|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мораль - трактовка в еврейской традиции]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Мораль'''. Характерная и, возможно, наиболее фундаментальная черта [[Иудаизм|иудаизма]], воспринятая от него [[Христианство|христианством]] и [[Ислам|исламом]], — единство ритуального и морального кодексов.
| + | |
- | == Пятикнижие ==
| + | |
- | | + | |
- | Так, уже в [[Десять Заповедей|Десяти заповедях]] большинство предписаний носит чисто моральный характер, а религиозные предписания сформулированы как моральный императив; нарушение моральных предписаний, то есть преступление против ближнего, карается столь же сурово, как и преступление против [[Бог|Бога]].
| + | |
- | | + | |
- | Хотя взгляд на определенные моральные проступки как на нарушение воли богов встречается и в языческих религиях, уникальная черта иудаизма — превращение морального поведения в интегральную часть вероисповедания, в религиозный императив.
| + | |
- | | + | |
- | Уже для ранней стадии развития иудаизма характерны поиски равновесия между культово-обрядовой и моральной сторонами религии.
| + | |
- | | + | |
- | Библейские пророки (см. [[Пророки и Пророчество|Пророки и пророчество]]) впервые в истории провозгласили примат морали над отправлением культа, которое лишено ценности в отрыве от исполнения индивидом своих моральных обязанностей, трактуемых пророками как универсальные общечеловеческие нормы поведения.
| + | |
- | | + | |
- | Народ Израиля — единственный, для которого эти нормы являются религиозным императивом, — обязан служить моральным образцом для остальных народов.
| + | |
- | == Эпоха Второго храма ==
| + | |
- | | + | |
- | В эпоху Второго [[Храм|храма]] напряженность между обрядовой и моральной стороной иудаизма продолжала сохраняться и была одной из подспудных причин идеологического конфликта между [[Саддукеи|саддукеями]] и [[Фарисеи|фарисеями]]; представления пророков о грядущем морально совершенном мире нашли свое наиболее радикальное развитие в мессианской доктрине [[Ессеи|ессеев]] (см. также [[Мессия]]).
| + | |
- | | + | |
- | Однако законоучители, подчеркивавшие важность морального аспекта иудаизма, не преуменьшали значения его обрядовой стороны, призывали к гармонизации обеих сторон религии, а не к формальному отправлению культа.
| + | |
- | | + | |
- | Крупнейший авторитет [[Устный Закон|Устного Закона]] Гилель (см. [[Бет-Гилель И Бет-Шаммай|Бет-Гилель и Бет-Шаммай]]) как основу иудаизма сформулировал «золотое правило»: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» (Шаб. 31а).
| + | |
- | | + | |
- | Акцентирование морального аспекта иудаизма в ущерб обрядовому встречало резкую оппозицию со стороны законоучителей и ставило сторонников такого подхода на грань разрыва с иудаизмом (см. [[Иисус]]).
| + | |
- | | + | |
- | == Гармония между моральной и обрядовой сторонами – основной принцип различных течений в иудаизме ==
| + | |
- | | + | |
- | Стремление к гармонии между моральной и обрядовой сторонами характерно для иудаизма на протяжении всей его истории.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя различные течения в иудаизме, как правило, акцентировали то одну, то другую сторону (см., например, [[Мусар]], [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]], [[Хасидизм]]), все они, в том числе и различные направления еврейской [[Философиясодержание|философии]], оставались верны принципу гармонии.
| + | |
- | | + | |
- | Лидеры светского [[Сионизм|сионизма]] рассматривали мораль как основу социальной справедливости и важнейшую предпосылку воссоздания еврейского государства и обновления еврейского общества.
| + | |
- | | + | |
- | [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ам]] считал, что мораль иудаизма сохранила еврейство как нацию в прошлом и послужит краеугольным камнем возрождения нации на ее исторической родине.
| + | |
- | | + | |
- | Подробнее о морали в иудаизме см. [[Этика]], а также [[Библия]], [[Бог|Бог]], [[Галаха]], [[Иудаизм|Иудаизм]], [[Монотеизм]], [[Мицвот]], [[Философиясодержание|Философия]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12838|МОРАЛЬ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Этика иудаизма]]
| + | |