|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Голем (персонаж мифологии)]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{другие значения|Голем (значения)}}
| + | |
- | [[Файл:Golem and Loew.jpg|thumb|[[Рабби Лев]] оживляет голема]] | + | |
- | '''Го́лем''' ({{Lang-he|גולם}}) — [[персонаж]] [[евреи|еврейской]] мифологии. [[Человек]] из неживой материи ([[глина|глины]]), оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний — по аналогии с [[Адам]]ом, которого Бог создал из глины.
| + | |
- | | + | |
- | == Слово "голем" в ранних еврейских текстах ==
| + | |
- | Слово «голем» происходит от слова ''гелем'' ({{lang-he|גלם}}) обозначающие «необработанный, сырой материал», либо просто глина. Оно встречается в [[ТаНаХ]]е лишь один раз (Пс. 139:16) и обозначает бесформенный зародыш человека («Неоформленный»). В [[Талмуд]]е термином ''голем'' определяются незавершенные предметы и существа, не готовые или не приступившие к выполнению своих функций. Так, Адам до того, как Бог вдохнул в него душу, назван в [[Аггада|аггаде]] ''голем'' (Санх. 38б, Быт. Р. 24:2). Големом называется женщина до замужества (Санх. 22б).
| + | |
- | | + | |
- | В одном месте (Авот 5:7) Талмуд употребляет понятие голем и в смысле «болван», «глупец». Первым термин ''голем'' применительно к человеческому существу, созданному посредством магического акта, употребил [[Элазар Бен Иехуда Из Вормса|Элазар бен Иехуда из Вормса]] в труде «Содей разая» («Тайны таинств», приблизительно начало 13 в.), где привел необходимые для совершения этого акта словесные и буквенные формулы и подробно описал соответствующий мистический ритуал. Идея о возможности создания голема, навеянная талмудическим преданием о чудесном сотворении человека [[Рав]]ой (Санх. 65б) и отраженная во многих легендах раннего средневековья, оформилась главным образом в среде [[Хасидей Ашкеназ]], видным представителем которых и был Элазар.
| + | |
- | | + | |
- | Уже в раннем [[идиш]]е слово ''гойлем'' приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный [[иврит]].
| + | |
- | | + | |
- | == Легенда ==
| + | |
- | [[Файл:Praha Staronova Synagoga.jpg|thumb|[[Староновая синагога|Пражская синагога]], где якобы сохранены останки голема]]
| + | |
- | | + | |
- | Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин [[Маhараль из Праги|Лёв]] для защиты еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Весьма распространённая, возникшая в [[Прага|Праге]] еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения [[Кровавый навет на евреев|кровавого навета]] путём своевременного вмешательства и разоблачения.
| + | |
- | | + | |
- | Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому [[талмуд]]исту и [[каббала|каббалисту]] — главному раввину Праги, [[Маhараль из Праги|Маhаралю]]. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу [[XVII век]]а. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Во всем этом — богоборческий смысл голема. Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения: оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.
| + | |
- | | + | |
- | == Голем в литературе ==
| + | |
- | {{чистить}}
| + | |
- | | + | |
- | === Западноевропейская литература ===
| + | |
- | | + | |
- | В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики ([[Арним, Ахим фон|Арним]], [[Изабелла Египетская]]; реминисценции этого мотива можно указать у [[Гофман]]а и [[Гейне]]); для них голем — экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику [[гетто]]) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой — роман [[Майринк, Густав|Густава Майринка]] — и в еврейской — драма [[Лейвик]]а.
| + | |
- | | + | |
- | «Голем» Майринка по существу — социальная сатира на [[мессианизм]]. Он — символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», — болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.
| + | |
- | | + | |
- | [[Станислав Лем]] написал в [[1973 год]]у рассказ «Голем XIV» (Golem XIV).
| + | |
- | | + | |
- | === Поэзия ===
| + | |
- | | + | |
- | Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, ее революционной, еще неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.
| + | |
- | Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.
| + | |
- | | + | |
- | === Фантастика ===
| + | |
- | В творчестве писателей-[[Научная фантастика|фантастов]], голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного [[робот]]а, с заложенной в него программой. В отличие от [[Магия|магического]] оживления голема, используемого в жанре [[фэнтези]], в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема, необходимо подобрать ''буквенный код''.
| + | |
- | | + | |
- | Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:
| + | |
- | * [[Лазарчук, Андрей Геннадьевич|Лазарчук А.]], [[Успенский, Михаил Глебович|Успенский М.]] «[[Посмотри в глаза чудовищ]]» — описана монотонная работа сотрудников [[Аненербе]], по подбору такого буквенного кода, с целью создания идеальных и послушных воле [[Третий рейх|Третьего рейха]] солдат.
| + | |
- | * [[Чанг, Тед|Чанг Т.]] «72 буквы» — о применении к живой материи принципа наложения слова (непременно из 72 букв [[Еврейский алфавит|еврейского алфавита]], расположенных по 12 в 6 рядов) в массовом производстве глиняных големов. Учёные в области [[Генетическая инженерия|генной инженерии]] доказывают, что через несколько поколений человечество утратит способность к размножению. И вот в качестве решения этой проблемы, главный герой повести предлагает втравить в [[сперматозоид]] человека это самое слово, которое способствовует продолжению рода големов в течение одного цикла, с целью наследования факта воспроизведения человеком.<ref>{{cite web
| + | |
- | | author = Карацупа В.
| + | |
- | | url = http://archivsf.narod.ru/work/00000087.htm
| + | |
- | | title = Тед Чан. 72 буквы
| + | |
- | | publisher = Архив фантастики
| + | |
- | | accessdate = 18 мая 2009
| + | |
- | }}</ref>
| + | |
- | * Голем фигурирует в эпизоде романа [[Эко, Умберто|Умберто Эко]] «[[Маятник Фуко (роман)|Маятник Фуко]]».
| + | |
- | * Одним из персонажей романов Терри Пратчетта "Ноги из глины" и "Патриот" является голем Дорфл. В Плоском мире запрещено создание големов, так как создание жизни (пусть даже и такой) есть прерогатива богов. Однако ранее созданные големы продолжают использоваться на тяжелой, опасной и грязной работе.
| + | |
- | * Голем как действующее лицо появляется в одном из эпизодов в третьей книге первой трилогии [[Андрей Валентинов|Андрея Валентинова]] из цикла "Око силы" - "Несущий свет"
| + | |
- | | + | |
- | === Фэнтези ===
| + | |
- | | + | |
- | Големы часто присутствуют в современной литературе жанра [[фэнтези]]. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью [[магия|магии]]. Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их [[волшебник]]ами, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабоуязвимы и не устают.
| + | |
- | | + | |
- | Список фентези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:
| + | |
- | * [[Големы (Плоский мир)|Големы]] в [[Плоский мир|Плоском мире]] [[Терри Пратчетт]]а.
| + | |
- | * в «[[Игроземье]]» [[Кевин Андерсон|Кевина Андерсона]].
| + | |
- | * В трилогии Бартемиуса {{translation2|Джонатон Страуд|Джонатона Страуда|en|Jonathan Stroud}}, во второй книге «{{translation2|Глаз Голема||en|The Golem's Eye}}».
| + | |
- | | + | |
- | == Голем в кинематографе ==
| + | |
- | Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «[[Голем (фильм, 1915)|Голем]]» (Der Golem, [[1915]]) и «[[Голем (фильм, 1920)|Голем: как он пришел в мир]]» (Der Golem, wie er in die Welt kam, [[1920]]) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема [[Вегенер, Пауль|Паулем Вегенером]], образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом [[Чудовище Франкенштейна|Чудовища]], созданного [[Франкенштейн]]ом. В [[1936 год]]у фильм «[[Голем (фильм, 1936)|Голем]]» снял [[Дювивье, Жюльен|Жюльен Дювивье]].
| + | |
- | | + | |
- | Легенда о Големе легла в основу серии «[[Каддиш (X-Files)|Kaddish]]» 4-го сезона сериала «[[Секретные материалы]]».
| + | |
- | | + | |
- | В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (''Cisaruv pekar, pekaruv cisar'', режиссёр Мартин Фрич, [[1951]]), где голем тоже появляется и играет важнейшую роль в развитии сюжета.<ref>См. кадры из фильма: [http://www.etvnet.ca/cgi-bin/video/eitv_browse.fcgi?action=details&media_file=158375 Пекарь Императора и Император пекарей].</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино (2009 г.) аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.
| + | |
- | | + | |
- | В сериале «Шерлок», снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наемным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.
| + | |
- | | + | |
- | == Голем в театре ==
| + | |
- | [[23 ноября]] [[2006 год]]а в театральном дворце «Dum u Hybern» в [[Прага|Праге]] состоялась премьера мюзикла «Голем».<ref>http://www.visitprague.cz/main.php3?s1=culture&s2=theatre&lng=ru&id=37</ref> Музыкальный спектакль написан [[Свобода, Карел|Карелом Свободой]], [[Зеленка, Зденеком|Зденеком Зеленкой]] и [[Хаген, Лу Фананек|Лу Фананеком Хагеном]] и поставлен режиссёром [[Ренк, Филип|Филипом Ренком]].<ref>http://www.abcprague.com/2006/11/22/golem-in-newly-reconstructed-hybernia-theatre</ref> Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.
| + | |
- | | + | |
- | == Голем в современной публицистике ==
| + | |
- | | + | |
- | Образ Голема приобрел специальное значение в совеременной российской общественно-политической публицистике после появления в конце [[1980-е|1980-х]] в [[самиздат]]е эссе [[Лазарчук, Андрей|Андрея Лазарчука]] и [[Лелик, Пётр|Петра Лелика]].<ref>[http://lazandr.lib.ru/web/books027.html Голем хочет жить]</ref> В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как [[Переслегин, Сергей Борисович|Сергей Переслегин]], [[Максимов, Константин|Константин Максимов]] и другими.
| + | |
- | | + | |
- | == Голем в компьютерных играх ==
| + | |
- | | + | |
- | Во многих играх жанра [[фэнтези]] есть разновидность существ «голем». Например: Castlevania, Final Fantasy, Ultima III: Exodus, Heroes of Might and Magic, Diablo/Diablo II, Gothic, Kingdom of Loathing, Проклятые земли, Warcraft 3, World of Warcraft, Master of Magic, Lineage 2, Ведьмак, Nox, Perfect World, Dragon Age: Origins. В играх голем обычно механический либо глиняный человек, созданный или оживлённый магией.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Bloch Chr. Der Prager Golem. 1919
| + | |
- | * Ludwig Albert. Der Golem, «Die Literatur». 1923—1924
| + | |
- | * Held Hans Ludwig. Das Gespenst des Golems. 1927
| + | |
- | * [[Gershom Scholem]]. Zur Kabbala und ihrer Symbolik. Stuttgart, 1973.
| + | |
- | | + | |
- | {{ЛЭ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейская мифология]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[ast:Golem]]
| + | |
- | [[bg:Голем]]
| + | |
- | [[ca:Gòlem]]
| + | |
- | [[cs:Golem (bytost)]]
| + | |
- | [[cy:Golem]]
| + | |
- | [[da:Golem]]
| + | |
- | [[de:Golem]]
| + | |
- | [[en:Golem]]
| + | |
- | [[eo:Golemo]]
| + | |
- | [[es:Golem]]
| + | |
- | [[et:Golem]]
| + | |
- | [[fi:Golem]]
| + | |
- | [[fr:Golem]]
| + | |
- | [[gl:Golem]]
| + | |
- | [[he:גולם (מיסטיקה)]]
| + | |
- | [[hu:Gólem]]
| + | |
- | [[it:Golem]]
| + | |
- | [[ja:ゴーレム]]
| + | |
- | [[ko:골렘]]
| + | |
- | [[la:Golem]]
| + | |
- | [[lt:Golemas]]
| + | |
- | [[nl:Golem (legende)]]
| + | |
- | [[no:Golem]]
| + | |
- | [[pl:Golem]]
| + | |
- | [[pt:Golem]]
| + | |
- | [[sk:Golem]]
| + | |
- | [[sv:Golem]]
| + | |
- | [[szl:Golym]]
| + | |
- | [[th:โกเลม]]
| + | |
- | [[tr:Golem]]
| + | |
- | [[uk:Голем]]
| + | |
- | [[vi:Golem]]{{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |