м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Магия - трактовка в еврейской традиции]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Магия''' (на латыни — magia, по-гречески — mageia, от древнеперсидского магуш, в Библии מָג, маг — жрец в древнем Иране), волшебство, колдовство, чародейство, действия, связанные с верой в способность человека оказывать влияние на силы природы, судьбу отдельных лиц или целых народов с помощью сверхъестественных средств — заклинаний, [[Амулет|амулетов]] и т. п.
| + | |
- | === Древнейшая эпоха ===
| + | |
- | | + | |
- | Магия, возникшая в древнейшую эпоху, имела распространение среди всех народов мира. В основе магии лежит представление о мире как о сфере действия неких таинственных сил, могущих быть как враждебными человеку, так и благосклонными к нему.
| + | |
- | | + | |
- | В первобытных культурах трудно провести различие между магией и религией. Критерием отнесения того или иного явления к сфере магии или религии является характер агента, производящего данное явление: если таким агентом является человек, якобы подчиняющий себе сверхъестественные силы и использующий их в своих интересах, явление принято относить к магии; если причиной явления считаются сами сверхъестественные силы, а человек выступает их слугой или исполнителем их воли, такое явление относят к религии.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно этому критерию, магия абсолютно несовместима с принципом еврейского монотеизма (см. [[Бог]], [[Иудаизм]]).
| + | |
- | === «Черная» и «белая» магия ===
| + | |
- | | + | |
- | У всех народов существовало различие между вредоносной («черной») и благотворной («белой») магией.
| + | |
- | | + | |
- | В Библии различие между белой и черной магией не является вполне определенным, что, возможно, объясняется отрицательным отношением Библии ко всяким (не только вредоносным) видам магии.
| + | |
- | | + | |
- | Однако термин мехашшефа (колдунья, ведьма) связывается в Библии исключительно с черной магией.
| + | |
- | | + | |
- | Второзаконие (18:10–11) различает три вида волшебников: предсказатели будущего по каким-либо знакам (меонен — `предсказатель`, косем ксамим — `прорицатель`; менахеш — `гадатель`); собственно волшебники (мехашшеф — `колдун`, ховер хевер — `чародей`); занимающиеся как предсказанием будущего, так и собственно магией и некромантией, то есть вызыванием мертвых (ср. II Ц. 21:6; II Хр. 33:6; Миха 5:11–12; Иер. 27:9).
| + | |
- | | + | |
- | В повествовании о [[Казни Египетские|казнях египетских]] говорится о чародеях, имитировавших чудеса, совершенные Моисеем и Аароном (Исх. 7:11).
| + | |
- | | + | |
- | Мудрецы (хахамим) и волхвы (хартуммим) Египта истолковывают сны фараона (Быт. 41:8, 24). В книге [[Даниэль]] (Дан. 2:12; 27; 4:4) употребляются в более или менее одинаковом значении арамейские термины хартуммин, касдин (халдеи, звездочеты), ашфин (волшебники) и газрин (по-видимому, предсказатели).
| + | |
- | === Библия ===
| + | |
- | | + | |
- | Религия Израиля развивалась в культурной среде, проникнутой магическими представлениями; Библия сурово осуждает всякую магию как противоречащую вере евреев во всемогущество единого Бога, воля которого неподвластна человеку.
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому Библия повелевает предать смерти ворожею (мехашшефа), вызывающего мертвых (ов) или колдуна (идони), приравнивая по тяжести их грех к кровосмешению или скотоложству (Исх. 22:17; Лев. 20:27).
| + | |
- | | + | |
- | Колдовство и почитание трафим (см. [[Идолопоклонство]]) приравниваются к неповиновению воле Божьей (I Сам. 15:23). Исайя говорит о тщете и бесплодности волшебства (Ис. 47:8–15); Иеремия предостерегает от следования примеру народов, боящихся знамений небесных — видимо гадания по звездам и т. п. (Иер. 10:2–3).
| + | |
- | | + | |
- | Библия неоднократно повествует о столкновении носителей двух мировоззрений — монотеистического и магического (Быт. 41; Дан. 2; в особенности Исх. 7).
| + | |
- | | + | |
- | Противопоставление Моисея и Аарона мудрецам и чародеям Египта иллюстрирует различие между внешне тождественными актами: египетские волшебники с помощью чар достигают того же эффекта, что и Моисей и Аарон, творящие чудеса по воле Божьей — превращают посохи в змей; однако превосходство Божьего чуда над чародейством демонстрируется самым наглядным способом: змея, в которую превратился посох Аарона, пожирает змей, созданных египетскими магами (Исх. 7).
| + | |
- | Во [[Второзаконие|Второзаконии]] содержится строгое предписание воздерживаться от совершения каких-либо магических действий, практиковавшихся народами [[Ханаан|Ханаана]] и приведших к изгнанию этих народов из страны.
| + | |
- | | + | |
- | Магии противопоставляется пророчество: пророк Господа должен стать духовным вождем народа (Втор. 18:9–15).
| + | |
- | | + | |
- | Суровое осуждение женщин, пытающихся «уловлять души» с помощью магических действий, содержится в книге Иехезкель (Иех. 13:17–23).
| + | |
- | | + | |
- | Отдельные приемы, заимствованные библейской религией из магической практики, утрачивают в новом контексте характер колдовства.
| + | |
- | | + | |
- | Таковы, например, исцеление ужаленного змеей с помощью созерцания медного змея (Чис. 21:8–9), а также испытание «горькой водой» женщины, подозреваемой в прелюбодеянии (Чис. 5:12–31).
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с наказанием лиц, занимающихся магией, и тех, кто прибегает к их услугам, Библия знает еще один способ борьбы с колдовством, применявшийся пророками: увещевание и воспитание.
| + | |
- | | + | |
- | Однако полностью искоренить магическую практику в народе не удалось ни пророкам, ни царям, которые сами иногда прибегали к магической практике (II Ц. 9:22; 21:6; II Хр. 34:3–7).
| + | |
- | === Апокрифы ===
| + | |
- | | + | |
- | Ряд упоминаний о магических действиях содержится в апокрифах (см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]): книга Товита, Премудрости Бен-Сиры, 2-й книге Маккавеев и других.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи [[Александрия|Александрии]] под влиянием эллинистического синкретизма проявляли большой интерес к магии.
| + | |
- | | + | |
- | По-видимому, в их среде возникла псевдоэпиграфическая «Восьмая книга Моисеева», посвященная магии.
| + | |
- | | + | |
- | Описания магических ритуалов и магической формулы содержат «Сефер мафтеах Шломо» («Книга ключа Соломонова», факсимиле 1914) и «Херев Моше» («Меч Моисея», издал [[Гастер, Мозес|М. Гастер]], 1896).
| + | |
- | | + | |
- | Магические надписи на иврите и сирийском языке были обнаружены на сосудах, изготовленных в Вавилонии в 1 в. н. э.
| + | |
- | | + | |
- | Магические формулы на папирусах той же эпохи содержат еврейские имена Бога. Эти имена использовались в заклинаниях язычниками — некромантами. Многие еврейки в римском плену зарабатывали на жизнь магической практикой.
| + | |
- | === Талмуд ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Талмуд]], особенно [[Мишна]], следует Библии в строгом запрете всякой магии, которая приравнивается к идолопоклонству (Санх. 7:7).
| + | |
- | | + | |
- | Осуждению подвергается врачевание с помощью магических формул (Шаб. 6:10; Санх. 10:1). [[Таннаи]] дают подробные определения названиям различных видов чародеев, приведенным во Второзаконии 18 (Санх. 65а); их толкования иногда разноречивы.
| + | |
- | | + | |
- | Библейское предписание об истреблении колдуний распространяется и на чародеев мужского пола (Санх. 67а). Однако, по мнению таннаев, смертью должно карать лишь за подлинный магический акт, производящий изменение в реальном мире, а не за создание оптической или какой-либо иной иллюзии.
| + | |
- | | + | |
- | Примером такой иллюзии служит демонстрация Элиэзером бен Гирканом [[Акива|Акиве]] магической силы слов, с помощью которых он заставил поле покрыться огурцами, а затем собрал все огурцы в одну кучу.
| + | |
- | | + | |
- | На вопрос о допустимости таких магических действий Талмуд отвечает, что запрет не распространяется на занятие магией с целью ее изучения (Санх. 68а).
| + | |
- | | + | |
- | Вера в силу магии, основанная на вере в существование демонов (см. [[Демонология]]), разделялась как простонародьем, так и большинством законоучителей; осуждалось лишь участие евреев в магических действиях (Сот. 48а; Шаб. 75а).
| + | |
- | === Распространение магии в талмудический период ===
| + | |
- | | + | |
- | Однако, несмотря на осуждение магических действий духовными вождями еврейства и религиозные запреты, занятия магией в талмудический период получили широкое распространение.
| + | |
- | | + | |
- | В известной степени это объясняется персидским влиянием. Считалось, что занимающийся магией обретает сверхъестественную способность совершать действия, недоступные другим смертным (Гит. 45а; Сот. 22а).
| + | |
- | | + | |
- | Вредоносной магией занимались преимущественно женщины (Авот 2:7; Эр. 64б, конец). Чтобы пресечь эту распространенную практику, танна [[Шимон Бен Шетах|Шимон бен Шетах]] по преданию, приказал повесить в один день 80 колдуний (Санх. 6:6).
| + | |
- | | + | |
- | Однако к элементам магических действий с благой целью прибегали иногда благочестивые и ученые люди, например, [[Хони hа-Меаггел|Хони hа-Меаггел]].
| + | |
- | === Средние века ===
| + | |
- | | + | |
- | В средневековой еврейской литературе термины «магия» (кишшуф), «волшебник» (мехашшеф) и «волшебница» или «ведьма» (мехашшефа) встречаются сравнительно редко, несмотря на частое упоминание магических действий.
| + | |
- | | + | |
- | Библейский запрет магии, неоднократно упоминаемый в средневековой еврейской литературе, привел к тому, что магические акты именуются в ней эвфемистически: сгуллот (`средства`, `чары`), кмеот (`амулеты`), рефуот (`целебные снадобья`), горалот (`судьбы`, `жребии`), симаним (`знаки`, `знамения`) и рефафот (зуд в различных частях тела как предзнаменование какого-то события).
| + | |
- | | + | |
- | Термины мехашшеф и мехашшефа обозначают в средневековой литературе различные категории чародеев.
| + | |
- | | + | |
- | Мехашшеф — это лицо, владеющее магическими тайнами и использующее свои знания в собственных интересах или в интересах других людей.
| + | |
- | | + | |
- | В качестве профессионала он получает плату за свои услуги. Термин мехашшефа как обозначение ведьмы связан с суеверными представлениями о каннибализме и вампиризме и не относится к магии в строгом смысле слова.
| + | |
- | | + | |
- | Средневековая еврейская литература, посвященная магии, мало отличается от аналогичной литературы других народов, она обильно цитирует нееврейские источники, пользуется заимствованными терминами и мотивами.
| + | |
- | | + | |
- | Основой развития средневековой магической литературы послужили ангелология (см. [[Ангелы]]) и магические формулы на иврите, греческом и латинском языках, восходящие к эллинистической эпохе.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с этими, средневековая еврейская литература, посвященная магии, использует термины и формулы из арабского, немецкого, французского, славянских и других языков.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые средневековые еврейские сочинения по магии весьма близки к сочинениям нееврейских авторов.
| + | |
- | | + | |
- | Другие, например, многочисленные магические формулы, собрания которых были опубликованы в 18 в., мало отличаются от формул, восходящих к эпохе гаонов (см. [[Гаон]]).
| + | |
- | | + | |
- | Вообще, магические формулы и общее отношение к магии в разных странах и в разные эпохи весьма сходны.
| + | |
- | | + | |
- | Собрание магических формул из Северной Африки мало отличается от аналогичных сочинений, написанных в Германии.
| + | |
- | | + | |
- | Для всех этих сочинений характерно смешение древних и средневековых источников; все они содержат арабские, европейские и исконно еврейские элементы.
| + | |
- | | + | |
- | Многие из этих произведений анонимны; в других имя автора или составителя указывается во введении. Эти имена редко встречаются в других источниках.
| + | |
- | | + | |
- | Как правило, авторы сочинений по магии не отличались особой ученостью или литературными талантами. Некоторые из этих сочинений — псевдоэпиграфы, приписываемые библейским персонажам или известным авторам прошлого, от [[Саадия Гаон|Саадии]] Гаона до [[Нахманид|Нахманида]].
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на широкое распространение, труды по магии редко привлекали внимание ученых еврейских авторов, как в средние века, так и в начале нового времени.
| + | |
- | | + | |
- | Магии посвящены глава в сочинении [[Менашше|Менашше бен Исраэля]] «Нишмат хаим» («Дух жизни»), раздел в сочинении [[Луццатто, Моше Хаим|М. Х. Луццатто]] «Дерех hа-Шем» («Путь Господень»).
| + | |
- | | + | |
- | Магия обсуждается в комментариях [[Нахманид|Нахманида]] к Пятикнижию и в сочинении Гдалии бен Иосефа Ибн Яхьи (1436–87) «Шалшелет hа-каббала» («Цепь предания»). | + | |
- | | + | |
- | Одним из самых богатых источников сведений о магии в средневековой еврейской литературе является литература [[Хасидей Ашкеназ]] (12–13 вв.), особенно [[«Сефер-Хасидим»|«Сефер-хасидим»]] («Книга благочестивых»); эзотерические сочинения [[Иехуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида]] и его учеников, прежде всего [[Элазар Бен Иехуда Из Вормса|Элазара бен Иехуды из Вормса]], автора сочинения «Хохмат hа-нефеш» («Наука о душе»).
| + | |
- | | + | |
- | Интерес Хасидей Ашкеназ к магии коренился в некоторых особенностях их теологии, которая усматривала в таких сверхъестественных явлениях, как магия, проявление силы скрытого Божества, стоящего над миром и его законами. Сохранилось много легенд о магических способностях, проявляемых представителями Хасидей Ашкеназ.
| + | |
- | | + | |
- | В средневековых сочинениях не проводится отчетливого различия между собственно магией, [[Астрология|астрологией]] и [[Медицина|медициной]], в которой применение лекарств, растений или диеты сочеталось с использованием магических формул.
| + | |
- | | + | |
- | Астрологические расчеты судеб (горалот) также содержат магические рецепты. Много места уделяется в средневековой литературе различным знамениям (симаним), поскольку Талмуд, несмотря на запрет магической практики, признает их значение.
| + | |
- | | + | |
- | К категории знамений близки вещие сны. Дурное предзнаменование может быть нейтрализовано, согласно средневековым поверьям, с помощью магических средств — заклинаний и чар.
| + | |
- | | + | |
- | Основным элементом всех магических средств сгуллот) является имя или ряд имен, считающихся священными. С этим связано обычное наименование волшебника в Восточной Европе 17–18 вв. — [[Баал-Шем|баал-шем]] («владеющий [святым] именем») или баал шем-тов («владеющий [святым] добрым именем»).
| + | |
- | | + | |
- | Чаще всего использовалось имя [[ангела]], иногда — одно из многих имен Бога (см. [[Бог. Имена Бога]]; [[Бог. В Библии. Имена]]).
| + | |
- | | + | |
- | Обращение к имени демона или «дурного ангела» (мал’ах хаббала) использовалось лишь во вредоносной (черной) магии.
| + | |
- | | + | |
- | Иногда сгулла содержит обычные, хотя и странно звучащие имена, заимствованные из Библии, Талмуда и [[Мидраш|Мидраша]]; многие имена заимствованы из мистической литературы талмудической эпохи и эпохи гаонов; некоторые — из нееврейских источников.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые имена являются анаграммами других известных имен или библейских стихов. Наряду с именем, сгулла включает и различные другие элементы; магическое значение имеют форма написания, время и способ произнесения заклинания, некоторые животные или растительные материалы и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | Сгулла использовалась как непосредственно в магическом акте для достижения определенной цели, так и в виде вспомогательного средства при врачевании, гадании, толковании снов и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Связь между еврейской мистической литературой и магией не является необходимой, но обусловлена историческими обстоятельствами.
| + | |
- | | + | |
- | Выражением этой связи является использование слова каббала (преемственность, традиция; см. [[Каббала]]) для обозначения как мистики (каббала июнит, `теоретическая традиция`), так и магия (каббала маасит, `практическая традиция`).
| + | |
- | | + | |
- | Представители [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]] в 19 в. рассматривали каббалу и [[Хасидизм|хасидизм]] как средневековое еврейское суеверие и не проводили различия между мистикой и магией, происходящими, по их мнению, из одного источника.
| + | |
- | | + | |
- | Однако тщательное исследование еврейских сочинений по магии свидетельствует о том, что большинство их авторов не были знакомы с мистикой вообще и каббалой в частности.
| + | |
- | | + | |
- | Книга [[Зохар]] использовалась в магической практике не в большей степени, чем [[Псалмы]]. Многие каббалисты вообще не занимались магией.
| + | |
- | | + | |
- | Однако определенная связь между развитием мистики и магии в еврейской литературе прослеживается еще с талмудической эпохи, когда, наряду с такими образцами ранней еврейской магии, лишенной каких-либо мистических тенденций, как «Сефер hа-разим» («Книга тайн», издана в 1966 г., редактор М. Маргалиот), возникла мистическая литература хехалот и меркава, содержащая магические элементы.
| + | |
- | | + | |
- | Средневековые авторы — Хасидей Ашкеназ и каббалисты, обращавшиеся к этой литературе, — восприняли и ее магические элементы, а иногда прибегали к магической практике.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя в произведениях теоретической каббалы редко трактуются вопросы магии, обладание магическими силами приписывалось ряду выдающихся каббалистов, в том числе [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхаку Лурия]] и [[Исраэль Бен Элиэзер Баал-Шем-Тов|Исраэлю бен Элиэзеру Баал-Шем-Тову]].
| + | |
- | | + | |
- | [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаиму Виталу]] описывает некоторые магические акты в своем автобиографическом сочинении «Сефер hа-хезионот» («Книга видений»), однако не связывает их с учением Ицхака Лурии.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя Исраэль Баал-Шем-Тов и другие духовные вожди хасидизма верили в магию и занимались магической практикой (врачевание, изготовление амулетов), теоретическая хасидская литература и обширная гомилетическая литература, посвященная идеологии хасидизма, лишены каких-либо магических элементов.
| + | |
- | | + | |
- | Послебиблейский иудаизм никогда не усматривал в магии серьезной идейной или социальной угрозы. В средние века и в начале нового времени вера в силу магии имела, по-видимому, всеобщее распространение в среде еврейства как на Востоке, так и на Западе.
| + | |
- | | + | |
- | Отрицание магии встречается лишь у немногих авторов той эпохи ([[Маймонид]], Саадия Гаон, [[Хай Бен Шрира|Хай бен Шрира]]), причем ее критике отводится в их сочинениях незначительное место.
| + | |
- | | + | |
- | Магия, практиковавшаяся под различными именами ввиду библейского запрета (см. выше), никогда не была предметом серьезного обсуждения для раввинистических авторитетов.
| + | |
- | | + | |
- | Попытки разграничить в галахической литературе сферы допустимой и запрещенной магии не имели серьезного значения. Благодаря библейскому запрету, среди евреев не получили распространения наиболее вульгарные и «черные» формы магии; такие виды магии, как некромантия, были очень редки.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя в некоторых сочинениях содержатся формулы вредоносной или целебной магии, нет никаких свидетельств их применения на практике. По-видимому, эти формулы были заимствованы из нееврейских источников.
| + | |
- | | + | |
- | Занятие магией не считалось в средневековом еврейском обществе законной профессией. Религиозные взгляды человека, занимавшегося магией, вызывали подозрения. Иудаизм не знал, однако, того жестокого преследования лиц, занимавшихся магией, которое было характерно для средневекового христианского общества.
| + | |
- | | + | |
- | Случаи преследования евреями своих единоверцев, занимавшихся магией, были весьма редки и, как правило, обвинение в колдовстве служило лишь внешним поводом для преследований, обусловленных более серьезными причинами.
| + | |
- | | + | |
- | Так, обвинение в колдовстве, выдвинутое раввинами Венеции против Моше Хаима Луццатто, было вызвано подозрением в его склонности к саббатианству (см. [[Саббатай Цви]]).
| + | |
- | | + | |
- | Магическая практика в еврейской среде получила легитимацию лишь в формулах [[Херем|херема]], многие из которых явно представляют собой магические заклинания.
| + | |
- | | + | |
- | Цели, ради которых применялись магические средства, как правило, носили несущественный и частный характер.
| + | |
- | | + | |
- | Известны лишь немногочисленные попытки достичь с помощью магии важных, имеющих всенародное значение целей, вроде попытки [[Иосеф Дела Рейна|Иосефа дела Рейна]] ускорить магическими средствами приход [[Избавление|Избавления]].
| + | |
- | | + | |
- | === Использование магических мотивов в мифологии антисемитизма ===
| + | |
- | | + | |
- | Сравнительно слабое влияние магии на жизнь и мышление еврейства совершенно не соответствует огромной роли магических мотивов в мифологии антисемитизма.
| + | |
- | | + | |
- | Вера в то, что каждый еврей — злой колдун, обладающий сверхъестественной силой, носила почти всеобщий характер в христианском обществе средних веков и начале нового времени.
| + | |
- | | + | |
- | Она была одним из главных мотивов преследования евреев и [[Кровавый Навет|кровавого навета]]. В основе этой веры лежали теологические представления христианства о евреях как народе-богоубийце, чья сатанинская природа является источником магической силы.
| + | |
- | | + | |
- | Об элементах магии в обычаях и представлениях различных групп еврейства в новое время см. [[Фольклорсодержание|Фольклор]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12558|МАГИЯ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Идеи иудаизма]]
| + | |