Лиссабон (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Населённые пункты по алфавиту» с помощью HotCat)
(Перенаправление на ej:Лиссабон (еврейская община))
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Лиссабон (еврейская община)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Лиссабон''' (Лисабон), столица [[Португалия|Португалии]].
+
-
=== Первые упоминания ===
+
-
 
+
-
Евреи стали селиться в Лиссабоне, видимо, в середине 11 в. в период арабского владычества, но первые сведения о них приводятся в христианской хронике 12 в., описывающей нападение крестоносцев (см. [[Крестовые Походы|Крестовые походы]]) на евреев при захвате города (1147) и бегство последних из него. С воцарения первого короля Португалии Афонсу (Альфонса) I Энрикиша Завоевателя (1139) и на протяжении почти двухсот лет португальские короли терпимо относились к евреям.
+
-
=== Тринадцатый век ===
+
-
 
+
-
Многие евреи отличились и разбогатели на королевской службе в качестве сборщиков налогов, придворных медиков, астрономов и т. п. Так, алмошариф (королевский сборщик налогов, в частности, на вывозимые из Португалии товары; служивший также казначеем и ведавший этими доходами) Иосеф Ибн-Яхья (см. [[Ибн-Яхья|Ибн-Яхья, семья]]), потомок участника завоевательного похода Афонсу I, построил в 1260 г. на собственные средства [[Синагога|синагогу]].
+
-
 
+
-
При Афонсу III, после ревизии управления религиозными и светскими делами португальских еврейских общин, Лиссабон стал официальной резиденцией арраби мор (верховного раввина, фактически — главы еврейских общин Португалии и их представителя перед властями; должность существовала, по крайней мере, с конца 1270-х гг.).
+
-
=== Тринадцатый - четырнадцатый век ===
+
-
 
+
-
В 13–14 вв. в Лиссабоне было четыре [[Кварталы Еврейские|квартала еврейских]] (жудариас), самый крупный из которых — Алфама.
+
-
 
+
-
Вторжение военных сил Кастилии в Португалию во второй половине 14 в. нанесло серьезный ущерб еврейской общине Лиссабона.
+
-
 
+
-
Захватив город, войска кастильского короля Энрике II де Трастамаре разгромили дома евреев и учинили кровавый [[Погромы|погром]] (1373).
+
-
 
+
-
Смуты, усилившиеся после смерти последнего короля Бургундской династии Фернанду I (1383), и вторичное вторжение кастильцев в страну вновь пошатнули положение оправившейся было общины.
+
-
 
+
-
Жуан I, разбивший кастильцев и отстоявший независимость Португалии (1385), оказывал евреям покровительство и защищал от нападений черни и произвола феодалов и церковных властей, но, в отличие от своих предшественников, не назначал их на ответственные посты.
+
-
 
+
-
Королевские власти не допустили распространения в стране антиеврейских бесчинств, начавшихся в 1391 г. в [[Испания|Испании]].
+
-
=== Пятнадцатый век ===
+
-
 
+
-
Однако вражда к евреям, особенно к богатым жителям Лиссабона, вынудила короля Дуарти I (1433–38) издать по требованию городских властей указ, запрещавший всякое общение христиан с евреями (частично отменен в 1436 г.). Требования ограничить права евреев в области экономики и общественной жизни многократно выдвигались на собраниях кортесов (1451, 1455, 1473 и 1481 гг.) при Афонсу V.
+
-
 
+
-
Кровавые погромы, учиненные в Лиссабоне в 1449 г. и 1482 г., сильно пошатнули положение еврейской общины: многие ее члены были убиты, а имущество разграблено.
+
-
 
+
-
В 1492 г. толерантный, но корыстолюбивый Жуан II за большой выкуп разрешил некоторому числу изгнанников из Испании поселиться в Лиссабоне, но, когда в перенаселенном еврейском квартале через несколько месяцев вспыхнула чума, городские власти изгнали их из города.
+
-
 
+
-
В Лиссабоне, не игравшем прежде важной роли в истории еврейской учености, в 15 в. появляются крупные талмудисты, грамматики, философы, историки, врачи и астрономы: [[Закуто, Аврахам Бен Шмуэль|А. Закуто]] (в 1492 г. поселившийся в Португалии), [[Ибн Хабиб Яаков Бен Шломо|Яаков Ибн Хабиб]] (сын которого, Леви бен Хабиб, 1483–1545, был в 1497 г. насильно крещен), члены семей Яхья и [[Абраванель]] и другие.
+
-
 
+
-
Позднее большую известность в различных областях науки, литературы и общественной жизни получили потомки лиссабонских [[Марраны|марранов]]: [[Аматус Лузитанский]], Реуэль Иесурун (Иешурун; он же Паулу да Пина; 1575?–1634), вернувшийся к иудаизму францисканский монах марранского происхождения Диого да Ассунсао (погиб на костре инквизиции 3 августа 1603 г.), М. Г. Абудиенте (1602–88), ряд членов семьи д’Асеведо (16–18 вв.), С. Лопес Роза (Аврахам Фаррар Старший; первая половина 17 в.), [[Менашше|Менашше бен Исраэль]], О. Нуниш да Коста (17 в.), [[Да Силва Антониу Жозе|Антонио Жозе Да Силва]] и многие другие.
+
-
 
+
-
В 14–15 вв. Лиссабон был одним из центров изучения [[Каббала|каббалы]]. Сохранившиеся богато иллюстрированные рукописные экземпляры библейских и других книг, выполненные в Лиссабоне в 13–15 вв., свидетельствуют о мастерстве еврейских переписчиков и миниатюристов. Известны восемь книг на [[Иврит Язык|иврите]], напечатанных в период между 1489 г. и 1492 г. в лиссабонской типографии, владельцы которой поделили между собой шрифты и оборудование и в 1497 г. увезли их в [[Стамбул]], [[Салоники]] и [[Фес]], где продолжали еврейское [[Книгопечатание|книгопечатание]].
+
-
 
+
-
Декрет Мануэла I об изгнании евреев и мусульман из Португалии (5 декабря 1496 г.) предписывал им покинуть страну не позже ноября следующего года, а вскоре последовал указ о [[Крещение Насильственное|крещении насильственном]] всех детей младше 14 лет (вскоре распространен на лиц до 20 лет), после чего началось повальное бегство евреев из страны.
+
-
 
+
-
Лиссабон был объявлен единственным портом отправки изгоняемых, и им было приказано сосредоточиться в столице, где, по заявлению властей, их должны были ожидать корабли.
+
-
 
+
-
Однако 19 марта 1497 г. декрет об изгнании был заменен указом о крещении всего еврейского населения страны.
+
-
 
+
-
Десятки тысяч евреев (в том числе и бежавшие в 1492 г. из Испании), собравшиеся до выхода указа в Лиссабоне, были заключены в лагерь и насильственно крещены, после чего их объявили полноправными гражданами государства.
+
-
 
+
-
Лишь немногим, в том числе А. Закуто, удалось избежать насильственного крещения и покинуть страну.
+
-
 
+
-
Большинство отказывавшихся отступиться от иудаизма было подвергнуто жестоким пыткам и мучительной смерти (см. [[Киддуш hа-Шем|Киддуш hа-Шем]]).
+
-
 
+
-
Так, Шимона Маими, последнего верховного раввина Португалии, и некоторых других руководителей общины Лиссабона за отказ креститься замуровали по шею стоящими в узкой камере.
+
-
 
+
-
Королевский указ (май 1497 г.), запрещавший в течение 20 лет (действие указа продлено до 1534 г.) преследовать [[Новые Христиане|новых христиан]], подозреваемых в соблюдении предписаний иудаизма, не избавил их от нападений черни и гонений церковных властей.
+
-
 
+
-
В апреле 1499 г. новообращенным был запрещен выезд из страны.
+
-
=== Шестнадцатый век ===
+
-
 
+
-
В мае 1504 г. [[Марраны|марраны]] подверглись погрому, с трудом прекращенному властями. Тайное празднование пасхального [[Седер|седера]] в апреле 1506 г., а двумя днями позже высказанное одним марраном в церкви Сан Домингу сомнение в истинности якобы происшедшего в ней чуда послужили поводом к резне, в которой погибло не менее 1,4 тыс. марранов.
+
-
 
+
-
За эти бесчинства король наказал городские власти Лиссабона, казнил зачинщиков, конфисковал имущество громил и разрешил анусим эмигрировать.
+
-
 
+
-
Покидавшие Португалию марраны направлялись главным образом в страны с крупными еврейскими общинами (в первую очередь в [[Нидерланды]] и Османскую империю), где они, как и уезжавшие затем из Лиссабона в 1601–1602 гг. во время испанского владычества в Португалии (1581–1640), открыто возвращались к иудаизму, обычно примыкали к существующим там общинам изгнанников из Испании или становились основателями отдельных так называемых португезских конгрегаций (например, в Салониках и других городах Европы, дававших им убежище); основанные ими общины долгое время носили название кехал Лиссабон. Некоторая часть эмигрантов поселилась в Эрец-Исраэль.
+
-
 
+
-
Прибытие в Лиссабон [[Реувени|Давида Реувени]] (жил в Лиссабоне в 1525–27 гг.) пробудило во многих марранах надежды на скорое избавление еврейского народа.
+
-
 
+
-
Лиссабонский марран Диего Пирес, состоявший на государственной службе, открыто заявил о своем еврействе и стал приверженцем Реувени, назвав себя [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]].
+
-
 
+
-
Брожение, вызванное Реувени, стало одной из причин учреждения в Лиссабоне первого в Португалии трибунала [[Инквизиция|инквизиции]] (примерно 1536 г.).
+
-
 
+
-
Первое [[Аутодафе|аутодафе]] в Лиссабоне было проведено в 1539 г. С 1540 г. по 1765 г. сотни анусим погибли мученической смертью.
+
-
=== Семнадцатый век ===
+
-
В 18 в. трибуналы других городов и колоний отправляли в Лиссабон осужденных для завершения следствия или исполнения приговора.
+
-
 
+
-
После восстановления в 1640 г. независимости Португалии Жуаном IV (борьбу которого с Испанией поддерживали еврейские финансисты Нидерландов) правительственные круги начали более терпимо относиться к марранам и евреям, изредка появлявшимся в стране, но не всегда могли противостоять давлению инквизиции и фанатизму христианского населения, не допускавших не только отмены, но и облегчения издавна принятых ограничительных мер.
+
-
=== Восемнадцатый век ===
+
-
 
+
-
В 1755 г. землетрясение, разрушившее Лиссабон (в том числе и квартал, где проживало большинство марранов), вызвало всеобщее смятение, что позволило марранам беспрепятственно покинуть город.
+
-
 
+
-
Государственные реформы 1773 г. положили конец юридической дискриминации новых христиан и выделению их в особую категорию потомков крещеных евреев, хотя многие семьи и в дальнейшем не скрывали своего еврейского происхождения.
+
-
 
+
-
С конца 18 в. в Лиссабоне стали селиться небольшими группами евреи из [[Гибралтар|Гибралтара]], находившиеся под покровительством Великобритании и открыто исповедовавшие иудаизм. Bм был выделен участок под кладбище. 
+
-
=== Девятнадцатый век ===
+
-
 
+
-
В 1801 г. Во время засухи в 1810 г. еврейские хлеботорговцы содействовали борьбе с голодом, за что правительство Португалии разрешило в 1813 г. открыть в Лиссабоне синагогу.
+
-
 
+
-
Спустя некоторое время были открыты еще две синагоги. Но лишь после упразднения португальской инквизиции (1821) евреям было официально разрешено селиться в Лиссабоне, а в 1868 г. власти признали еврейское сообщество города «колонией» (но не «общиной»).
+
-
=== Двадцатый век ===
+
-
 
+
-
При выдаче разрешения на постройку синагоги «Шаарей тиква» (1901) было оговорено, что здание не будет иметь на фасаде религиозных знаков и символов. Полное уравнение в правах евреи Лиссабона получили после революции 1910 г.
+
-
 
+
-
До Первой мировой войны община Лиссабона насчитывала около пятисот человек, большей частью [[Сефарды|сефардов]] — выходцев из Гибралтара и стран Северной Африки.
+
-
 
+
-
В годы [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] около сорока пяти тысяч евреев Европы, спасаясь от нацистов, эмигрировали в США через порт Лиссабона.
+
-
==== Вторая половина двадцатого века ====
+
-
 
+
-
В 1947 г. в Лиссабоне проживало четыреста евреев, в первой половине 1980-х гг. — пятьсот пятьдесят. Община Лиссабона имеет синагогу, кладбище, школу и больницу.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12470|ЛИССАБОН}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
+

Текущая версия на 23:56, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Лиссабон (еврейская община)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация