- | '''Леви-Брюль, Люсьен''' (Lévy-Bruhl, Lucien; 1857, Париж, – 1939, там же), французский философ, антрополог и этнолог. Образование получил в Высшей нормальной школе. Преподавал философию в лицее Людовика Великого (1885–95), а с 1902 г. в течение 30 лет был профессором современной философии в Парижском университете (Сорбонна) и возглавлял там институт этнологии. Член французской АН (с 1917 г.). Наряду с [[Дюркгейм, Эмиль|Э. Дюркгеймом]] Леви-Брюль был одним из виднейших представителей французского позитивизма и автором ряда философских трудов («Понятие ответственности», 1885; «История новейшей философии во Франции», 1899; «Философия Огюста Конта», 1900, и другие).
| + | |
- | Леви-Брюль приобрел широкую известность исследованиями первобытного мышления, основанными на огромном этнографическом материале, касающемся народов Африки, Австралии и Океании. В работах «Мышление первобытных людей» (1910, русский перевод под названием «Первобытное мышление», М., 1930), «Первобытная душа» (1927), «Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении» (1931, русский перевод — М., 1937), «Первобытная мифология: мифический мир австралийцев и папуасов» (1935) и других. Леви-Брюль выдвинул идею о существовании глубоких различий между мышлением первобытного и современного человека. Основывая свои исследования на тезисе Э. Дюркгейма о решающем значении общества в формировании человеческих представлений, Леви-Брюль пришел к выводу, что восприятие первобытного человека не проводит четкой границы между внешним миром и той общественной единицей, к которой он принадлежит, вследствие чего его мышление реализуется в коллективных нормах и настроениях, носящих, по преимуществу, эмоциональный характер. Являясь, по Леви-Брюлю, дологическим, первобытное мышление подчиняется не законам логики (в частности, логическому закону противоречия), а закону партиципации (сопричастности), в силу этого закона явления, которые европеец объясняет действием закона причинности, первобытный человек приписывает прямому действию мистических сил. Леви-Брюль утверждал, что, несмотря на отличия типов мышления, характерных для разных социальных групп, ряд особенностей дологического мышления и, в первую очередь, доминирование чувства сопричастности над требованиями логики, обнаруживается и в современном обществе в таких явлениях, как религия, мораль, идеология и тому подобное. Позднее (в изданных посмертно в 1949 г. «Записных книжках») Леви-Брюль отошел от тезиса о полной погруженности мышления первобытного человека в мир коллективных обычаев, обрядов и настроений и признал его логичность во всем, касающемся личного опыта и непосредственной борьбы за существование.
| + | |