Лилиенблюм, Моше Лейб

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Лилиенблюм, Моше Лейб)
 
(8 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Лилиенблюм, Моше Лейб]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Файл: 12454_L.jpg|thumb|250px|left|[[Лилиенблюм, Моше Лейб]] М. Л. Лилиенблюм. Джуиш энциклопедия (1901 – 1912).]]
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Лилиенблюм, Моше Лейб''' (1843, Кейданы, ныне Кедайняй, Литва, – 1910, Одесса), писатель и публицист периодов поздней [[Хаскала|Хаскалы]] и движения [[Ховевей Цион]]. Писал преимущественно на иврите.
+
-
 
+
-
Сын ремесленника. Учился в иешивах в Кейданах (с 1855 г.), где начал сочинять стихи (например, рифмованное изложение 613 предписаний [[Галаха|Галахи]]), и в Вилькомире (ныне Укмерге; с 1858 г. жил на средства тестя), где увлекся средневековой философией и литературой Хаскалы.
+
-
 
+
-
В 1865 г. открыл в Вилькомире собственную иешиву, которая не имела успеха из-за неприязни местных ревнителей веры, объявивших Лилиенблюма вольнодумцем за то, что он руководил молодежной библиотекой и написал поэму в библейском стиле (с огласовкой и знаками [[Кантилляция|кантилляции]]) о польском восстании.
+
-
 
+
-
Открытую вражду вызвали статьи Лилиенблюма в [[«hа-Мелиц»]] — «Орхот hа-Талмуд» («Пути Талмуда», 1867) и «Носафот ле-орхот hа-Талмуд» («Дополнения к путям Талмуда», 1869).
+
-
 
+
-
Видя тогда в религии единственную силу, сохраняющую самобытность еврейского народа, и мечтая о его сотрудничестве с нееврейским окружением, Лилиенблюм призывал смягчить наиболее суровые предписания Галахи, порожденные особыми историческими условиями и тормозящие приобщение еврейства к прогрессу.
+
-
 
+
-
Противодействие религиозных ортодоксов вынудило Лилиенблюма в конце 1869 г. уехать в Одессу, куда влекла его так и не сбывшаяся мечта получить светское образование.
+
-
 
+
-
В сатирической поэме «Кехал рефаим» («Община призраков», 1870), выдержанной в традициях литературы Хаскалы, Лилиенблюм зло высмеял общинных заправил и духовных наставников, но также и еврейских просветителей, одержимых далекими от реальности идеями.
+
-
 
+
-
В 1871 г., замещая редактора газеты на идиш «Кол мевассер» (приложение к «hа-Мелиц») [[Цедербаум, Александр Осипович|А. Цедербаума]], Лилиенблюм в серии статей «Идише лебнсфраген» («Вопросы еврейской жизни») обличал фанатизм, традиционное еврейское воспитание, уродующее детей, неприспособленность евреев к труду и эфемерность их поисков заработка, самодовольство богачей и забитость нищающих масс, обездоленность женщины.
+
-
 
+
-
В статье «Олам hа-тоху» («Мир хаоса», 1873) по поводу романа А. Мапу «Аит цавуа» («Ханжа») Лилиенблюм призывал не вносить в описания повседневной жизни элементов вымысла, романтики, суеверий и мистицизма.
+
-
 
+
-
Здесь сказалось увлечение произведениями Н. Чернышевского, Н. Добролюбова и, в особенности, Д. Писарева с его позитивным утилитаризмом в эстетике и общественными идеалами.
+
-
 
+
-
Предоставление евреям равных с остальным населением прав Лилиенблюм считал предпосылкой прогресса в еврейской среде, хотя и понимал, что это не гарантирует исчезновения антисемитизма.
+
-
 
+
-
Губительность обскурантизма, но также и бесперспективность Хаскалы особенно рельефно показал Лилиенблюм в книге-исповеди «Хатт’от неурим» («Грехи юности», 1876), которая, благодаря глубине и искренности раскрытия эмоциональных и моральных конфликтов в душе героя, оказала сильнейшее воздействие на современников.
+
-
 
+
-
Свой радикализм Лилиенблюм ярко выразил в написанной на языке [[Мишна|Мишны]] сатире-пародии «Мишнат Элиша бен Авуя» («Учение Элиши бен Авуи», 1878), частью напечатанной в социалистическом ежемесячнике «Асефат хахамим» (1877–78, Кенигсберг), а частью в [[«hа-Меассеф»]].
+
-
 
+
-
Погромы начала 1880-х гг. на юге России привели Лилиенблюма, не изменив его социальных и эстетических позиций, к убеждению, что антисемитизм коренится в инстинктивной вражде европейских народов к евреям как к чуждому в их среде элементу, что гражданское равноправие не изменит в корне положения евреев в диаспоре как нации внутри нации и будет постоянной причиной их тяжких испытаний, а [[Ассимиляция|ассимиляция]] не решит национальных проблем, и ей как самоликвидации воспротивятся народные массы.
+
-
 
+
-
Отсюда возражения Лилиенблюма против поисков евреями прибежища в США и вывод о необходимости покончить вообще с их пребыванием в диаспоре, где вероятно даже физическое уничтожение евреев.
+
-
 
+
-
Лилиенблюм еще до [[Пинскер, Леон|Л. Пинскера]] предлагал откупить Эрец-Исраэль у турок и сосредоточить там евреев, которые образовали бы большинство населения страны.
+
-
 
+
-
Лилиенблюм возлагал большие надежды на те круги еврейской радикальной интеллигенции, которые были способны укрепить в народе стремление к национальному возрождению на его исторической родине.
+
-
 
+
-
Утверждая, что в «жизни нет другой цели, кроме самой жизни», Лилиенблюм, став одним из руководителей [[Ховевей Цион]], выступал как сторонник практического сионизма и писал: «Одна коза, приобретенная евреем в Эрец-Исраэль, важнее десяти гимназий». Идеи [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ама]] и его последователей Лилиенблюм считал вредными, так как они ставят существование еврейского народа в зависимость от метафизических спекуляций. Палестинофильские идеи и пропаганда возвращения евреев в Эрец-Исраэль пронизывают все последующее публицистическое и литературное творчество Лилиенблюма. [[Автономизм]] он считал искусственным построением и отвергал его. Наряду с выступлениями в [[«hа-Шахар»]], «hа-Мелиц» и других журналах на иврите, Лилиенблюм стал часто выступать с журнальными статьями, книгами и брошюрами на идиш и русском языках: драма на идиш «Зрубавел одер Шивас-Цийон» («Зрубавел, или Возвращение в Цион», Одесса, 1887); на русском языке — «Общееврейский вопрос и Палестина» (1881), «О возрождении еврейского народа на Святой земле древних отцов» (1884), «Палестинофильство, сионизм и их противники» (1889), «Пять моментов из жизни Моисея» (издана в 1901 г. в переводе на идиш) и другие. Ценя литературу лишь как рупор полезных обществу идей, Лилиенблюм игнорировал язык, образность, стиль и другие элементы художественности, не принимал любовную лирику; [[Каббала|каббалу]] и [[Хасидизм|хасидизм]] считал опасными мистическими отклонениями, уводящими от жизненных проблем. Излишний рационализм Лилиенблюма отрицательно сказался на большинстве его литературных работ, страдающих рассудочностью. Вместе с тем умение Лилиенблюма ясно и сильно выражать свои мысли простым, лишенным украшательства языком оказало значительное влияние на формирование публицистики конца 19 в. – начала 20 в. на иврите.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12454|ЛИЛИЕНБЛЮМ Моше Лейб}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Литература на иврите]]
+

Текущая версия на 23:55, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Лилиенблюм, Моше Лейб
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация