м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Лилиенблюм, Моше Лейб]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 12454_L.jpg|thumb|250px|left|[[Лилиенблюм, Моше Лейб]] М. Л. Лилиенблюм. Джуиш энциклопедия (1901 – 1912).]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Лилиенблюм, Моше Лейб''' (1843, Кейданы, ныне Кедайняй, Литва, – 1910, Одесса), писатель и публицист периодов поздней [[Хаскала|Хаскалы]] и движения [[Ховевей Цион]]. Писал преимущественно на иврите.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | Сын ремесленника. Учился в иешивах в Кейданах (с 1855 г.), где начал сочинять стихи (например, рифмованное изложение 613 предписаний [[Галаха|Галахи]]), и в Вилькомире (ныне Укмерге; с 1858 г. жил на средства тестя), где увлекся средневековой философией и литературой Хаскалы.
| + | |
- | === Сторонник приобщения еврейства к прогрессу ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1865 г. открыл в Вилькомире собственную иешиву, которая не имела успеха из-за неприязни местных ревнителей веры, объявивших Лилиенблюма вольнодумцем за то, что он руководил молодежной библиотекой и написал поэму в библейском стиле (с огласовкой и знаками [[Кантилляция|кантилляции]]) о польском восстании.
| + | |
- | | + | |
- | Открытую вражду вызвали статьи Лилиенблюма в [[«hа-Мелиц»]] — «Орхот hа-Талмуд» («Пути Талмуда», 1867) и «Носафот ле-орхот hа-Талмуд» («Дополнения к путям Талмуда», 1869).
| + | |
- | | + | |
- | Видя тогда в религии единственную силу, сохраняющую самобытность еврейского народа, и мечтая о его сотрудничестве с нееврейским окружением, Лилиенблюм призывал смягчить наиболее суровые предписания Галахи, порожденные особыми историческими условиями и тормозящие приобщение еврейства к прогрессу.
| + | |
- | | + | |
- | Противодействие религиозных ортодоксов вынудило Лилиенблюма в конце 1869 г. уехать в Одессу, куда влекла его так и не сбывшаяся мечта получить светское образование.
| + | |
- | | + | |
- | В сатирической поэме «Кехал рефаим» («Община призраков», 1870), выдержанной в традициях литературы Хаскалы, Лилиенблюм зло высмеял общинных заправил и духовных наставников, но также и еврейских просветителей, одержимых далекими от реальности идеями.
| + | |
- | | + | |
- | В 1871 г., замещая редактора газеты на идиш «Кол мевассер» (приложение к «hа-Мелиц») [[Цедербаум, Александр Осипович|А. Цедербаума]], Лилиенблюм в серии статей «Идише лебнсфраген» («Вопросы еврейской жизни») обличал фанатизм, традиционное еврейское воспитание, уродующее детей, неприспособленность евреев к труду и эфемерность их поисков заработка, самодовольство богачей и забитость нищающих масс, обездоленность женщины.
| + | |
- | | + | |
- | В статье «Олам hа-тоху» («Мир хаоса», 1873) по поводу романа А. Мапу «Аит цавуа» («Ханжа») Лилиенблюм призывал не вносить в описания повседневной жизни элементов вымысла, романтики, суеверий и мистицизма.
| + | |
- | | + | |
- | Здесь сказалось увлечение произведениями Н. Чернышевского, Н. Добролюбова и, в особенности, Д. Писарева с его позитивным утилитаризмом в эстетике и общественными идеалами.
| + | |
- | | + | |
- | Предоставление евреям равных с остальным населением прав Лилиенблюм считал предпосылкой прогресса в еврейской среде, хотя и понимал, что это не гарантирует исчезновения антисемитизма.
| + | |
- | | + | |
- | Губительность обскурантизма, но также и бесперспективность Хаскалы особенно рельефно показал Лилиенблюм в книге-исповеди «Хатт’от неурим» («Грехи юности», 1876), которая, благодаря глубине и искренности раскрытия эмоциональных и моральных конфликтов в душе героя, оказала сильнейшее воздействие на современников.
| + | |
- | | + | |
- | Свой радикализм Лилиенблюм ярко выразил в написанной на языке [[Мишна|Мишны]] сатире-пародии «Мишнат Элиша бен Авуя» («Учение Элиши бен Авуи», 1878), частью напечатанной в социалистическом ежемесячнике «Асефат хахамим» (1877–78, Кенигсберг), а частью в [[«hа-Меассеф»]].
| + | |
- | === Сторонник сионизма ===
| + | |
- | | + | |
- | Погромы начала 1880-х гг. на юге России привели Лилиенблюма, не изменив его социальных и эстетических позиций, к убеждению, что антисемитизм коренится в инстинктивной вражде европейских народов к евреям как к чуждому в их среде элементу, что гражданское равноправие не изменит в корне положения евреев в диаспоре как нации внутри нации и будет постоянной причиной их тяжких испытаний, а [[Ассимиляция|ассимиляция]] не решит национальных проблем, и ей как самоликвидации воспротивятся народные массы.
| + | |
- | | + | |
- | Отсюда возражения Лилиенблюма против поисков евреями прибежища в США и вывод о необходимости покончить вообще с их пребыванием в диаспоре, где вероятно даже физическое уничтожение евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Лилиенблюм еще до [[Пинскер, Леон|Л. Пинскера]] предлагал откупить Эрец-Исраэль у турок и сосредоточить там евреев, которые образовали бы большинство населения страны.
| + | |
- | | + | |
- | Лилиенблюм возлагал большие надежды на те круги еврейской радикальной интеллигенции, которые были способны укрепить в народе стремление к национальному возрождению на его исторической родине.
| + | |
- |
| + | |
- | Утверждая, что в «жизни нет другой цели, кроме самой жизни», Лилиенблюм, став одним из руководителей [[Ховевей Цион]], выступал как сторонник практического сионизма и писал: «Одна коза, приобретенная евреем в Эрец-Исраэль, важнее десяти гимназий». Идеи [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ама]] и его последователей Лилиенблюм считал вредными, так как они ставят существование еврейского народа в зависимость от метафизических спекуляций.
| + | |
- | | + | |
- | Палестинофильские идеи и пропаганда возвращения евреев в Эрец-Исраэль пронизывают все последующее публицистическое и литературное творчество Лилиенблюма. [[Автономизм]] он считал искусственным построением и отвергал его.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с выступлениями в [[«hа-Шахар»]], «hа-Мелиц» и других журналах на иврите, Лилиенблюм стал часто выступать с журнальными статьями, книгами и брошюрами на идиш и русском языках: драма на идиш «Зрубавел одер Шивас-Цийон» («Зрубавел, или Возвращение в Цион», Одесса, 1887); на русском языке — «Общееврейский вопрос и Палестина» (1881), «О возрождении еврейского народа на Святой земле древних отцов» (1884), «Палестинофильство, сионизм и их противники» (1889), «Пять моментов из жизни Моисея» (издана в 1901 г. в переводе на идиш) и другие. Ценя литературу лишь как рупор полезных обществу идей, Лилиенблюм игнорировал язык, образность, стиль и другие элементы художественности, не принимал любовную лирику; [[Каббала|каббалу]] и [[Хасидизм|хасидизм]] считал опасными мистическими отклонениями, уводящими от жизненных проблем.
| + | |
- | === Значение литературных работ Лилиенблюма ===
| + | |
- | | + | |
- | Излишний рационализм Лилиенблюма отрицательно сказался на большинстве его литературных работ, страдающих рассудочностью. Вместе с тем умение Лилиенблюма ясно и сильно выражать свои мысли простым, лишенным украшательства языком оказало значительное влияние на формирование публицистики конца 19 в. – начала 20 в. на иврите.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12454|ЛИЛИЕНБЛЮМ Моше Лейб}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Литература на иврите]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Писатели по алфавиту]]
| + | |