Мицкевич, Адам

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Мицкевич, Адам)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Мицкевич, Адам]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Мицкевич, Адам''' (Mickiewicz, Adam Bernard; 1798, деревня Заосье, близ Новогрудка, Белоруссия, – 1855, Стамбул, похоронен в Кракове), польский поэт и общественный деятель.
+
-
=== Биографические сведения ===
+
-
 
+
-
Родился в семье адвоката, обедневшего шляхтича; мать происходила из принявшей [[Христианство|христианство]] семьи франкистов (см. [[Франк Яаков|Я. Франк]]) Маевских.
+
-
 
+
-
Некоторые историки предполагают, что и жена Мицкевича, Целина Воловска, была правнучкой одного из франкистских лидеров Шломо бен Элиши Шора из Рогатина.
+
-
 
+
-
Страстный польский патриот и борец за освобождение своего народа, Мицкевич, однако, не разделял националистических предрассудков, бытовавших в среде польской интеллигенции, выступал против [[Антисемитизм|антисемитизма]] и проявлял симпатии к евреям и в художественном творчестве, и в общественной деятельности.
+
-
 
+
-
Под влиянием мистиков своего времени (Л. К. Сен-Мартен, Ф. Месмер, Э. Сведенборг) Мицкевич интересовался [[Гематрия|гематрией]]. Это отразилось в первой части его поэмы «Дзяды» (1823), где дан образ будущего освободителя Польши, мать которого — чужестранка (намек на мать Мицкевича), а имя — «44» — составляет гематрию имени Адам в польском написании (то есть без учета еврейской буквы алеф).
+
-
 
+
-
В поэме «Пан Тадеуш» (1834) один из персонажей — корчмарь Янкель, одаренный музыкант-цимбалист и благородный человек, хранит верность еврейской духовной традиции и в то же время участвует в польском освободительном движении.
+
-
 
+
-
Мицкевич полемизировал с писателем З. Красиньским, изобразившим евреев в своей драме «Небожественная комедия» (1835) врагами польского народа и христианства. Мицкевич был убежден, что союз поляков и евреев Польши приведет к духовному и материальному возрождению страны (как некогда союз Польши с Литвой привел к политическому величию Речи Посполитой; см. [[Польша]]), несмотря на различия двух народов.
+
-
 
+
-
Он энергично высказывался в поддержку евреев в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже (1840–44).
+
-
 
+
-
В день [[Ава Девятое|Девятого ава]] в 1845 г. Мицкевич выступил с речью в одной из синагог Парижа и выразил сочувствие страданиям еврейского народа.
+
-
 
+
-
В 1848 г. в воззвании к полякам, определяя принципы будущей свободной Польши, Мицкевич настаивал на предоставлении равных прав всем гражданам, без различия вероисповедания.
+
-
 
+
-
«Старшему брату Израилю — уважение, братство, помощь на пути к его вечному и земному счастью, равные со всеми права», — говорилось в нем.
+
-
 
+
-
Мицкевич разделял идеи польского философа-мистика Анджея Товяньского, бывшего, как и Мицкевич, выразителем польского мессианизма.
+
-
 
+
-
Согласно Товяньскому, еврейский, польский и французский народы составляют триединый Израиль, призванный спасти человечество.
+
-
 
+
-
Эти взгляды нашли выражение в написанном библейским стилем сочинении Мицкевича «Книги польского народа и польского пилигримства» (1832), в котором проводится параллель между возвращением евреев из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] и окончанием мученичества Польши.
+
-
 
+
-
Убежденный, что Польше предстоит освободить западнославянские народы, а также разрешить еврейский вопрос, Мицкевич предложил во время Крымской войны (1853–56) организовать еврейский легион для борьбы с Россией, подобно уже существовавшему польскому полку генерала Замойского и казачьему полку под командованием Садык-Паши.
+
-
 
+
-
С этим планом Мицкевич обратился к евреям через своего помощника А. Леви (врача французской армии, потомка крещеных евреев, заинтересовавшегося в 1824–31 гг. [[Иудаизм|иудаизмом]] под влиянием Мицкевича), обещая обеспечить еврейским солдатам возможность соблюдения [[Суббота|субботы]] и обрядов иудаизма.
+
-
 
+
-
И Мицкевич и Леви, очевидно, полагали, что формирование еврейского легиона — первый шаг к возрождению еврейского народа.
+
-
 
+
-
В 1855 г. Мицкевич отправился в Стамбул, чтобы убедить турецкое командование создать еврейский легион. Там он умер, не осуществив свои замыслы.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12795|МИЦКЕВИЧ Адам}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Писатели по алфавиту]]
+

Текущая версия на 00:12, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Мицкевич, Адам
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация