|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мане, Мордехай Цви]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Мане, Мордехай Цви''' (1859, Радошковичи, Виленская губерния, ныне в Белоруси, – 1886, там же), поэт и публицист. Писал на [[Иврит Язык|иврите]].
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Учился в [[Хедер|хедере]] у отца, в 1872–76 гг. — в иешивах Минска, затем в рисовальной школе в Вильно, где начал писать стихи (главным образом о природе) и самоучкой овладел русским и немецким языками, а также основами светских знаний.
| + | |
- | | + | |
- | В 1880 г. Мане был принят в Петербургскую Академию художеств, где проявился его талант портретиста.
| + | |
- | | + | |
- | По воспоминаниям [[Маймон, Моисей Львович|М. Маймона]], учившегося с ним, физически неразвитый и близорукий Мане подвергался насмешкам со стороны студентов и преподавателей Академии более других студентов-евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В Петербурге Мане публиковал стихи и статьи о поэзии и искусстве в [[«hа-Мелиц»]] и [[«hа-Цфира»]] под псевдонимом hа-Мецайер (`художник`; также аббревиатура слов «Мордехай Цви йелид [`уроженец`] Радошкович»).
| + | |
- | | + | |
- | В 1884 г. Мане из-за туберкулеза был вынужден оставить Академию и уехал лечиться в Варшаву.
| + | |
- | === Поэт ===
| + | |
- | | + | |
- | в Варшаве Мане публиковал стихи в альманахах «hа-Асиф» (см. [[Соколов, Нахум|Н. Соколов]]) и «Кнесет Исраэль» (1886–88), для которых также выполнил оформление обложек.
| + | |
- | | + | |
- | Лирик по преимуществу, Мане ввел в поэзию на иврите музыкальность стиха и открытость чувства, следуя современной ему русской и немецкой лирике, которую он переводил.
| + | |
- | | + | |
- | В его стихах о природе виденье художника озарялось восторженностью поэта. Незадолго до смерти Мане написал стихотворение «Масат нафши» («Мой идеал»), полное тоски по Эрец-Исраэль, где он надеялся найти исцеление «телу и душе».
| + | |
- | | + | |
- | Это стихотворение, самое яркое из его палестинофильских произведений, стало как бы манифестом [[Ховевей Цион]] и наряду со стихами [[Долицкий, Менахем Мендл|М. М. Долицкого]] и [[Имбер, Нафтали Херц|Н. Х. Имбера]] было очень популярно в среде национально настроенной молодежи (см. [[Иврит Новая Литературасодержание|Иврит новая литература]]).
| + | |
- | | + | |
- | В ряде статей Мане призывал к созданию новой литературы на иврите, способной удовлетворять духовные запросы современного человека, и явился в этом смысле предшественником [[Черниховский, Шаул|Ш. Черниховского]] и [[Бердичевский|М. И. Бердичевского]].
| + | |
- | | + | |
- | Посмертное собрание сочинений Мане в двух томах вышло в варшавском издательстве «Тушия» (1897).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12610|МАНЕ Мордехай Цви}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Литература на иврите]]
| + | |