Наложница|Наложница]], [[Развод]], [[Мамзер]]).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12829|МОНОГАМИЯ И ПОЛИГАМИЯ}}
| + | |