|
|
(15 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Вера (как аспект религии)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{также|13 принципов веры}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Вера''' (אֱמוּנָה, эмуна), в религиозном смысле — признание существования [[Бог|Бога]].
| + | |
- | == Положения Библии как зарождающиеся основополагающие принципы веры ==
| + | |
- | === Основня предпосылка Иудаизм - вера в единого, всемогущего Бога ===
| + | |
- | | + | |
- | Основной предпосылкой [[Иудаизм|иудаизма]], так же как [[Христианство|христианства]] и [[Ислам|ислама]], является вера в единого, всемогущего Бога.
| + | |
- | | + | |
- | Однако [[Библия]] не содержит догматов или принципов веры в том значении, какое эти понятия имеют в христианстве или исламе.
| + | |
- | === Отсутствие в Библии предписания веровать ===
| + | |
- | | + | |
- | Хотя вера в Бога рассматривается как высшая религиозная добродетель (Быт. 15:6; Ис. 7:9; ср. Иов 2:9), в Библии нет ни одного предписания веровать.
| + | |
- | | + | |
- | Лишь в средние века еврейские теологи начали формулировать догматы веры (см. [[Ани Маамин|Ани маамин]]; [[Альбо, Иосеф]]).
| + | |
- | ==== Причина отсутствия катехизиса ====
| + | |
- | | + | |
- | Причина отсутствия катехизиса как в Библии, так и в раввинской традиции, возможно, является двоякой.
| + | |
- | | + | |
- | Во-первых, в иудаизме основной упор делается не на исповедание, а на поведение (Авот 1:17).
| + | |
- | | + | |
- | Во-вторых, спекулятивное и систематическое мышление не характерно ни для Библии, ни для [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературы]].
| + | |
- | | + | |
- | Никакая религия, однако, немыслима без основополагающей доктрины или аксиоматических принципов. И иудаизм, как в его библейском, так и в раввинистических аспектах, не является в данном случае исключением.
| + | |
- | === положения, которые можно рассматривать как зарождающиеся догматы ===
| + | |
- | | + | |
- | Действительно, Библия содержит определенные итоговые положения, которые можно рассматривать как зарождающиеся догматы. Обращение «Слушай, Израиль» (Втор. 6:4; см. [[Шма]]) подчеркивает единство Бога; [[Десять Заповедей|Десять заповедей]] (Исх. 20:2–17; Втор. 5:6–21) дают квинтэссенцию этических и религиозных предписаний о поведении; в [[Исход Из Египта|Исходе]] (34:6–7) сформулированы божественные атрибуты; пророк [[Миха]] приводит перечень обязанностей человека (6:18); величественная простота, с которой Господь заверяет пророка [[Хаваккук|Хаваккука]]: «...а праведный своею верою жив будет» (2:4) — эти примеры не являются исчерпывающими. Положение «Бог есть» — аксиоматично. Он един (Втор. 6:4) и несравненен (Ис. 40:18); не существует других богов (Втор. 4:39). Он всесилен (Иов 42:2), вездесущ (Пс. 139:7–12), всезнающ (Иов 28:23 и далее) и вечен (Ис. 40:6–8, 44:6). Еще более важна доктрина, что Он — Бог справедливости и любви (Исх. 34:6–7) и святость Его проявляется в нравственно-этической сфере (Ис. 5:16). В Своем могуществе Он сотворил Вселенную актом воли (Быт. 1), а Своей любовью Он продолжает поддерживать ее (Пс. 104; 145:14 и далее). Он создал законы природы; чудеса являются исключениями из этих космических установлений, но как обычное, так и необычное подчиняются Божьей воле.
| + | |
- | | + | |
- | Свобода выбора, данная человеку (Втор. 30:15, 19), делает его ответственным перед Богом. Божественное же воздаяние представляет собой непосредственное следствие Божьей справедливости. Основная цель возмездия — это не кара, а воспитание и исправление. Умозрительно существует противоречие между Божьим всеведением и всемогуществом, с одной стороны, и свободой человеческих поступков — с другой. Однако с точки зрения библейского мироощущения это противоречие лишь кажущееся, ибо «в конце дней» Божье предначертание истории человечества будет реализовано так же полно, как и Божественный вселенский план.
| + | |
- | | + | |
- | Неотъемлемая часть Божественного универсального исторического плана спасения рода человеческого — союз с Израилем (Ис. 49:6). Национальные еврейские чаяния о возрождении народа и возвращении его в Страну Израиля неразрывно связаны со спасением всего человечества. Еврейский национализм и универсализм являются не противоречащими, но дополняющими друг друга библейскими концепциями.
| + | |
- | | + | |
- | Так как этика занимает центральное место в библейской теологии, мысль о невозможности несправедливости со стороны Бога, выраженная в недоумевающем восклицании [[Авраам|Авраама]]: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25), — варьируется по всей Библии. Искренняя критика Бога и вызов Ему не рассматриваются Библией как грех (свидетельство тому некоторые поступки и высказывания Авраама, [[Моисей|Моисея]], [[Иеремия|Иеремии]], Хаваккука, [[Иов|Иова]]); лишь лицемерие и самодовольство нечестивы (Иов 42:7).
| + | |
- | | + | |
- | Раввинистический иудаизм не создал катехизиса, но внешние влияния и внутренние ереси вызвали некоторые формулировки догматического характера. Так, например, изречение [[Гилель|Гилельа]]: «Что ненавистно тебе, не делай другому» (Шаб. 31а), — предстает в своем контексте основным еврейским догматом. [[Таннаи]] и [[Амора|амораи]] видели свою первостепенную задачу в объяснении и уточнении предписаний [[Тора|Торы]], отдавая там, где они считали необходимым, предпочтение заложенным в них моральным принципам перед буквой закона. На основании стиха из [[Второзаконие|Второзакония]] (17:11) мудрецы времен [[Талмуд|Талмуда]] претендовали на право вводить свои собственные законы (ми-де-раббанан) в основном для защиты («ограды») библейских установлении (Бр. 19б). Талмуд (ББ. 12а) ценит мудреца с его сдержанным, вдумчивым подходом выше, чем пророка с его возбужденным интуитивным сознанием. Однако никогда не была упущена основная идея еврейства, что иудаизм — это учение о практической жизни, и ученость должна вести не к абстрактным умозрениям и отвлеченному миросозерцанию, а к делу: «Велико изучение Торы, ибо оно ведет к верному действию» (Кид. 40б).
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде, [[Мидраш|Мидраше]] и в молитвах подчеркивается избранность еврейского народа и исключительное значение Земли Израиля. Однако еврейский национализм ни в коей мере не исключает общечеловеческих идеалов, ибо «благочестивые среди всех народов имеют долю и в будущем мире» (Тосеф., Санх. 13:10).
| + | |
- | | + | |
- | В средневековой еврейской философии вера является общефилософской категорией, относящейся к теории познания, и рассматривается как один из специфических видов последней.
| + | |
- | | + | |
- | [[Маймонид]] определяет веру как «понятие, находящееся в душе с того времени, как она (душа) удостоверилась в том, что оно (понятие) в действительности является именно таким, каковым оно представляется» (Майм., Наставник 1:50). [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] в книге «Эмунот ве-деот» («Верования и мнения», Введ.) перечисляет четыре критерия, которые помогают установить истинность веры: чувственное восприятие, самоочевидные суждения, умозаключения, достоверная традиция. По утверждению [[Иехуда hа-Леви|Иехуды hа-Леви]], сущность веры состоит в признании, что доктрины Писания основаны на авторитете, то есть они — результат Божественного откровения. Маймонид считает, что принятие суждения, основанного на доказательствах, является более совершенной формой веры.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские философы нового времени обсуждали проблемы религии главным образом в ее этических и общественных аспектах, а не с точки зрения веры. Для современного еврейского философски-религиозного мышления характерна точка зрения [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейга]], согласно которой вера возникает из откровения, удостоиться которого человек в состоянии путем личного опыта. Каждый человек должен всегда стремиться и быть готовым к этому откровению. [[Бубер, Мартин|М. Бубер]] и [[Хешел, Аврахам Иехошуа|А. Хешел]] рассматривают веру как взаимоотношение, основанное на доверии между человеком и Богом, которое возникает из личных контактов человека с Богом и человека с человеком и проявляется в этих же контактах.
| + | |
- | | + | |
- | Другое направление рассматривает веру как психологическое состояние, имеющее ценность постольку, поскольку оно побуждает человека поступать высоко морально. [[Каплан, Мордехай Менахем|М. Каплан]], один из тех, кто сформулировал это воззрение, отмечает, что вера является разновидностью «самоисполняющегося пророчества», поскольку она ведет к спасению человеческого общества.
| + | |
- | | + | |
- | По мнению ряда современных еврейских религиозных философов, вера ценна тем, что придает смысл и цель существованию, которое без нее бессмысленно и жестоко. Эту точку зрения активно поддерживал еврейский теолог в США Р. Рубенстайн, который пытался осмыслить феномен веры после такого страшного потрясения, каким явилось уничтожение миллионов евреев в годы Второй мировой войны.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10890|ВЕРА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Идеи иудаизма]]
| + | |