Mibrook (Обсуждение | вклад) |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Девятое Ава]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=4
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Праздник
| + | |
- | |название праздника = '''Девятое Ава''' ({{lang-he|תִּשְׁעָה בְּאָב}})
| + | |
- | |тип(цвет) = red
| + | |
- | |расширенный тип = Еврейский
| + | |
- | |изображение = TishaBeav.jpg|thumb|300px|
| + | |
- | |подпись = Чтение [[кинот]] у [[Стена Плача|Стены Плача]] в [[Иерусалим]]е
| + | |
- | |значение = национальный день траура еврейского народа
| + | |
- | |установлен = пророками
| + | |
- | |иначе = ''Тиш’а бе-ав''
| + | |
- | |отмечается = евреями
| + | |
- | |дата2007 = 24 июля
| + | |
- | |дата2008 = 10 августа
| + | |
- | |дата2009 = 30 июля
| + | |
- | |празднование =
| + | |
- | |традиции = [[кинот]], пост, траур
| + | |
- | |связан с = [[Семнадцатое тамуза]], [[Трёхнеделье]]
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Девятое Ава''' ({{lang-he|תִּשְׁעָה בְּאָב}} ''Тиш’а бе-ав'') — национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены [[Первый Храм|Первый]] и [[Второй Храм|Второй]] [[Иерусалимский Храм|Иерусалимские храмы]].
| + | |
- | | + | |
- | В [[Зах.|Книге пророка Захарьи]] (написана вскоре после восстановления [[Второй Храм|Второго Храма]], через 70 лет после описываемых событий) говорится, что посты четвёртого, пятого, седьмого и десятого месяцев превратятся в будущем в дни радости и веселья. Пророк имеет в виду посты, которые приходятся на месяцы [[еврейский календарь|еврейского календаря]], которые отсчитываются от месяца [[нисан]], месяца [[Исход]]а евреев из [[Древний Египет|Египта]]. [[Ав]] пятый по счёту месяц, приходится на летние месяцы июль-август.
| + | |
- | | + | |
- | == Причины национального траура в этот день ==
| + | |
- | | + | |
- | День девятого ава отмечен трагическими событиями на протяжении всей еврейской истории. Эта дата стала в глазах евреев символом всех преследований и несчастий, выпавших на долю еврейского народа. Традиция, отражённая в [[Мишна|Мишне]]<ref>[[Мишна]], Та‘анит 4:6</ref>, сообщает, что кроме разрушения Храма в этот день в истории еврейского народа произошли ещё ряд бедствий: «''Произнесён был Божественный приговор над выходцами из Египта, чтобы они погибли все в пустыне и не ступили в Землю Обетованную… взята была римлянами крепость Бетар… и, наконец, вспахан был, как поле, святой град [Иерусалим]''»
| + | |
- | Тем самым, согласно еврейской традиции, причины траура в этот день следующие:
| + | |
- | * 9 Ава 2449 года от Сотворения мира (1312 г. до н. э.) вернулись разведчики, посланные [[Моисей|Моисеем]], и произвели панику среди евреев сложностями завоевания [[Ханаан]]а. Народ испугался, заплакал и отказался войти в Землю Израиля. За это Бог разгневался на народ и установил, что в Землю Обетованную удостоится зайти только следующее поколение 40 лет спустя.
| + | |
- | * 9 Ава 3338 (423 г. до н. э.) [[вавилон]]янами был разрушен [[Первый Храм]], после чего последовал 70-летний [[Вавилонский плен]].
| + | |
- | * 9 Ава 3828 (70) г. [[Древний Рим|римлянами]] был разрушен [[Второй Храм]], и последовавшее за этим изгнание не вполне закончилось до сего дня.
| + | |
- | * 9 Ава 3892 (132) г. по приказу римского наместника [[Храмовая гора]] в [[Иерусалим]]е была распахана в знак поругания. Это событие послужило одной из причин восстания [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]], которое продолжалось три года.
| + | |
- | * 9 Ава 3895 (135) г. римляне захватили [[Бейтар]], последний оплот восставших при восстании [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]], после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля.
| + | |
- | * 9 Ава 4855 (1095) г. [[Папа римский]] Урбан II объявил о начале первого [[Крестовые походы|крестового похода]], в результате которого были убиты десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин по всей Европе и на территории Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того, разные источники указывают ещё ряд трагических событий, которые вероятно произошли с еврейским народом 9 Ава либо сразу после него<ref>http://www.calend.ru/holidays/0/0/745/ Пост 9 Ава</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | === Разрушение Первого Храма ===
| + | |
- | [[Файл:Francesco Hayez 017.jpg|thumb|300px|картина [[Хайес, Франческо|Франческо Хайеса]] «Разрушение Иерусалимского Храма»]]
| + | |
- | | + | |
- | Согласно [[Иер.|Книге пророка Иеремии]] (Иермияху), разрушение [[Первый Храм|Первого Храма]] [[Навузардан]]ом, военачальником [[вавилон]]ского царя [[Навуходоносор II|Навуходоносора]], в [[586 год до н. э.|586 году до н. э.]] пришлось на десятое ава ({{Библия|Иер|52:12|,13}}). В то же время, в [[Цар.|Книге Царей II]] ([[4Цар.|Четвёртая Царств]]) говорится о седьмом ава ({{Библия|4Цар|25:8|,9}}). Мудрецы в [[Талмуд]]е объясняют это противоречие следующим образом: «''вавилоняне вступили в Храм в седьмой день месяца ав и три дня предавались там разным бесчинствам, а в девятый день, ближе к сумеркам, подожгли его, и он горел весь десятый день''» ([[Талмуд]], Та‘анит 29а).
| + | |
- | | + | |
- | Известно, что уже во времена [[Мишна|Мишны]] именно девятое ава соблюдался как день траура по Первому Храму.
| + | |
- | | + | |
- | === Разрушение Второго Храма ===
| + | |
- | | + | |
- | В книге [[Иудейская война]]<ref>[[Иосиф Флавий]], [[Иудейская война]] 6:249-50</ref> [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] приводится дата разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]] будущим императором [[Тит Флавий Веспасиан|Тит]]ом, римским военачальником и сыном императора [[Веспасиан]]а в [[70 год]]у: 10 ава. Однако и в этом случае в [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Та‘анит 29а</ref> указывается, что Храм был подожжён 9-го вечером и горел весь следующий день — 10-го ава.
| + | |
- | | + | |
- | === Другие события ===
| + | |
- | В этот день также произошли и многие другие значительные трагедии в [[история еврейского народа|истории еврейского народа]]:
| + | |
- | Призыв папы [[Урбан II (папа римский)|Урбана II]] в [[1095 год]]у к началу [[Крестовые походы|Крестовых походов]], во время которых были уничтожены многие еврейские общины; массовое изгнание евреев из [[Англия|Англии]] в [[1290]]; массовое сожжение [[Талмуд]]а и [[еврейские книги|еврейских книг]] в [[Париж]]е в [[1240]], изгнание из Франции ([[1306]]), [[Изгнание евреев из Испании]] в [[1492]], начало [[первая мировая война|Первой мировой войны]] в [[1914]], начало функционирования лагеря сметри «[[Треблинка]]» ([[1942]]) и других.
| + | |
- | | + | |
- | Многие видят в изгнании евреев из сектора Газа и северной Самарии в [[2005 год]]у дополнительное национальное бедствие; оно началось 10 ава.
| + | |
- | | + | |
- | == Законы и обычаи Девятого ава ==
| + | |
- | | + | |
- | Правила и обычаи, касающиеся Девятого ава, кодифицированы в [[Мишне Тора]] [[Маймонид]]а (раздел Та‘анит, глава 5) и в [[Шулхан арух]]е (Орах Хаим 549—561).
| + | |
- | | + | |
- | === Перед началом Девятого ава ===
| + | |
- | Евреи, строго следующие традиции, начинают соблюдать траур по разрушению Храма уже за три недели до девятого ава, то есть с поста 17 таммуза, усиливая проявление скорби в течение последних девяти дней этого периода, начиная с первого ава. Среди ашкеназов принято воздерживаться в эти дни от употребления мяса и вина (кроме как по субботам), не надевать новые или праздничные одежды и дважды в день читать приуроченные к этому времени элегии ([[кинот]]), а также [[псалмы]] 136 и 78. Сефарды соблюдают эти предписания лишь в течение недели, на которую выпадает девятое ава.
| + | |
- | | + | |
- | Последняя трапеза до начала поста должна состоять не более чем из одного блюда без мяса и вина.
| + | |
- | | + | |
- | Вечером накануне девятого ава в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | === Законы ===
| + | |
- | | + | |
- | Общим правилом траура Девятого ава является приравнивание его к [[траур в иудаизме|трауру по ближайшему родственнику]] в течение первых семи дней после похорон (''шив’а'').
| + | |
- | | + | |
- | Траур начинается с заходом солнца накануне вечером и продолжается до захода солнца следующего дня.
| + | |
- | | + | |
- | Предписано соблюдение следующих правил в течение всего поста:
| + | |
- | * полное воздержание от еды и питья;
| + | |
- | * воздержание от купания (можно лишь ополаскивать руки в гигиенических целях);
| + | |
- | * воздержание от супружеской близости;
| + | |
- | * воздержание от пользования парфюмерией;
| + | |
- | * запрещение носить кожаную обувь и одежду;
| + | |
- | * запрещение работать или заниматься делами;
| + | |
- | * следует сидеть на полу или на низкой скамейке (не выше 30 см);
| + | |
- | * запрещено изучать Тору, ибо она является источником радости, можно читать и изучать лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести: [[Плач Иеремии]] (Эйха) и соответствующий [[Мидраш]] (Эйха Рабба), [[Иов.|Книгу Иова]], {{Библия|Лев|26:14|-42}}, {{Библия|Иер|39}}, [[Аггада|аггадические]] разделы [[Талмуд]]а, посвящённые разрушению [[Иерусалим]]а (Гитин 55б-58а).
| + | |
- | | + | |
- | Последние запреты действуют только до полудня.
| + | |
- | | + | |
- | === Обычаи ===
| + | |
- | Существуют также следующие обычаи:
| + | |
- | * Ночь на девятое ава спать на полу, положив под голову камень;
| + | |
- | * Принято, чтобы в [[синагога|синагоге]] в этот день горело всего несколько свечей;
| + | |
- | * Занавес (''парохет''), которым занавешен [[Синагогальный ковчег]] (''арон ha-кодеш''), в этот день снимают, а в некоторых [[сефарды|сефардских]] синагогах, где такого занавеса нет, вешают чёрный занавес.
| + | |
- | * В Иерусалиме в день девятого ава принято идти к [[Стена Плача|Стене Плача]].
| + | |
- | | + | |
- | === Литургия Девятого ава ===
| + | |
- | В синагогах вечером после вечерней молитвы читается свиток [[Плач Иеремии]] (Эйха), где автор, современник разрушения Первого Храма, глубоким поэтическим языком оплакивает эту национальную катастрофу, затронувшую всё общество и в корне изменившую духовную и физическую жизнь народа.
| + | |
- | | + | |
- | Вокруг свитка Эйха со временем были созданы песни-эллегии (''[[кинот]]''), которые читают в синагогах вскоре после Эйха. [[Кинот]] написаны крупнейшими еврейскими поэтами средневековья, такими как [[Калири|Элазар аКалир]], [[Гебироль, Соломон бен Иеhуда ибн|Шломо бен Гвироль]], [[Раши]], раби [[Ибн-Эзра, Авраам|Авраам Ибн Эзра]]. Кроме расширения тем, упоминаемых в Эйха, в основе многих ''кинот'' лежат [[мидраш]]и, связанные с разрушением Храма, и бедствия, произошедшие с еврейским народом после написания свитка Эйха, в том числе и те, которые не произошли 9-го ава.
| + | |
- | | + | |
- | Так как компиляция ''кинот'' была произведена в начале XI века, многие события, произошедшие после этого периода, не упоминаются, несмотря на их трагические последствия для еврейского народа. После Второй мировой войны во многих общинах были добавлены ''кинот'', оплакивающие [[Холокост|Катастрофу европейского еврейства]].
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых синагогах в 2006 году также была добавлена ''кина'', посвящённая изгнанию евреев в рамках [[плана размежевания]] [[Ариэль Шарон|Ариэля Шарона]]{{Нет АИ|18|05|2009}}.
| + | |
- | | + | |
- | == Призывы к отмене национального траура в этот день ==
| + | |
- | Во второй половине XVII в. в ходе движения [[Саббатай Цви|Саббатая (Шабтая) Цви]], который упразднил пост девятого ава и объявил его праздничным днем, соблюдение поста стало признаком приверженности [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальному иудаизму]]. [[Иудаизм реформистский|Реформистское движение]] в течение длительного времени не признавало девятое ава как день траура. Однако уже несколько десятков лет это положение отменено.
| + | |
- | | + | |
- | После создания государства Израиль среди светски настроенного населения раздаются призывы перестать отмечать 9 ава, как государственный день траура, поскольку его основная причина — ликвидация еврейской независимости — отпала.
| + | |
- | | + | |
- | После [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]], с воссоединением [[Иерусалим]]а в 1967 г., в религиозных кругах стал обсуждаться вопрос об изменениях в ритуале девятого ава, связанном с разрушением Иерусалима, и внесении в него модификаций, основанных на положениях [[Талмуд]]а, предусматривающих наступление периода, когда евреи в [[Эрец-Исраэль]] не будут больше притесняться, хотя Храм ещё не будет восстановлен.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{источник/КЕЭ}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|10024|Ава девятое}}
| + | |
- | * [http://toldot.ru/rus/articles/art/1279 Книга нашего наследия]
| + | |
- | * [http://mesto.org.il/2010-10-11-19-05-31/2010-10-10-07-13-10/actuality/994-9av Видеоролик "9 Ава,Гуш Катиф и единство евр. народа"]
| + | |
- | | + | |
- | {{еврейские праздники}}
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Посты в иудаизме]]
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[ar:ذكرى خراب الهيكل]]
| + | |
- | [[ceb:Ikasiyam sa Av]]
| + | |
- | [[cs:Tiš'a be-av]]
| + | |
- | [[da:Tisha B'Av]]
| + | |
- | [[de:Tischa beAv]]
| + | |
- | [[en:Tisha B'Av]]
| + | |
- | [[es:Tisha b'Av]]
| + | |
- | [[fa:تیشا بآو]]
| + | |
- | [[fi:Tiša be'av]]
| + | |
- | [[fr:Tisha Beav]]
| + | |
- | [[he:תשעה באב]]
| + | |
- | [[hu:Tisá beáv]]
| + | |
- | [[it:Tisha b'Av]]
| + | |
- | [[ja:ティシュアー・ベ=アーブ]]
| + | |
- | [[nl:Tisja be'Aaw]]
| + | |
- | [[nn:Tisj‘á beáb]]
| + | |
- | [[pl:Tisza be-Aw]]
| + | |
- | [[pt:Tishá BeAv]]
| + | |
- | [[sk:Tiš’a be-av]]
| + | |
- | [[sr:Тиша беав]]
| + | |
- | [[sv:Tisha beav]]
| + | |
- | [[tl:Ikasiyam ng Av]]
| + | |
- | [[tr:Tişa Beav]]
| + | |
- | [[yi:תשעה באב]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские законы и обычаи ]]{{checked_final}}
| + | |