|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Лигети, Дьёрдь]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Лигети, Дьёрдь''' (Шандор; Ligeti, György [Sándor]; 1923, Дичёсентмартон, ныне Тырнэвени, Румыния, – 2006, Вена), композитор и теоретик музыкального искусства.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Воспитывался в ассимилированной (см. [[Ассимиляция]]) еврейской семье. Внучатый племянник [[Ауэр, Леопольд|Л. Ауэра]]. Дед в период разгула ксенофобии в [[Венгрия|Венгрии]] поменял фамилию Ауэр на Лигети.
| + | |
- | | + | |
- | Отец композитора, банковский служащий, досуг посвящал науке, опубликовав несколько книг по вопросам экономики и этики.
| + | |
- | | + | |
- | В юности Лигети посещал сионистскую (см. [[Сионизм]]) организацию hа-Боним. В годы войны был отправлен в венгерский «рабочий батальон» — по сути, разновидность [[Концентрационные Лагеря Нацистские|концентрационного лагеря]].
| + | |
- | | + | |
- | Отец, брат, родственники отца и матери погибли в нацистских лагерях смерти.
| + | |
- | | + | |
- | До войны Лигети учился в Клужской консерватории у Ф. Фаркаша, в 1945–49 гг. у него же, Ш. Вереша и П. Ярданьи в Будапештской высшей музыкальной школе, которую окончил в 1949 г. и стал в ней преподавателем музыкально-теоретических предметов.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1950-х гг. Лигети попал в опалу, и лишь поддержка крупнейшего венгерского композитора З. Кодая оградила его от преследования властей.
| + | |
- | | + | |
- | В декабре 1956 г., после подавления венгерского восстания советскими войсками, Лигети эмигрировал в [[Австрия|Австрию]].
| + | |
- | | + | |
- | Разносторонняя деятельность Лигети в эмиграции включает его работу консультантом Кёльнской радиоэлектронной музыкальной студии (1956–58), с 1961 г. он профессор Стокгольмской академии музыки, с 1972 г. — лектор Станфордского университета (США).
| + | |
- | | + | |
- | В 1964 г. был Лигети избран членом Западно-Берлинской академии искусств и гамбургской Свободной академии искусств, в 1971 г. — вице-президентом австрийского отделения Международного общества современной музыки.
| + | |
- | === Виднейший представитель авангардистской музыки ===
| + | |
- | | + | |
- | Лигети — виднейший представитель авангардистской музыки, которую он культивирует в качестве сочинителя, педагога, ученого и публициста.
| + | |
- | | + | |
- | На раннем (венгерском) этапе творчества испытал влияние Б. Бартока (например, в Первом квартете, 1953–54).
| + | |
- | | + | |
- | Характерная черта стиля зрелого периода — острая экспрессивность, нередко мрачный колорит, гротеск и ирония.
| + | |
- | | + | |
- | В числе многих произведений Лигети — «Видения» для оркестра (1958–59); монтаж «Будущее музыки» (оркестр и чтец-лектор, 1961) задуман в виде музыкального манифеста, бичующего никчемность некоторых опусов современной музыки; «Три безделушки» (1961) — карикатура на «принудительную» зубрежку в обучении игре на фортепиано; «Симфоническая поэма для 100 метрономов» (1962) — сатира на злоупотребление механическими средствами композиции.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые более поздние произведения, например, трио для фортепиано, валторны и скрипки (1984), обнаруживают тенденцию к отказу от крайностей авангардистского искусства и возврату к классическим основам музыкальной композиции.
| + | |
- | === Автор мтеоретических и публицистических трудов ===
| + | |
- | | + | |
- | Лигети — автор многих теоретических и публицистических трудов, в том числе «Классическая гармония» (1954), «Новые пути обучения композиции» (1968), «О музыке и политике» (1973), «Музыкальные воспоминания о детских и юношеских годах» (1973), «Мое еврейство» (1978) и других.
| + | |
- | | + | |
- | Лигети посещал Израиль, в частности в 1985 г., в связи с исполнением его произведений Иерусалимским симфоническим оркестром.
| + | |
- | | + | |
- | Лигети удостоен премий имени Баха (Гамбург) и имени Бетховена (Бонн).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12450|ЛИГЕТИ Дьёрдь}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Культура и искусство]]
| + | |