|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Луццатто, Шмуэль Давид]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 12521_L.jpg|thumb|250px|left|[[Луццатто, Шмуэль Давид]] Ш. Д. Луццатто. Джуиш энциклопедия (1901 – 1912).]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Луццатто, Шмуэль Давид''' (акроним שַׁדַ"ל, Шадал, или שְׁדַ"ל, Шдал; Luzzatto, Samuel David; 1800, Триест, – 1865, Падуя), филолог, комментатор Библии, поэт и переводчик, один из основателей современной [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]].
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Сын ремесленника, Луццатто элементарное образование получил в Триестской еврейской школе; самостоятельно изучил основные европейские и древние языки, а также математику; приобрел глубокие познания в еврейской религиозной и светской литературе, еврейской философии и [[Каббала|каббале]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1829 г. Луццатто назначен профессором только что созданной раввинской семинарии в [[Падуя|Падуе]], в которой до конца жизни преподавал [[Библия|Библию]], еврейскую историю, философию и филологию.
| + | |
- | === Сторонник сочетания еврейской учености с европейским образованием ===
| + | |
- | | + | |
- | Луццатто был одним из первых еврейских деятелей культуры 19 в., сочетавших еврейскую ученость с широким европейским образованием. Он видел в [[Иудаизм|иудаизме]] исторический и этический феномен, лежащий в основе всечеловеческой культуры.
| + | |
- | === Литературное творчество ===
| + | |
- | | + | |
- | Литературное творчество Луццатто — как поэтическое, так и прозаическое — оказало значительное влияние на развитие [[Иврит Новая Литературасодержание|иврит новой литературы]].
| + | |
- | === Научные сочинения ===
| + | |
- | | + | |
- | Еще большее значение имели его научные сочинения, среди которых труд о Таргуме Онкелоса (см. [[Онкелос И Аквила|Онкелос и Аквила]]), исследования в области библейской экзегезы (в частности, комментарий к книге [[Исайя]], над которым Луццатто работал около 20 лет), языка иврит и еврейской литературы.
| + | |
- | | + | |
- | Луццатто возродил интерес широкой еврейской публики к средневековой еврейской поэзии. В своих теологических трудах Луццатто разработал позитивную систему, основанную на вере в [[Откровение|откровение]] и избранность еврейского народа (см. [[Избранный Народ|Избранный народ]]).
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Луццатто, попытки рационализации [[Тора|Торы]] в принципе ложны; Луццатто был одним из первых еврейских ученых, выступивших против господствовавшего в эту эпоху ассимиляторства (см. [[Ассимиляция]]).
| + | |
- | | + | |
- | По мнению Луццатто, в истории человеческой культуры действуют два противоположных фактора — эллинизм, ставящий во главу угла эстетическое начало, и иудаизм с его приматом этики.
| + | |
- | | + | |
- | Борьбу этих двух культурных подходов Луццатто прослеживает как в истории религиозной философии, так и в истории литературы.
| + | |
- | | + | |
- | Носителями подлинно иудейского духа являются Библия, [[Талмуд]] и [[Аггада]]; в противоположность им произведения александрийской эпохи и средневековая еврейская философия, в особенности [[Маймонид]], обнаруживают влияние эллинизма. По этой причине Луццатто отдавал предпочтение средневековой северофранцузской и немецкой раввинистической традиции, видя идеал еврейской учености в [[Раши]].
| + | |
- | | + | |
- | Отрицательно относился Луццатто и к каббале, считая ее несовместимой с иудаизмом, а также к философии [[Спиноза, Барух|Баруха Спинозы]].
| + | |
- | | + | |
- | В своей теологии Луццатто утверждал примат этического над метафизическим и подчеркивал эмоциональную сторону религиозного опыта.
| + | |
- | | + | |
- | Теологическая концепция Луццатто основана на вере в сверхразумное откровение и избранность еврейского народа, который является носителем универсального гуманизма.
| + | |
- | | + | |
- | Иврит и еврейская литература служат инструментом развития и углубления еврейского духа. Луццатто поощрял возвращение еврейского народа к земле, уповая на возрождение Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Луццатто был одним из основателей общества [[Мекицей Нирдамим|Мекицей нирдамим]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12521|ЛУЦЦАТТО Шмуэль Давид}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Наука о еврействе]]
| + | |