м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мицкевич, Адам]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Мицкевич, Адам''' (Mickiewicz, Adam Bernard; 1798, деревня Заосье, близ Новогрудка, Белоруссия, – 1855, Стамбул, похоронен в Кракове), польский поэт и общественный деятель. Родился в семье адвоката, обедневшего шляхтича; мать происходила из принявшей [[Христианство|христианство]] семьи франкистов (см. [[Франк Яаков|Я. Франк]]) Маевских. Некоторые историки предполагают, что и жена Мицкевича, Целина Воловска, была правнучкой одного из франкистских лидеров Шломо бен Элиши Шора из Рогатина. Страстный польский патриот и борец за освобождение своего народа, Мицкевич, однако, не разделял националистических предрассудков, бытовавших в среде польской интеллигенции, выступал против [[Антисемитизм|антисемитизма]] и проявлял симпатии к евреям и в художественном творчестве, и в общественной деятельности.
| + | |
- | | + | |
- | Под влиянием мистиков своего времени (Л. К. Сен-Мартен, Ф. Месмер, Э. Сведенборг) Мицкевич интересовался [[Гематрия|гематрией]]. Это отразилось в первой части его поэмы «Дзяды» (1823), где дан образ будущего освободителя Польши, мать которого — чужестранка (намек на мать Мицкевича), а имя — «44» — составляет гематрию имени Адам в польском написании (то есть без учета еврейской буквы алеф). В поэме «Пан Тадеуш» (1834) один из персонажей — корчмарь Янкель, одаренный музыкант-цимбалист и благородный человек, хранит верность еврейской духовной традиции и в то же время участвует в польском освободительном движении. Мицкевич полемизировал с писателем З. Красиньским, изобразившим евреев в своей драме «Небожественная комедия» (1835) врагами польского народа и христианства. Мицкевич был убежден, что союз поляков и евреев Польши приведет к духовному и материальному возрождению страны (как некогда союз Польши с Литвой привел к политическому величию Речи Посполитой; см. [[Польша]]), несмотря на различия двух народов. Он энергично высказывался в поддержку евреев в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже (1840–44). В день [[Ава Девятое|Девятого ава]] в 1845 г. Мицкевич выступил с речью в одной из синагог Парижа и выразил сочувствие страданиям еврейского народа. В 1848 г. в воззвании к полякам, определяя принципы будущей свободной Польши, Мицкевич настаивал на предоставлении равных прав всем гражданам, без различия вероисповедания. «Старшему брату Израилю — уважение, братство, помощь на пути к его вечному и земному счастью, равные со всеми права», — говорилось в нем. Мицкевич разделял идеи польского философа-мистика Анджея Товяньского, бывшего, как и Мицкевич, выразителем польского мессианизма. Согласно Товяньскому, еврейский, польский и французский народы составляют триединый Израиль, призванный спасти человечество. Эти взгляды нашли выражение в написанном библейским стилем сочинении Мицкевича «Книги польского народа и польского пилигримства» (1832), в котором проводится параллель между возвращением евреев из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] и окончанием мученичества Польши.
| + | |
- | | + | |
- | Убежденный, что Польше предстоит освободить западнославянские народы, а также разрешить еврейский вопрос, Мицкевич предложил во время Крымской войны (1853–56) организовать еврейский легион для борьбы с Россией, подобно уже существовавшему польскому полку генерала Замойского и казачьему полку под командованием Садык-Паши. С этим планом Мицкевич обратился к евреям через своего помощника А. Леви (врача французской армии, потомка крещеных евреев, заинтересовавшегося в 1824–31 гг. [[Иудаизм|иудаизмом]] под влиянием Мицкевича), обещая обеспечить еврейским солдатам возможность соблюдения [[Суббота|субботы]] и обрядов иудаизма. И Мицкевич и Леви, очевидно, полагали, что формирование еврейского легиона — первый шаг к возрождению еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | В 1855 г. Мицкевич отправился в Стамбул, чтобы убедить турецкое командование создать еврейский легион. Там он умер, не осуществив свои замыслы.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12795|МИЦКЕВИЧ Адам}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Писатели по алфавиту]]
| + | |