м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Каминьские (семья деятелей театра)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 11945_L.jpg|thumb|250px|left|[[Каминьские]] Эстер Рахель Каминьская. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях»]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Каминьские''', семья деятелей театра на идиш.
| + | |
- | | + | |
- | Аврахам Ицхак Каминьский (Abraham Izaak Kamiński; 1867, Воля, под Варшавой, – 1918, Варшава), антрепренер, актер, переводчик. В 1887 г. собрал любительскую труппу, с которой разъезжал по [[Местечко|местечкам]] Польши. С 1893 г. играл с ней в помещении русско-польского варшавского театра Ольгиньской, которой власти разрешили дважды в неделю давать спектакли на «немецком» языке. В 1906 г. основал в Варшаве свой театр, для которого написал несколько небольших пьес и перевел на идиш «На дне» [[Горький, Максим|М. Горького]], «Разбойники» Ф. Шиллера, «Мнимый больной» Мольера. В 1908 г. объединил лучших еврейских актеров Варшавы в «Литерарише трупе» («Литературная труппа»), которая во главе с Эстер Рахелью Каминьской (см. ниже) по 1910 г. гастролировала в Петербурге, Москве, Киеве и многих других городах империи. В 1913 г. открыл в Варшаве новый театр, труппа которого в 1917–18 гг. совершала турне по России, Белоруссии, Украине, а затем по городам Польши.
| + | |
- | | + | |
- | Его жена, Эстер Рахель Каминьская (Ester Rachel Kamińska; урожденная Халперн: 1870, Волковыск, – 1925, Варшава), актриса театра и кино. Дебютировала в 1888 г. в труппе Аврахама Ицхака Каминьского, за которого вышла замуж в 1893 г. Играла с ним в театре Ольгиньской в слезливых мелодрамах, легковесных комедиях и опереттах. По настоянию Эстер Рахели ее муж включил в репертуар своего театра, а затем и «Литерарише трупе», пьесы [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]], [[Гордин Яаков|Я. Гордина]], [[Пинский, Давид|Д. Пинского]]. Она исполняла в них главные роли, проявив необыкновенный талант драматической актрисы, страстно и проникновенно раскрывающей душевный мир еврейской женщины (Миреле Эфрос, сиротка Хася в одноименных пьесах Я. Гордина и многие другие). Ее сценическое творчество знаменовало преодоление еврейским театром слабых сторон традиций [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадена]]. Эстер Рахель многократно выезжала на гастроли в Россию (с 1903 г.), а также в США (1909), Париж и Лондон (1913), пользовалась славой «еврейской Дузе» и «матери еврейского театра». В кино начала сниматься до Первой мировой войны (фильм «Миреле Эфрос» по пьесе Я. Гордина, режиссер М. Товбин). В фильме «Ткиес каф» («Сговор», 1923, режиссер З. Турков /см. [[Турков, семья]]/; по мотивам легенды о [[Диббук|диббуке]], легшей в основу одноименной пьесы [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]]) играла вместе со своей дочерью Идой Каминьской (см. ниже). Воспоминания Эстер Рахели «Дернер ун блумен» («Тернии и цветы») опубликованы посмертно (1926) в газете [[«Момент»]].
| + | |
- | | + | |
- | Их дочь, Ида Каминьская (Ida Kamińska; 1899, Варшава, – 1980, Нью-Йорк), актриса театра и кино, режиссер. Выступала с детства в театре отца. В 1916 г. играла в еврейской оперетте, с 1917 г. участвовала в постановках матери. В 1921–28 гг. совместно с мужем, З. Турковым (см. [[Турков, семья]]), руководила Варшавским еврейским художественным театром (ВИКТ), а с 1933 г. — основанным ею театром в Варшаве. В начале Второй мировой войны бежала в Советский Союз, в 1939–46 гг. руководила Львовским еврейским театром (в 1941 г. был эвакуирован в город Фрунзе). В 1947 г. вернулась в Польшу, возглавляла еврейские театры в Лодзи (1949–53) и Вроцлаве (1953–55), а также еврейский театр в Варшаве (1955–68), которому были присвоены имя ее матери и статус Государственного еврейского театра. С труппой этого театра Ида Каминьская совершала турне по Северной и Южной Америке, выезжала с гастролями в Израиль и ряд стран Западной Европы. Продолжала традицию игры своей матери, усиливая трагические черты своих сценических образов (Миреле Эфрос, Нора в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Кураж в пьесе Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети» и другие). Поставила в своей инсценировке «Братья Карамазовы» [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф. Достоевского]], «Меир Эзофович» [[Ожешко, Элиза|Элизы Ожешко]] и другие. Из работ в кино наиболее значительна главная роль в фильме [[Кадар, Ян|Я. Кадара]] и Э. Клоса (1910–93) «Магазин на площади» (1965).
| + | |
- | | + | |
- | В 1968 г., в разгар антисемитской кампании в Польше, когда еврейский театр почти лишился зрителей, Ида Каминьская эмигрировала в США, играла в театрах Нью-Йорка, в 1975–76 гг. гастролировала в Израиле.
| + | |
- | | + | |
- | Брат Иды, Иосеф Каминьский (1903, Одесса, – 1972, Тель-Авив), концертмейстер первых скрипок [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]]. В Израиле с 1937 г. Писал музыку для оркестра, камерных ансамблей и отдельных инструментов.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11945|КАМИНЬСКИЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Театр. Эстрада. Кино]]
| + | |