Модильяни, Амедео
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Детство: дополнение) |
м (→Ссылки: дополнение) |
||
(4 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 56: | Строка 56: | ||
=== Учёба в Италии === | === Учёба в Италии === | ||
- | В 1898 году Модильяни начал посещать в Ливорно частную художественную студию [[Гульельмо Микели]]. В свои 14 лет он был младшим из учеников в своём классе. Помимо уроков в студии с сильной ориентацией на | + | В 1898 году Модильяни начал посещать в Ливорно частную художественную студию [[Гульельмо Микели]]. В свои 14 лет он был младшим из учеников в своём классе. Помимо уроков в студии с сильной ориентацией на импрессионизм, в ателье Джино Ромити Модильяни учился изображать обнажённую натуру. К 1900 году здоровье юного Модильяни ухудшилось, вдобавок он заболел [[туберкулёз]]ом и вынужден был вместе со своей матерью провести зиму 1900—1901 годов в [[Неаполь|Неаполе]], [[Рим]]е и на [[Капри]]. Из своего путешествия Модильяни написал пять писем своему другу [[Гилья, Оскар (художник)|Оскару Гилья]], из которых можно узнать об отношении Модильяни к Риму. |
- | Весной 1901 года Модильяни последовал за Оскаром Гилья во [[Флоренция|Флоренцию]] — они дружили несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте. После проведённой в Риме зимы весной 1902 года Модильяни поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры ''(Scuola libera di Nudo)'' во Флоренции, где обучался мастерству у [[Джованни Фаттори]]. Именно в тот период он начал посещать флорентийские музеи и церкви, изучать восхищавшее его искусство [[Эпоха Возрождения|Возрождения]]. | + | Весной 1901 года Модильяни последовал за Оскаром Гилья во [[Флоренция|Флоренцию]] — они дружили несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте. После проведённой в Риме зимы весной 1902 года Модильяни поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры ''(Scuola libera di Nudo)'' во Флоренции, где обучался мастерству у [[Джованни Фаттори]], крупнейшего мастера так называемой школы маккьяйоли (итальянских предшественников импрессионизма). Именно в тот период он начал посещать флорентийские музеи и церкви, изучать восхищавшее его искусство [[Эпоха Возрождения|Возрождения]]. |
Через год, в 1903, Модильяни вновь последовал за другом Оскаром, в этот раз в [[Венеция|Венецию]], где остался до переезда в Париж. В марте он поступил в венецианский Институт изящных искусств ''(Istituto di Belle Arti di Venezia)'', продолжая при этом изучение работ старых мастеров. На [[Венецианская биеннале|Венецианских биеннале]] 1903 и 1905 годов Модильяни познакомился с работами французских импрессионистов — скульптурами [[Роден]]а и примерами [[символизм]]а. Считается, что именно в Венеции он пристрастился к [[гашиш]]у и начал принимать участие в [[спиритизм|спиритических]] сеансах. | Через год, в 1903, Модильяни вновь последовал за другом Оскаром, в этот раз в [[Венеция|Венецию]], где остался до переезда в Париж. В марте он поступил в венецианский Институт изящных искусств ''(Istituto di Belle Arti di Venezia)'', продолжая при этом изучение работ старых мастеров. На [[Венецианская биеннале|Венецианских биеннале]] 1903 и 1905 годов Модильяни познакомился с работами французских импрессионистов — скульптурами [[Роден]]а и примерами [[символизм]]а. Считается, что именно в Венеции он пристрастился к [[гашиш]]у и начал принимать участие в [[спиритизм|спиритических]] сеансах. | ||
Строка 74: | Строка 74: | ||
=== Скульптура === | === Скульптура === | ||
[[Файл:'Woman's Head', limestone sculpture by Amedeo Modigliani, 1912, Metropolitan Museum of Art.jpg|thumb|110px|left|1912 год]] | [[Файл:'Woman's Head', limestone sculpture by Amedeo Modigliani, 1912, Metropolitan Museum of Art.jpg|thumb|110px|left|1912 год]] | ||
- | В апреле 1909 года Модильяни переехал в ателье на [[Монпарнас]]е. Через своего покровителя он познакомился с румынским скульптором [[Брынкуши, Константин|Константином Брынкуши]], который впоследствии оказал на Амедео огромное влияние. Некоторое время Модильяни отдавал предпочтение занятиям скульптурой перед рисованием. Говорили даже, что для своих скульптур Модильяни крал каменные блоки и деревянные шпалы со строительных площадок возводимого в то время [[парижский метрополитен|метро]]. Сам художник никогда не озадачивался отрицанием слухов и измышлений на свой счет. Существуют несколько версий, почему Модильяни сменил сферу деятельности. По одной из них, художник давно мечтал заняться скульптурой, но не имел технических возможностей, которые стали ему доступны лишь после переезда в новое ателье. По другой, Модильяни захотел испробовать свои силы в скульптуре из-за неудачи его картин на выставках. | + | В апреле 1909 года Модильяни переехал в ателье на [[Монпарнас]]е. Через своего покровителя он познакомился с румынским скульптором [[Брынкуши, Константин|Константином Брынкуши]] (Бранкузи), который впоследствии оказал на Амедео огромное влияние. Некоторое время Модильяни отдавал предпочтение занятиям скульптурой перед рисованием. Говорили даже, что для своих скульптур Модильяни крал каменные блоки и деревянные шпалы со строительных площадок возводимого в то время [[парижский метрополитен|метро]]. Сам художник никогда не озадачивался отрицанием слухов и измышлений на свой счет. Существуют несколько версий, почему Модильяни сменил сферу деятельности. По одной из них, художник давно мечтал заняться скульптурой, но не имел технических возможностей, которые стали ему доступны лишь после переезда в новое ателье. По другой, Модильяни захотел испробовать свои силы в скульптуре из-за неудачи его картин на выставках. |
Весной [[1910 год]]а Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой [[Анна Ахматова|Анной Ахматовой]]. Их страстное романтическое увлечение друг другом продлилось до августа [[1911 год]]а, когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться. | Весной [[1910 год]]а Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой [[Анна Ахматова|Анной Ахматовой]]. Их страстное романтическое увлечение друг другом продлилось до августа [[1911 год]]а, когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться. | ||
- | В 1911 Модильяни выставил каменные скульптуры голов («столпы нежности») в ателье [[ | + | В 1911 Модильяни выставил каменные скульптуры голов («столпы нежности») в ателье [[Португалия|португальского]] художника Амадео де Соуза-Кордосу. Тогда у него возникла идея создания «храма Красоты», для которого он разработал мотив [[кариатида|кариатид]]. В 1912 году Модильяни выставил в Осеннем салоне семь скульптурных голов, некоторые из них были даже куплены. Там же он познакомился со скульпторами [[Эпштейн, Жакоб|Жакобом Эпштейном]] и [[Липшиц, Жак|Жаком Липшицем]]. Весну 1913 года Модильяни провёл в Ливорно, где поселился неподалёку от карьера. Из его писем Полю Александру следует, что в Ливорно он работал с [[мрамор]]ом и отправлял готовые скульптуры в Париж, однако ни одна мраморная скульптура не сохранилась. В том же году Модильяни возвратился к живописи. Одной из причин могло стать плохое здоровье — диагностированный в детские годы туберкулёз. |
=== Возвращение к живописи и Первая мировая война === | === Возвращение к живописи и Первая мировая война === | ||
Строка 110: | Строка 110: | ||
Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнаженного женского тела. Он одним из первых начал изображать ''[[ню (жанр)|ню]]'' более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в свое время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в [[Париж]]е. Обнаженная натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и теплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия. | Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнаженного женского тела. Он одним из первых начал изображать ''[[ню (жанр)|ню]]'' более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в свое время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в [[Париж]]е. Обнаженная натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и теплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия. | ||
- | <center><gallery heights="220px" widths="170px" perrow= | + | === Работы === |
+ | <center><gallery heights="220px" widths="170px" perrow=4> | ||
Файл:Bride and Groom.jpg|[[Невеста и жених (картина)|Невеста и жених]], ок. 1915—1916 | Файл:Bride and Groom.jpg|[[Невеста и жених (картина)|Невеста и жених]], ок. 1915—1916 | ||
Файл:Amadeo Modigliani 060.jpg|[[Сидящая обнажённая (картина Модильяни, 1916)|Сидящая обнажённая]], 1916 | Файл:Amadeo Modigliani 060.jpg|[[Сидящая обнажённая (картина Модильяни, 1916)|Сидящая обнажённая]], 1916 | ||
Файл:Modigliani alice.jpg|[[Алиса (картина Модильяни)|Алиса]], 1918 | Файл:Modigliani alice.jpg|[[Алиса (картина Модильяни)|Алиса]], 1918 | ||
+ | Файл:André Rouveyre, by Amedeo Modigliani (1884-1920).jpg|André Rouveyre, 1915 | ||
+ | Файл:Amadeo Modigliani 035.jpg|Blaise Cendrars | ||
+ | Файл:Frans Hellens by Amedeo Modigliani.jpg|Frans Hellens, 1919 | ||
+ | Файл:Modigliani, Amedeo (1884-1920) - Ritratto di Jean Cocteau (1889-1963) - 1916.jpg|Жан Кокто | ||
+ | Файл:Woman with Black Cravat.jpg|Женщина с чёрным галстуком | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Строка 141: | Строка 147: | ||
* [[Ройтблат, Борис Михайлович|Борис Сандрацкий]]. «Амедео из Ливорно: повесть» (в книге «Вариации на тему Баха»). Таллин: Ээсти раамат, 1989 | * [[Ройтблат, Борис Михайлович|Борис Сандрацкий]]. «Амедео из Ливорно: повесть» (в книге «Вариации на тему Баха»). Таллин: Ээсти раамат, 1989 | ||
* [http://www.gq.ru/people/article/172390/ Амедео Модильяни как икона стиля] [[GQ]] август 2009 | * [http://www.gq.ru/people/article/172390/ Амедео Модильяни как икона стиля] [[GQ]] август 2009 | ||
- | + | * Маргарита Шкляревская-Кручкова, [http://www.e-slovo.ru/196/10pol1.htm "Звезда и смерть Амедео Модильни"], "Еврейское слово", №23 (196), 2004 г. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
{{Link FA|de}} | {{Link FA|de}} | ||
- | [[an:Amedeo Modigliani]] | + | <!-- [[an:Amedeo Modigliani]] |
[[bg:Амедео Модиляни]] | [[bg:Амедео Модиляни]] | ||
[[br:Amedeo Modigliani]] | [[br:Amedeo Modigliani]] | ||
Строка 170: | Строка 170: | ||
[[hu:Amedeo Modigliani]] | [[hu:Amedeo Modigliani]] | ||
[[it:Amedeo Modigliani]] | [[it:Amedeo Modigliani]] | ||
- | |||
[[ka:მოდილიანი]] | [[ka:მოდილიანი]] | ||
[[ko:아메데오 모딜리아니]] | [[ko:아메데오 모딜리아니]] | ||
Строка 194: | Строка 193: | ||
[[yi:אמעדעא מאדיליאני]] | [[yi:אמעדעא מאדיליאני]] | ||
[[zh:阿梅代奥·莫迪利亚尼]] | [[zh:阿梅代奥·莫迪利亚尼]] | ||
- | [[zh-min-nan:Amedeo Modigliani]]{{WikiCopyRight}} | + | [[zh-min-nan:Amedeo Modigliani]] -->{{WikiCopyRight}} |
- | + | [[Категория:Культура и искусство]] | |
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Текущая версия на 22:27, 22 июня 2013
Текст унаследован из Википедии | |
Амедео Модильяни | |
Файл:Modibyjeanne.jpg Портрет Модильяни кисти Жанны Эбютерн (1919) |
|
Дата рождения: |
12 июля 1884 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
24 января 1920 |
Место смерти: | |
Жанр: |
яркий представитель экспрессионизма |
Влияние: |
Брынкуши, Тулуз-Лотрек, Сезанн, Пикассо, Ренуар |
Работы на Викискладе |
Амеде́о (Иеди́дия) Клеме́нте Модилья́ни (итал. Amedeo Clemente Modigliani; 12 июля 1884, Ливорно, Италия — 24 января 1920, Париж, Франция) — итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, яркий представитель экспрессионизма.
Модильяни вырос в Италии, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения, пока в 1906 году не переехал в Париж. В Париже он познакомился с такими значительными художниками, как Пабло Пикассо и Константин Брынкуши, оказавшими большое влияние на творчество Модильяни. Модильяни имел слабое здоровье — он часто страдал от заболеваний лёгких и в возрасте 35 лет умер от туберкулёза. О жизни художника известно лишь из немногих достоверных источников.
Наследие Модильяни составляют главным образом картины и эскизы, однако с 1909 по 1914 он занимался в основном скульптурами. Как на полотнах, так и в скульптуре, основным мотивом Модильяни являлся человек. Помимо этого сохранились несколько пейзажей; натюрморты и картины жанрового характера не интересовали художника. Часто Модильяни обращался к произведениям представителей Ренессанса, а также к популярному в то время африканскому искусству. В то же время творчество Модильяни нельзя отнести ни к одному из современных направлений того времени, как например, кубизм или фовизм. Из-за этого искусствоведы рассматривают творчество Модильяни отдельно от основных течений того времени. При жизни работы Модильяни не имели успеха и стали популярными лишь после смерти художника.
Содержание |
Биография
Семья
Амедео (Иедидия) Модильяни родился в прогрессивной семье евреев-сефардов Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен в Ливорно (Тоскана, Италия). Он был самым младшим из четырёх из детей.
От отца, небогатого маклера, усвоил элементы еврейской традиции (например, знал Каддиш); от широко образованных матери и ее сестер (урожденная Гарсен; судя по девичьей фамилии их прабабки, возможно, состояли в родственной связи с Б. Спинозой) приобрел интерес к европейской культуре (Ф. Ницше, Г. Д’Аннунцио, Ф. Достоевский, знание французского языка и поэзии Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена). Старший брат Модильяни Витторио Эмануэле (1872–1947), позднее активный антифашист, а затем лидер социалистической фракции в итальянском парламенте, познакомил его с идеями П. Кропоткина.
Детство
Ко времени появления на свет Амедео дела семьи (торговля дровами и углём) пришли в упадок; матери, в своё время приехавшей из Франции, приходилось зарабатывать на жизнь преподаванием французского языка и переводами, в том числе переводами произведений Габриеле д’Аннунцио. Так как Евгения была родом из Марселя, Модильяни начал учить французский язык в раннем возрасте, что позже облегчило ему интеграцию в Париже. Считается, что именно романтическая натура матери оказала огромное влияние на мировоззрение юного Модильяни. Её дневник, который она начала вести вскоре после рождения Амедео, является одним из немногих документальных источников о жизни художника.
В возрасте 11 лет Модильяни заболел плевритом, в 1898 году — тифом, который был в то время неизлечимым заболеванием. Это стало поворотной точкой в его жизни. По рассказам его матери, лёжа в лихорадочном бреду, Модильяни бредил шедеврами итальянских мастеров, а также распознал своё предназначение в качестве художника. После выздоровления родители позволили Амедео бросить школу, чтобы тот мог начать брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств.
Учёба в Италии
В 1898 году Модильяни начал посещать в Ливорно частную художественную студию Гульельмо Микели. В свои 14 лет он был младшим из учеников в своём классе. Помимо уроков в студии с сильной ориентацией на импрессионизм, в ателье Джино Ромити Модильяни учился изображать обнажённую натуру. К 1900 году здоровье юного Модильяни ухудшилось, вдобавок он заболел туберкулёзом и вынужден был вместе со своей матерью провести зиму 1900—1901 годов в Неаполе, Риме и на Капри. Из своего путешествия Модильяни написал пять писем своему другу Оскару Гилья, из которых можно узнать об отношении Модильяни к Риму.
Весной 1901 года Модильяни последовал за Оскаром Гилья во Флоренцию — они дружили несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте. После проведённой в Риме зимы весной 1902 года Модильяни поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры (Scuola libera di Nudo) во Флоренции, где обучался мастерству у Джованни Фаттори, крупнейшего мастера так называемой школы маккьяйоли (итальянских предшественников импрессионизма). Именно в тот период он начал посещать флорентийские музеи и церкви, изучать восхищавшее его искусство Возрождения.
Через год, в 1903, Модильяни вновь последовал за другом Оскаром, в этот раз в Венецию, где остался до переезда в Париж. В марте он поступил в венецианский Институт изящных искусств (Istituto di Belle Arti di Venezia), продолжая при этом изучение работ старых мастеров. На Венецианских биеннале 1903 и 1905 годов Модильяни познакомился с работами французских импрессионистов — скульптурами Родена и примерами символизма. Считается, что именно в Венеции он пристрастился к гашишу и начал принимать участие в спиритических сеансах.
Париж
В начале 1906 года, с небольшой суммой денег, которую смогла собрать для него мать, Модильяни переехал в Париж, о котором мечтал уже несколько лет, так как надеялся найти понимание и стимул к творчеству в среде парижских художников. В начале XX века Париж являлся центром мирового искусства, молодые неизвестные художники быстро становились знаменитыми, открывались все более авангардные направления живописи. Первые месяцы Модильяни проводил в парижских музеях и церквях, знакомился с живописью и скульптурой в залах Лувра, а также с представителями современного искусства. Поначалу Модильяни жил в комфортабельном отеле на правом берегу, так как считал его соответствующим своему социальному положению, однако вскоре снял небольшую студию на Монмартре и начал посещать занятия в Академии Коларосси. В то же время Модильяни познакомился с Морисом Утрилло, с которым они остались друзьями на всю жизнь. Тогда же Модильяни ближе сошёлся с поэтом Максом Жакобом, которого затем неоднократно рисовал, и Пабло Пикассо, проживавшим поблизости от него в Бато-Лавуар. Несмотря на свое неважное здоровье, Модильяни принимал активное участие в шумной жизни Монмартра. Одним из первых его парижских друзей стал немецкий художник Людвиг Мейднер, который его назвал «последним представителем богемы»:
«Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее даже он был последним истинным представителем богемы».
Во время проживания в Париже Модильяни испытывал большие финансовые трудности: хотя его мать регулярно посылала ему деньги, их не хватало для выживания в Париже. Художнику приходилось часто менять квартиры. Иногда он даже оставлял свои произведения в квартирах, когда был вынужден уходить из очередного пристанища, так как не мог оплатить квартиру.
Весной 1907 года Модильяни поселился в особняке, который сдавал молодым художникам доктор Поль Александр. Молодой врач стал первым покровителем Модильяни, их дружба продлилась семь лет. Александр покупал рисунки и картины Модильяни (в его коллекции оказались 25 живописных и 450 графических работ), а также организовывал для него заказы на портреты. В 1907 году несколько работ Модильяни были выставлены в Осеннем салоне, в последующем году по настоянию Поля Александра он выставил пять своих работ в Салоне Независимых, среди них портрет «Еврейка». Работы Модильяни остались без внимания публики, поскольку не относились к модному тогда направлению кубизм, который возник в 1907 году и чьими основоположниками являются Пикассо и Жорж Брак. Весной 1909 года через Александра Модильяни получает первый заказ и пишет портрет «Амазонка».
Скульптура
В апреле 1909 года Модильяни переехал в ателье на Монпарнасе. Через своего покровителя он познакомился с румынским скульптором Константином Брынкуши (Бранкузи), который впоследствии оказал на Амедео огромное влияние. Некоторое время Модильяни отдавал предпочтение занятиям скульптурой перед рисованием. Говорили даже, что для своих скульптур Модильяни крал каменные блоки и деревянные шпалы со строительных площадок возводимого в то время метро. Сам художник никогда не озадачивался отрицанием слухов и измышлений на свой счет. Существуют несколько версий, почему Модильяни сменил сферу деятельности. По одной из них, художник давно мечтал заняться скульптурой, но не имел технических возможностей, которые стали ему доступны лишь после переезда в новое ателье. По другой, Модильяни захотел испробовать свои силы в скульптуре из-за неудачи его картин на выставках.
Весной 1910 года Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их страстное романтическое увлечение друг другом продлилось до августа 1911 года, когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться.
В 1911 Модильяни выставил каменные скульптуры голов («столпы нежности») в ателье португальского художника Амадео де Соуза-Кордосу. Тогда у него возникла идея создания «храма Красоты», для которого он разработал мотив кариатид. В 1912 году Модильяни выставил в Осеннем салоне семь скульптурных голов, некоторые из них были даже куплены. Там же он познакомился со скульпторами Жакобом Эпштейном и Жаком Липшицем. Весну 1913 года Модильяни провёл в Ливорно, где поселился неподалёку от карьера. Из его писем Полю Александру следует, что в Ливорно он работал с мрамором и отправлял готовые скульптуры в Париж, однако ни одна мраморная скульптура не сохранилась. В том же году Модильяни возвратился к живописи. Одной из причин могло стать плохое здоровье — диагностированный в детские годы туберкулёз.
Возвращение к живописи и Первая мировая война
В 1914 году разразилась Первая мировая война. Модильяни, вопреки его желанию, не взяли на военную службу ввиду плохого здоровья, поэтому он провёл военные годы вместе с небольшой группой художников, оставшихся в Париже. Пикассо, Хуан Грис, Хаим Сутин и Моисей Кислинг были в те годы завсегдатаями кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Призванный в армию Поль Александр расторгнул контракт с художником, и новым покровителем Модильяни становится владелец художественной галереи и коллекционер Поль Гийом, который выставлял работы художника в своей галерее.
В июне 1914 года Модильяни познакомился с талантливой и эксцентричной англичанкой Беатрис Гастингс, которая уже успела попробовать себя на поприще цирковой артистки, журналиста, поэтессы, путешественника и искусствоведа. Беатрис стала спутницей Амедео, его музой и излюбленной моделью — он посвятил ей 14 портретов. Связь с Беатрис продлилась более двух лет. Поэтесса работала в Париже обозревателем английской газеты The New Age и описывала общественную жизнь города. Помимо прочего она написала в газете об употреблении Модильяни и его друзьями Морисом Утрилло и Хаимом Сутином алкоголя и гашиша. Темы опиума и алкоголя были подхвачены прессой.
В 1915 году Модильяни переехал вместе с Беатрис на улицу Норвейн на Монмартре, где он написал портеры своих друзей Пикассо, Сутина, Жака Липшица и прочих знаменитостей того времени. Именно портреты сделали Модильяни одной из центральных фигур парижской богемы.
Через Моисея Кислинга Модильяни познакомился с польским поэтом Леопольдом Зборовски, который вместе с женой Анной (Ханкой) взял художника под покровительство. «Збо» поселил подопечного в своей квартире, давал ему деньги на карманные расходы и оплачивал расходные материалы.
По заказу Зборовски в период 1916—1917 годов были написаны около 30 полотен в жанре ню. 3 декабря 1917 года была открыта выставка работ Модильяни в галерее Берты Вейль. Галерея располагалась напротив полицейского участка, и стражи закона, возмущенные видом выставленных ню Модильяни, заставили последнего закрыть экспозицию всего через несколько часов после открытия.
Портрет (1919) и фотография Жанны Эбютерн
|
Южная Франция — Париж
В апреле 1917 Модильяни повстречал девятнадцатилетнюю Жанну Эбютерн, студентку Академии Коларосси. Жанна стала основной моделью художника — Модильяни изобразил её на полотнах не менее 25 раз.
Через некоторое время молодые люди начали жить совместно, а в 1918 году вместе с супругами Зборовски и Хаимом Сутиным покинули Париж из-за угрозы вторжения немецких войск, отправившись на юг Франции. В этот период Модильяни вернулся к жанру портрета, готовые полотна он отправлял на продажу в Париж.
О жизни Модильяни в этот период известно немногое: вначале компания жила в Кань-сюр-Мер, затем переехала в Ниццу. 29 ноября 1918 года на свет появилась дочь Модильяни и Эбютерн, которую — в честь матери — назвали Жанной.
Благодаря Зборовски, работы Модильяни были выставлены в Лондоне и получили восхищённые отклики. В мае 1919 года художник вернулся в Париж, где принял участие в Осеннем салоне. Узнав о повторной беременности Жанны, пара решила обручиться, однако свадьба так и не состоялась из-за заболевания Модильяни туберкулёзом в конце 1919 года.
Модильяни скончался 24 января 1920 года от туберкулёзного менингита в одной из парижских клиник. Днём позже, 26 января, покончила жизнь самоубийством Жанна Эбютерн, находившаяся на 9-м месяце беременности. Амедео был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез; в 1930 году, через 10 лет после гибели Жанны, её останки были захоронены в соседней могиле. Их ребёнка удочерила сестра Модильяни.
Творчество
Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако в этом вопросе не всё так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы — за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции. Скульптурные студии Модильяни явно показывают влияние модной в то время африканской пластики на его творчество. Собственно экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.
Ню
Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнаженного женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в свое время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнаженная натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и теплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.
Работы
Bride and Groom.jpg
Невеста и жених, ок. 1915—1916 |
Amadeo Modigliani 060.jpg
Сидящая обнажённая, 1916 |
Modigliani alice.jpg
Алиса, 1918 |
André Rouveyre, by Amedeo Modigliani (1884-1920).jpg
André Rouveyre, 1915 |
Amadeo Modigliani 035.jpg
Blaise Cendrars |
Frans Hellens by Amedeo Modigliani.jpg
Frans Hellens, 1919 |
Modigliani, Amedeo (1884-1920) - Ritratto di Jean Cocteau (1889-1963) - 1916.jpg
Жан Кокто |
Woman with Black Cravat.jpg
Женщина с чёрным галстуком |
Фильмография
- В 1957 году француз Жак Беккер снял фильм «Монпарнас, 19» («Любовники Монпарнаса») с Жераром Филипом в главной роли.
- В 2004 году британец Мик Дэвис снял фильм «Модильяни», главную роль сыграл Энди Гарсиа.
Ссылки
Портал «Живопись» | |
Амедeо Модильяни в Викицитатнике? | |
Амедeо Модильяни на Викискладе? | |
Амедeо Модильяни в Викиновостях? |
- Модильяни Амедео — статья из Большой советской энциклопедии (Проверено 28 июля 2010)
- Амедео Модильяни. Картины и биография
- Все картины и жизнеописание Амедео Модильяни
- Архивы Амедео Модильяни
- Борис Сандрацкий. «Амедео из Ливорно: повесть» (в книге «Вариации на тему Баха»). Таллин: Ээсти раамат, 1989
- Амедео Модильяни как икона стиля GQ август 2009
- Маргарита Шкляревская-Кручкова, "Звезда и смерть Амедео Модильни", "Еврейское слово", №23 (196), 2004 г.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.