м |
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Лекет (обычай оставлять часть урожая для нуждающихся)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Лекет''', ШИХЕХА У-ФЕА (לֶקֶט, שִׁכְחָה וּפֵאָה, буквально `подбираемое, забытое и край [поля]`), три части урожая, которые библейское законодательство велит хозяину оставить бедным и пришельцам. Правила, касающиеся лекет, шихеха у-феа детально разработаны в [[Талмуд|Талмуде]], так же, как и другие виды даров беднякам (матнот-аниим), приносимых землевладельцами, согласно обязывающей все классы общества заповеди [[Благотворительность|благотворительности]], многократно повторяющейся в [[Пятикнижие|Пятикнижии]], в пророческой (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) литературе (Ис. 58:7, 10; Иех. 18:7, 16) и в [[Мудрости Литература|мудрости литературе]] (Пр. 31:20; Иов 31:16–20 и в других местах).
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с повелением оставлять на поле лекет — упавшие на землю во время жатвы колосья, [[Библия]] предписывает не поднимать и упавшие при сборе винограда ягоды (перет), а также не обрывать мелкие грозди (олелот) с лоз (Лев. 19:9, 10; Втор. 24:21). Библейское запрещение (Втор. 24:19) возвращаться за забытым в поле снопом — шихеха — Талмуд распространяет на два снопа, а также на небольшие участки поля и на одно-два дерева, с которых забыли снять урожай (Сиф., Втор. 283; Хул. 131а). Аналогично предписание пеа (Лев. 19:9) — оставлять несжатыми края поля — получило в [[Галаха|Галахе]] распространение на плодоносные деревья (Сифра, Кдошим 1:7; Пеа 1:5).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Уточняя связанные с лекет, шихеха у-феа понятия (Пеа 1:3,4; 4:10; 6:2–11; 7:3,4), [[Мишна]] уделяет особое внимание вопросам, касающимся пеа. Определяется ее минимальное количество — одна шестидесятая часть урожая; во избежание драк между бедняками им предписывается рвать колосья руками (Пеа 4:4); равная возможность собирания достигается правилом, согласно которому нуждающиеся допускаются на несжатый край поля все вместе и в определенные часы (Пеа 4:5).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Библейский рассказ о [[Руфь|Руфи]] и Боазе (Руфь 2) свидетельствует о том, что законы лекет, шихеха у-феа соблюдались уже в эпоху, описанную в [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книге]]. Хотя библейское выражение «жатва земли вашей» (Лев. 19:9) дает возможность толковать эти законы как относящиеся только к [[Эрец-Исраэль]], Галаха распространяет их и на другие страны, где евреи занимаются земледелием (Хул. 1376), причем пользоваться этими видами [[Благотворительность|благотворительности]] имеют право и бедняки-неевреи (Гит. 5:8).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Некоторые исследователи усматривают аналог библейским предписаниям о лекет, шихеха у-феа в существовавших в древности у народов Ближнего Востока обычаях оставлять на поле сжатый сноп. Закапывание снопа на поле, также принятое в прошлом, было порождено поверьем, что в снопе находится дух урожая, и предание его земле обеспечит плодородность почвы и в будущем году. Встречаемое в египетской [[Мудрости Литература|мудрости литературе]] предписание оставлять беднякам дары зерна и масла диктовалось, как и в Библии, требованиями этики.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12408|ЛЕКЕТ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское право]]
| + | |