м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Лессинг, Готхольд Эфраим]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Лессинг, Готхольд Эфраим''' (Lessing, Gotthold Ephraim; 1729, Каменц, Саксония, – 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, мыслитель и литературный критик, один из ведущих представителей Просвещения в Германии.
| + | |
- | === Поборник принципа религиозной терпимости ===
| + | |
- | | + | |
- | Лессинг был поборником принципа религиозной терпимости. Уже в его раннем произведении — одноактной комедии «Евреи» (1749) — появляется, впервые в истории немецкого театра, положительный образ еврея. Лессингу пришлось защищать свою пьесу от упреков в несоответствии правде жизни, исходивших от гебраиста И. Д. Михаэлиса.
| + | |
- | | + | |
- | В 1754 г. Лессинг познакомился с [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсоном]] и стал его другом и восторженным поклонником. Лессинг опубликовал без ведома Мендельсона его первое философское сочинение.
| + | |
- | | + | |
- | Общий интерес Лессинга и Мендельсона к эстетике стал источником их плодотворного сотрудничества, приведшего к опубликованию ими совместного труда «Поп-метафизик» (1755) и изданию журнала «Письма о новейшей литературе» (1759–65). До конца жизни Лессинг состоял в переписке с Мендельсоном, посвященной главным образом философским темам.
| + | |
- | | + | |
- | Мендельсон в значительной мере послужил прообразом героя последней пьесы Лессинга «Натан Мудрый» (1779), являющейся пламенным и красноречивым призывом к религиозной терпимости. Пьеса, основанная на заимствованной у Дж. Боккаччо притче о трех кольцах, аллегорически изображает [[Иудаизм|иудаизм]], [[Христианство|христианство]] и [[Ислам|ислам]] как трех сыновей мудрого отца, который, желая им блага, подарил каждому по кольцу.
| + | |
- | | + | |
- | Все три кольца равноценны, однако каждый из сыновей претендует на то, что лишь его кольцо подлинное. Еврей Натан представлен выразителем идеалов Просвещения: терпимости, общечеловеческого равенства и любви ко всему человечеству.
| + | |
- | | + | |
- | В книге «Эрнст и Фальк» (1780) Лессинг снова высказался в пользу равноправия евреев (см. [[Масоны]]).
| + | |
- | === Религии — как ступени нравственной эволюции человечества ===
| + | |
- | | + | |
- | Историю человечества Лессинг рассматривал как процесс постоянного совершенствования и восхождения от низших ступеней к высшим, а различные религии — как ступени нравственной эволюции человечества.
| + | |
- | ==== Миссия иудаизма как предшественника христианства ====
| + | |
- | | + | |
- | Иудаизм он считал второй, после язычества, ступенью этой эволюции; следующей ступенью является христианство, которое, в свою очередь, должно уступить место универсализму рациональной философии.
| + | |
- | | + | |
- | Эта точка зрения была выражена во фрагментах сочинений теолога-рационалиста Г. С. Реймаруса, опубликованной Лессингом в книге «К истории литературы» (1774) под названием «Вольфенбюттельские фрагменты неизвестного», в которых автор с точки зрения рационалистического деизма резко критиковал как [[Библия|Библию]], так и христианство в его церковном выражении, а также в последнем труде Лессинга «Воспитание человечества» (1780), посвященном вопросам религии. Монотеистическая и универсалистская миссия иудаизма как предшественника христианства завершена.
| + | |
- | ==== Идея избранности еврейского народа - начало религиозной нетерпимости ====
| + | |
- | | + | |
- | Критическое отношение Лессинга к иудаизму отразилось еще в пьесе «Натан Мудрый», один из героев которой обвиняет еврейскую религию в том, что она своей идеей избранного народа положила начало религиозной нетерпимости. В последние годы жизни Лессинг склонялся к пантеизму [[Спиноза, Барух|Б. Спинозы]]. Посмертное опубликование беседы Лессинга с немецким философом Ф. Г. Якоби (1785) стало причиной так называемого спора о Спинозе, в котором М. Мендельсон, друг Лессинга, пытался опровергнуть мнение об идентичности взглядов Лессинга пантеизму Спинозы.
| + | |
- | === Лессинг - символ гуманизма ===
| + | |
- | | + | |
- | До конца жизни Лессинг оставался поборником равноправия евреев. В еврейской литературе периода [[Хаскала|Хаскалы]] Лессинг стал символом филосемитизма и подлинного гуманизма.
| + | |
- | | + | |
- | Высоко ценили Лессинга и евреи — деятели немецкой культуры (например, [[Риссер, Гавриэль|Г. Риссер]], [[Ауэрбах, Бертольд|Б. Ауэрбах]] и другие).
| + | |
- | | + | |
- | Пьеса «Натан Мудрый» неоднократно переводилась на [[Иврит Язык|иврит]] (Ш. Бахер, 1865, [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобер]], 1875). Переведены на иврит также многие другие пьесы Лессинга.
| + | |
- | | + | |
- | Идейное и стилистическое влияние Лессинга на литературу Хаскалы было огромно и сравнимо лишь с влиянием Ф. Шиллера. В Германии 18 в. Лессинг был самым выдающимся борцом за религиозную терпимость и гуманизм.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12421|ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Драматурги по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Литературные критики и литературоведы]]
| + | |