м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Яаков (Израиль), праотец еврейского народа]] |
- | | ТИП СТАТЬИ = 1
| + | |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Библейский персонаж
| + | |
- | | Имя = Иаков, Израиль
| + | |
- | | Оригинальное написание = {{lang-he|יַעֲקֹב}}, ''Яаков'';
| + | |
- | | Толкование имени = «пята, след, следовать»; <br />от {{lang-hbo|yahqub-el - «защитил [меня] Господь»}}
| + | |
- | | Тип =
| + | |
- | | Мифология = [[авраамические религии]]
| + | |
- | | Пол =
| + | |
- | | Период жизни =
| + | |
- | | Портрет = Angel and Jacob.jpg
| + | |
- | | Размер изображения = 280px
| + | |
- | | Подпись = Иаков, борющийся с Ангелом, <span style="font-size:smaller;">'' [[Доре, Гюстав|Гюстав Доре]], 1855, Granger Collection, New York''</span>
| + | |
- | | Описание = герой [[Пятикнижие|Пятикнижия]], третий из библейских патриархов
| + | |
- | | Имя на других языках =
| + | |
- | | Греческое написание =
| + | |
- | | Латинское написание =
| + | |
- | | В иных культурах =
| + | |
- | | Местность =
| + | |
- | | Занятие =
| + | |
- | | Вероисповедание = [[Иудей]]
| + | |
- | | Происхождение =
| + | |
- | | Упоминания =
| + | |
- | | Династия =
| + | |
- | | Отец = [[Исаак]]
| + | |
- | | Мать = [[Ревекка]]
| + | |
- | | Брат =
| + | |
- | | Сестра =
| + | |
- | | Супруг =
| + | |
- | | Супруга = [[Лия]], [[Рахиль]], и их служанки — [[Валла (жена Иакова)|Валла]] и [[Зелфа]]
| + | |
- | | Дети = [[Колена Израилевы]]: <br />
| + | |
- | от [[Лия|Лии]]: [[Рувим]], [[Симеон (Библия)|Симеон]], [[Левий]], [[Иуда (Ветхий Завет)|Иуда]], [[Иссахар]], [[Завулон]].<br />
| + | |
- | от [[Рахиль|Рахили]]: [[Иосиф (в Библии)|Иосиф]], [[Вениамин]].<br />
| + | |
- | от [[Валла (Библия)|Валлы]]: [[Дан (Библия)|Дан]], [[Неффалим]].<br />
| + | |
- | от [[Зелфа|Зелфы]]: [[Гад (Библия)|Гад]], [[Ашер (Библия)|Асир]].<br />
| + | |
- | | Место погребения = [[Пещера Махпела]]
| + | |
- | | Связанные понятия = [[Лестница Иакова]]
| + | |
- | | Связанные события =
| + | |
- | | Связанные персонажи =
| + | |
- | | Атрибуты =
| + | |
- | | Характерные черты =
| + | |
- | | Вахана =
| + | |
- | | Мантра =
| + | |
- | | Викисклад = Jacob
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Яков''', '''Иаков''', он же '''Израиль''' ({{lang-he|יַעֲקֹב}}, ''Яаков''; в [[ислам]]е — {{lang-ar|يعقوب}}, ''Якуб'') — герой [[Пятикнижие|Пятикнижия]], третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха [[Исаак]]а и [[Ревекка|Ревекки]], родившей после двадцатилетнего бесплодного брака.
| + | |
- | | + | |
- | Почитается во всех авраамических религиях: в [[иудаизм]]е, [[Христианство|христианстве]] и [[ислам]]е.
| + | |
- | | + | |
- | == Происхождение имени ==
| + | |
- | Имя Иаков интерпретируется как производное от слова ''акев'' «пята, след», так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, [[Исав]]а (Быт. 25:26). Помимо имени собственного, ивритское יעקוב [Йаа́ков] является глаголом в будущей форме третьего лица мужского рода и переводится "(он) будет следовать, последует".
| + | |
- | | + | |
- | C [[этимология|этимологической]] точки зрения это имя можно понять как усеченную форму распространенного во 2 тыс. до н. э. у [[семиты|семитских народов]] Ближнего Востока имени ''yahqub-el'', или ''ya‘akub-el'', исконное значение которого `защитил [меня] Господь` (ср. имя [[Акива (имя)|Акива]] — {{lang-he|''עֲקִיבָא''}}).
| + | |
- | | + | |
- | == Жизнеописание ==
| + | |
- | === Получение первородства ===
| + | |
- | История Иакова излагается в [[Быт.|Книге Бытие]] (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего.
| + | |
- | | + | |
- | Когда близнецы подросли, проявились их характеры: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Отец был больше расположен к Исаву, в то время как мать отдавала предпочтение Иакову (Быт. 25:28). Воспользовавшись усталостью и голодом вернувшегося с охоты Исава, Иаков выменял у него за хлеб и чечевичную похлебку право первородства (Быт. 25:29–34). С помощью Ревекки Иаков обманным путем получил у Исаака благословение, предназначавшееся первенцу (Быт. 27:1–29).
| + | |
- | | + | |
- | Вся дальнейшая жизнь Иакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман, благодаря которому он получил первородство и благословение отца (вынужденное бегство из дома, тяжелая многолетняя служба на чужбине, подмена невесты, сопряженное с опасностями возвращение домой, ночная борьба у Пнуэля, изнасилование дочери, смерть любимой жены, исчезновение любимого сына); лишь постепенно очистившись в этих испытаниях, Иаков смог провести последние годы жизни в покое и довольстве.
| + | |
- | | + | |
- | === Сон Иакова ===
| + | |
- | {{main|Лестница Иакова}}
| + | |
- | | + | |
- | === Бегство в Харан ===
| + | |
- | Для спасения Иакова от мести Исава, вознамерившегося убить брата, Ревекка уговорила Исаака отправить Иакова в город [[Харан]] (Северная Месопотамия — Арам-Нахараим), чтобы он женился там на дочери ее брата [[Лаван|Лавана]], своей двоюродной сестре (Быт. 27:42–46; 28:1–2).
| + | |
- | | + | |
- | === Семейная жизнь ===
| + | |
- | Иаков был радушно встречен Лаваном (Быт. 29:13–14). Он полюбил младшую дочь Лавана [[Рахиль]] и подрядился служить за нее Лавану семь лет (Быт. 29:18). Когда после установленного срока настало время бракосочетания, Лаван в темноте подменил Рахиль ее старшей, менее привлекательной сестрой [[Лия|Лией]]. Обнаружившему наутро подмену Иакову Лаван объяснил, что по местному обычаю нельзя выдавать замуж младшую дочь прежде старшей; он отдал Иакову также и Рахиль, обязав его отработать за нее еще семь лет (Быт. 29:25–28). В приданое за дочерьми Лаван дал двух служанок — Зилпу (в русской традиции Зелфа) для Лии и Билху (в русской традиции Валла) для Рахили.
| + | |
- | | + | |
- | В течение двадцатилетнего пребывания Иакова в доме Лавана (Быт. 31:38, 41) родились десять из одиннадцати его сыновей, ставших впоследствии родоначальниками [[Колена Израилевы|колен Израилевых]] (см. ниже).
| + | |
- | | + | |
- | После рождения Иосифа Иаков решил, что пришло время возвращаться в [[Ханаан]]. На предложение Лавана вознаградить его за многолетнюю службу Иаков ответил просьбой отделять для него весь пестрый скот Лаванова стада, а затем, прибегнув к хитрости, добился значительного увеличения количества пестрого скота в стаде (Быт. 30:32–42). Став владельцем большого стада и других богатств (Быт. 30:43), Иаков вызвал зависть сыновей Лавана. Заметив, что отношение Лавана к нему изменилось, Иаков тайно покинул Харан и направился в Ханаан. Отправившемуся в погоню Лавану во сне явился Бог и предостерег не причинять Иакову зла, и, нагнав Иакова в [[Гилад]]е, Лаван примирился с зятем и заключил с ним союз (Быт. 31). Опасаясь мести Исава, Иаков выслал ему в дар часть своего скота. Вопреки опасениям Иакова, Исав дружелюбно встретил брата.
| + | |
- | | + | |
- | === Борьба с ангелом ===
| + | |
- | По возвращении из Месопотамии, он проживал в [[Ханаан]]е, держась со своими стадами становищ [[Авраам]]а и [[Исаак]]а. Однажды во время ночного бдения близ Пнуэля ему явился [[ангел]], с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — [[Израиль]] («Имеющий власть над силами»), с напутствием: {{ВЗ2|''...ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.''|Быт|32:27|,28}}.
| + | |
- | | + | |
- | === Уход в Египет ===
| + | |
- | | + | |
- | Дальнейшая судьба Иакова неотделима от истории его любимого сына [[Иосиф]]а, исчезновение которого причинило ему глубокое горе (Быт. 37:33–35). Наступивший через несколько лет в Ханаане голод побудил Иакова послать сыновей — за исключением Биньямина — в Египет, чтобы купить там хлеб (Быт. 42:1–4). Иосиф, ставший к этому времени египетским сановником, открылся братьям во время их повторного приезда в Египет вместе с Биньямином и послал за отцом. Иаков направился в Египет, и возле [[Беер-Шева|Беер-Шевы]] ему «в ночных видениях» явился Бог, обещавший сопровождать Иакова в Египет, произвести там от него великий народ и впоследствии вывести этот народ из Египта (Быт. 46:1–4).
| + | |
- | | + | |
- | Иаков прибыл в Египет со всей семьей, домочадцами и имуществом. Здесь произошла встреча Иакова с Иосифом, который затем представил отца фараону. С позволения фараона Иосиф поселил Иакова и братьев в «лучшей части земли Египетской», в земле Гошен (Быт. 47:6,11), где Иаков провел последние 17 лет жизни. Незадолго до кончины Иаков взял с Иосифа клятву похоронить его рядом с предками в Ханаане (Быт. 47:29–31). Иаков перед смертью благословил сыновей (Быт. 49) и умер в возрасте 147 лет. По египетскому обычаю его тело забальзамировали, перевезли в Ханаан, и сыновья торжественно похоронили его в [[Махпела Пещера|Махпела пещере]] (Быт. 50:1–13).
| + | |
- | | + | |
- | == Потомки Иакова ==
| + | |
- | {{main|Колена Израилевы}}
| + | |
- | Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовали согласно Библии, израильский народ.
| + | |
- | | + | |
- | При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28). У Иакова были две жены — [[Лия]], [[Рахиль]], и служанки жён — [[Валла (жена Иакова)|Валла]] (Билха) и [[Зелфа]] (Зилпа).
| + | |
- | * Сыновья Лии: [[Рувим]] (Рэ’увен), [[Симеон (Библия)|Симеон]] (Шим’он), [[Левий]] (Леви), [[Иуда]] (Иеhуда), [[Иссахар]], [[Завулон]] (Зевулун).
| + | |
- | * Сыновья Рахили: [[Иосиф (в Библии)|Иосиф]] (Йосэф), [[Вениамин]] (Биньямин).
| + | |
- | * Сыновья Валлы (Билhи): [[Дан (Библия)|Дан]], [[Нафтали]] (Нафтали).
| + | |
- | * Сыновья Зелфы (Зилпы): [[Гад (Библия)|Гад]], [[Ашер (Библия)|Асир]] (Ашер).
| + | |
- | | + | |
- | У [[Иосиф (в Библии)|Иосифа]] были двое сыновей: [[Манассия]] (Меннаше) и [[Ефрем (Библия)|Ефрем]] (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило число колен до 13.
| + | |
- | | + | |
- | == В талмудической литературе ==
| + | |
- | В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну [[Мессия|мессианского]] [[Избавление|избавления]] (Мид. Пс. 31:7) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. Р. 82:2).
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Иаков — в отличие от других патриархов — продолжает оставаться связанным с судьбой Израиля, страдая, когда на Израиль обрушиваются невзгоды, и радуясь, когда для Израиля наступает час избавления (Мид. Пс. 14:7; Пси. Р. 41:5). Противоположность характеров Иакова и Исава толкуется в раввинистической литературе как субстанциальный антагонизм духовной красоты Израиля и безобразия языческого мира, неизбежный конфликт между которыми символизирует борьба Иакова и Исава, начатая ими еще во чреве матери (Быт. Р. 63:6, 8).
| + | |
- | | + | |
- | == В искусстве ==
| + | |
- | Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии [[Манн, Томас|Томаса Манна]] «Иосиф и его братья».
| + | |
- | | + | |
- | == Критика ==
| + | |
- | По мнению некоторых современных ученых, повествование книги Бытие представляет собой результат отбора, произведенного в обширном корпусе легенд, в основе которых лежит идея избранности Иакова как наследника праотцев еврейского народа Авраама и Исаака, которым обетована земля Израиля. Однако для осуществления своего призвания Иаков был вынужден зачастую прибегать к аморальным поступкам, навлекавшим на него Божественное наказание. Этот экзистенциальный конфликт пронизывает всю жизнь Иакова, придавая ей трагическую окраску: ему суждено пройти через многие испытания, провести большую часть жизни вне Земли обетованной и умереть за ее пределами. Несмотря на это, Иаков не теряет веру в конечное исполнение предначертания, что находит выражение в благословении, которое он дает сыновьям перед смертью: Иаков благословляет в своих сыновьях родоначальников 12 колен Израилевых и возвещает им будущее их потомков в Земле обетованной.
| + | |
- | | + | |
- | Исследователи полагают, что в библейских книгах сохранились отголоски других версий предания об Иакове (особенно в пророка [[Хошеа Книга|Хошеа книге]] 12:4–5, 13). Не исключена, однако, возможность, что эти расхождения являются результатом позднейшей интерпретации версии, содержащейся в книге Бытие.
| + | |
- | | + | |
- | Повествование об Иакове составляет большую часть библейского эпоса о патриархах. Подобно деду Аврааму и отцу Исааку, Иаков кочует из одного ханаанского царства в другое со стадами скота, и хотя страна обещана Богом его потомкам, Иаков, как и его предки, не имеет собственной земли и ведет себя как чужеземец. Он не признает местных религиозных культов и поддерживает тесную духовную связь с «Богом отцов», заключившим с ними [[Завет]]. Иаков видит свою жизнь и жизнь своих потомков сквозь призму исторической миссии.
| + | |
- | | + | |
- | Различные элементы эпоса о патриархах, и, в частности, рассказа об Иакове указывают на глубокую древность предания, которое возникло за много столетий до фиксации в письменной форме в эпоху Царей (10–8 вв. до н. э.). Так, например, формы брачных и семейных отношений в повествовании об Иакове параллельны существовавшим в Северной Месопотамии во 2 тыс. до н. э. и известным из документов 15 в. до н. э., найденных в Нузи. Эти же документы показывают, что выкуп первородства широко практиковался среди народов Ближнего Востока. Библейские эпитеты «Бог Авраама», «Бог Исаака», «Бог Иакова» или «Бог моего отца» находят полную аналогию в эпитетах «Бог моего отца», «Бог твоего отца» древнесирийских документов 19 в. до н. э., обнаруженных в Каппадокии. О глубокой древности повествования свидетельствуют также другие эпитеты Бога, особенно [[Шаддай]]. История нападения на Шхем, по мнению некоторых исследователей, отражает очень раннюю (еще до [[Исход Из Египта|Исхода]]) попытку некоторых израильских племен обосноваться в Ханаане.
| + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{список примечаний}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{commonscat|Jacob}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11657|Иаков}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Род от Адама}}
| + | |
- | {{Библейские пророки|Пятикнижие}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Праотцы]]
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[ace:Ya'qub]]
| + | |
- | [[af:Jakob]]
| + | |
- | [[ar:يعقوب]]
| + | |
- | [[az:Yəqub peyğəmbər]]
| + | |
- | [[bo:ཡ་ཀོབ།]]
| + | |
- | [[br:Jakob]]
| + | |
- | [[ca:Jacob]]
| + | |
- | [[cs:Jákob]]
| + | |
- | [[da:Jakob (patriark)]]
| + | |
- | [[de:Jakob (Patriarch)]]
| + | |
- | [[el:Ιακώβ]]
| + | |
- | [[en:Jacob]]
| + | |
- | [[eo:Jakobo]]
| + | |
- | [[es:Jacob]]
| + | |
- | [[fa:یعقوب]]
| + | |
- | [[fi:Jaakob (Iisakin poika)]]
| + | |
- | [[fr:Jacob]]
| + | |
- | [[he:יעקב]]
| + | |
- | [[hu:Jákob]]
| + | |
- | [[id:Yakub]]
| + | |
- | [[it:Giacobbe]]
| + | |
- | [[ja:ヤコブ (旧約聖書)]]
| + | |
- | [[ko:야곱]]
| + | |
- | [[lt:Jokūbas]]
| + | |
- | [[nl:Jakob (aartsvader)]]
| + | |
- | [[no:Jakob (stamfar)]]
| + | |
- | [[oc:Jacòb]]
| + | |
- | [[pl:Jakub (postać biblijna)]]
| + | |
- | [[pt:Jacó]]
| + | |
- | [[ro:Iacob (personaj biblic)]]
| + | |
- | [[rw:Yakobo]]
| + | |
- | [[simple:Jacob]]
| + | |
- | [[sv:Jakob (patriark)]]
| + | |
- | [[th:ยาโคบ]]
| + | |
- | [[tl:Jacob]]
| + | |
- | [[tr:Yakup (İshak'ın oğlu)]]
| + | |
- | [[uk:Яків син Ісаака]]
| + | |
- | [[wa:Djåcob]]
| + | |
- | [[yi:יעקב אבינו]]
| + | |
- | [[zh:雅各 (舊約)]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |