м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Лишанская, Батья]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Лишанская, Батья''' (1900, Малин, Киевская губерния, ныне в Житомирской области, Украина, – 1992, Тель-Авив), израильский скульптор-монументалист и портретист.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | В Эрец-Исраэль приехала в 1910 г. Училась у [[Шац, Борис|Б. Шаца]] в Школе искусств и ремесел [[Бецалель]] (1919–20), в Риме (Академия изящных искусств, 1920–23), Берлине (1923–25) и Париже (1925–29).
| + | |
- | === Первый успех ===
| + | |
- | | + | |
- | Первый успех принесла Лишанской выставленная в Берлине (1923) серия деревянных статуэток (в том числе «Целомудрие» и «Пробуждение», воспевающие одухотворенность девичьего тела).
| + | |
- | === Портретист ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1929 г. вернулась в Эрец-Исраэль. Здесь постепенно перешла от классически гладкой к импрессионистически свободной лепке, сохранив свойственный ее творчеству психологизм, особенно ощутимый в многочисленных портретах (например, «Портрет матери», 1933, — воплощение окрепшего в испытаниях внутреннего благородства; «Портрет отца», 1933, — символ умудренной жизнью скептической старости; «Портрет [[Бен-Цви|И. Бен-Цви]]», 1955, — сочетание сильной воли и проницательного интеллекта с состраданием и добротой).
| + | |
- | === Скульптор-монументалист ===
| + | |
- |
| + | |
- | В монументальном пласте «Беженцы» (1944) Лишанская, совмещая барельеф и горельеф, достигает пронзительно трагического эффекта в передаче отчаяния, в котором еще теплится надежда.
| + | |
- | | + | |
- | Чувством обреченности проникнут рельеф «Жертвы погромов на Украине» (1959), в котором едва различимые фигуры людей поглощает безжизненный пузырчатый фон.
| + | |
- | | + | |
- | Лишанская — автор ряда монументов (главным образом героям войн Израиля): «В память Эфраима Чижика» (1929–37, киббуц [[Хулда]]; см. [[Чижик, семья]]), «Памятник сыновьям» (1953–57, [[Кфар-Иехошуа]]), «В память сыновей» (1958, киббуц [[Бет-Кешет]]) и другие.
| + | |
- | === Признание ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1986 г. удостоена [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12487|ЛИШАНСКАЯ Батья}}
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Скульпторы Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Художники по алфавиту]]
| + | |