|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Кладбище - трактовка в еврейской традиции]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Кладбище'''. В библейской и раввинистической лексике место захоронений носит различные названия: בֵּית עוֹלָם, бет-олам (`дом вечности`, Эккл. 12:5; на арамейском בֵּית עָלְמָא, бет-алма — ТИ., МК. 1:2, 80б или בֵּית עָלְמִין, бет-алмин — Плач Р. 1:4), בֵּית קְבָרוֹת, бет-кварот (буквально `дом [место] могил`, ср. Нех. 2:3; Санх. 6:5); эвфемистически — בֵּית מוֹעֵד לְכָל חַי, бет-моэд ле-хол хай (`дом собрания всех живущих`, Иов 30:23), בֵּית הַחַיִּים, бет-hа-хаим (`дом жизни`). Наименования бет-кварот и бет-алмин вошли в современную лексику [[Иврит Язык|языка иврит]].
| + | |
- | === Эпоха Библии ===
| + | |
- | | + | |
- | Уже в эпоху [[Библия|Библии]] могилы считались ритуально нечистыми (Чис. 19:16; см. [[Чистота И Нечистота Ритуальные|Чистота и нечистота ритуальные]]), и поэтому во времена [[Патриархи|патриархов]] и в период Первого [[Храм|храма]] места захоронений — обычно пещеры или высеченные в скалистой почве отдельные могилы или подземные склепы как на семейных участках (см. [[Махпела Пещера|Махпела пещера]]), так и на участках, отведенных под кладбище «сынов народа», — находились, видимо, на некотором расстоянии от поселений или жилища (Быт. 23:19; II Ц. 23:6).
| + | |
- | | + | |
- | Исключением (впоследствии строго порицаемым [[Иехезкель|Иехезкелем]], 43:7 и 9), очевидно, являлся обычай хоронить царей в их столицах, засвидетельствованный не только многократно встречающимися в Библии применительно к царям Иудеи и Израиля выражениями «почил с отцами», «погребен с отцами» (I Ц. 11:21; 22:40 и во многих других местах), но и прямыми указаниями на захоронение [[Давид|Давида]] и его преемников в «граде Давида» (I Ц. 2:10; 11:43; 14:31 и прочие).
| + | |
- | === Народное кладбище ===
| + | |
- | | + | |
- | «Народное» кладбище, упоминаемое вскользь уже в Библии (II Ц. 23:6), появляется во всех населенных пунктах Эрец-Исраэль, как следует полагать, лишь в эпоху [[Мишна|Мишны]], когда были разработаны и правила устройства кладбища. Оно должно было отстоять на расстоянии не менее 50 локтей (около 25 м) от ближайшего дома поселения (ББ. 2:9); участок, отведенный под кладбище, следовало огораживать.
| + | |
- | === Талмуд и раввинистическая литература ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Талмуд]] и более поздняя [[Раввинистическая Литература|раввинистическая литература]] строго запрещают любое действие, свидетельствующее о неуважении к усопшим (еда, питье, сон, громкий разговор, пастьба скота на кладбище, использование склепов в качестве кладовых и т. п.), или прохождение по кладбищу с целью сокращения пути (Мег. 29а; Ш. Ар. ИД. 368:1).
| + | |
- | | + | |
- | На кладбище запрещается надевать [[Таллит|таллит]] и [[Тфиллин|тфиллин]], вносить свиток Торы или читать из него, «дабы не устыдить» мертвых, которые уже не могут выполнять [[Мицвот|мицвот]] (Ш. Ар. ИД. 367:2, 3).
| + | |
- | | + | |
- | Превращение Иерусалимского кладбища в некрополь, впоследствии окруживший город со всех сторон, видимо, началось уже в эпоху Первого храма с захоронения членов царской семьи и знати вне семейных склепов (II Ц. 21:18, 26; II Хр. 26:23).
| + | |
- | | + | |
- | На северо-восточном склоне долины [[Кидрон]] (в районе Кфар-hа-Шиллоах) были обнаружены наземное строение так называемой гробницы дочери фараона со следами надписи древнеивритским шрифтом, а также несколько подземных захоронений, в том числе царского чиновника «что над домом» (домоправителя).
| + | |
- | | + | |
- | Большинство гробниц, восходящих к эпохе Второго храма и отличающихся законченностью архитектурной концепции и декоративностью притолок, фризов и тимпанов, сгруппированы вокруг Старого города в основном на востоке (по склонам [[Масличная Гора|Масличной горы]] и горы Скопус), на севере (от так называемой Гробницы членов [[Синедрион|Синедриона]] до Гробницы царей, см. [[Елена]]) и юге (вдоль долины Кидрон и ее ответвлений). Обычай погребения на Иерусалимском кладбище знатных, зажиточных или особо набожных лиц, скончавшихся в диаспоре, возник вскоре после разрушения Второго храма, со временем распространился на всю территорию Эрец-Исраэль и бытует поныне.
| + | |
- | | + | |
- | Обширный некрополь в [[Бет-Шеарим|Бет-Шеариме]] служил для этой цели на протяжении 2–4 вв. н. э. Известно, что даже в [[Химьяр|Химьяре]] (нынешний [[Йемен]]) умирающие завещали детям перевезти свои останки в Эрец-Исраэль для захоронения их в Святой земле, веруя, что этим избегнут загробных мук (хиббут hа-кевер) и предстоящего «скитания по подземным расселинам» (гилгул мехиллот) на пути в Землю Израиля, когда придет [[Мессия]], а также в правдивость изречения «захороненный в земле Эрец-Исраэль, что захороненный под алтарем» (Кт. 111а).
| + | |
- | | + | |
- | К концу эпохи Второго храма относятся еврейские кладбища в районах горы [[Мерон]] (Галилея) и [[Кумран|Кумрана]] (у Мертвого моря). В Риме имеется шесть еврейских кладбищ — [[Катакомбы|катакомб]], относящихся к 1–4 вв. Отдельные еврейские катакомбы обнаружены также в итальянском городе Веноса (4–8 вв.), на островах Сардиния, Сицилия, [[Мальта]], в Киренаике, Карфагене и Александрии. В Эрец-Исраэль средневековые еврейские кладбища сохранились в [[Цфат|Цфате]] и [[Кфар-Ясиф|Кфар-Ясифе]].
| + | |
- | | + | |
- | В христианских и мусульманских странах средневековой Европы наличие у еврейской общины участка для устройства кладбища было признаком ее жизнеспособности и признания властями. Иногда правители, заинтересованные в участии евреев в развитии экономики подвластных им городов, старались привлекать их в свои владения, предоставляя им, наряду с прочим, необходимые для кладбища участки земли. Такой участок выделил в 1084 г. из церковных земель Рюдигер, епископ [[Шпейер|Шпейера]], даровавший евреям города грамоту с привилегиями. Возвышенность, на которой находилось еврейское кладбище [[Барселона|Барселоны]], носит до сих пор название Монтхуич (Еврейская гора). На кладбище в Пуэнте-Кастро близ Леона (на севере Испании) поныне находятся еврейские надгробия 11 в.
| + | |
- | | + | |
- | Кладбища еврейских общин средневековой Европы обычно располагались на краю гетто, и при них имелось (как и поныне на многих из них) особое строение для омовения покойников (хадар тохора). Из-за небольших размеров кладбища часто приходилось хоронить в два (а иногда и более) слоя, оставляя между ними пласт земли толщиною в шесть ладоней (около 45 см; Ш. Ар. ИД. 362:4), равный предписанному минимальному расстоянию между смежными могилами.
| + | |
- | | + | |
- | Часто несколько еврейских общин имели общее кладбище. Так, в Лондоне до 1177 г. еврейское кладбище было единственным на все общины Англии; в Альтоне (Германия) кладбище было общим для местной и Гамбургской общины; амстердамская община имела кладбище в Удеркерке; евреи Верхней и Нижней Баварии — в Регенсбурге; евреи Чехии (до 14 в.) — в Праге. В настоящее время хорошо сохранившееся пражское еврейское кладбище является частью музейного комплекса (см. [[Прага]]). В средние века в Вене было центральное кладбище для евреев не только австрийского герцогства, но и соседних стран; в Швейцарии центральные кладбища были в Базеле и Цюрихе. Владевшая кладбищем община порой взимала с других общин плату за право пользования им.
| + | |
- | | + | |
- | На некоторых небольших кладбищах могилы копали в последовательности погребений. Однако на большинстве кладбищ было принято выделять особый участок для погребения раввинов и других знатных или благочестивых членов общины, а для погребения [[Кохен|коhенов]], их жен и незамужних сестер (ср. Лев. 21:2, 3) отводить ряд у кладбищенской стены на расстоянии восьми локтей (около 4 м) от параллельного ряда захоронений, чтобы кровные родственники-коhены могли присутствовать на похоронах своих родных или посещать их могилы, находясь на разрешенном расстоянии в четыре локтя от других могил.
| + | |
- | | + | |
- | На многих кладбищах мужчин и женщин хоронили в разных рядах. Вероотступников, отлученных от общины (см. [[Херем]]), и самоубийц следовало хоронить в отдаленном углу кладбища или за его оградой (ср. Ш. Ар. ИД. 345:1, 4, 5). В отношении самоубийц это правило было впоследствии смягчено большинством галахических авторитетов. Враждующих запрещалось погребать рядом, так же как грешника около праведника (Ш. Ар. ИД. 362:5, 6).
| + | |
- | | + | |
- | Возникший у евреев в 19 в. обычай сажать цветы на могилах вызвал строгое порицание со стороны ортодоксальных раввинов (которые считали это подражанием иноверцам — хуккат hа-гой); подобная практика и поныне не допускается на кладбищах, находящихся в ведении ультрарелигиозных общин Израиля. Однако на многих других кладбищах в Израиле, в частности на военных, разрешена посадка растений на могилах и близ них.
| + | |
- | | + | |
- | В 19 в. во многих городах Европы возникли объединенные кладбища с отдельными участками для различных вероисповеданий. Ведущие раввинистические авторитеты требовали, чтобы такой участок находился в постоянном владении общины, был огорожен и отдален от других участков минимальным расстоянием в четыре локтя.
| + | |
- | | + | |
- | Во время Второй мировой войны и [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] было разорено большинство старинных еврейские кладбищ на территориях Центральной и Восточной Европы. Особенно пострадали еврейские кладбища в Польше. В послевоенные годы многие еврейские кладбища в Германии пришли в запустение из-за исчезновения владевших ими общин. Интенсивное городское строительство послевоенных лет в Восточной и Центральной Европе привело к ликвидации многих старинных еврейские кладбищ, оказавшихся в центре городов.
| + | |
- | | + | |
- | Однако некоторые из них (например, в Кракове, Люблине, Праге, Варшаве) восстановлены и содержатся в порядке. Памятник с надписью о бывшем здесь еврейском кладбище установлен в 1952 г. на окраине города Витория в Северной Испании (Страна басков), жители которого в 1492 г., приняв этот участок (так называемый Холм евреев) в дар от изгоняемой общины, обязались 460 лет охранять находившиеся на нем могилы. Подавляющее большинство еврейских кладбищ в Испании были превращены после изгнания евреев из страны (1492) в выгоны и со временем застроены.
| + | |
- | | + | |
- | Посещение кладбищ в дни поста (особенно в день [[Ава Девятое|Ава девятого]]), а также в канун новомесячья, в месяц элул, в канун [[Иом-Киппур|Иом-Киппура]] и в [[Йорцайт|йорцайт]] для молитв у могил родственников, «дабы те заступились за живых» (Таан. 16а), стало широко распространенным обычаем, сохранившимся во многих общинах и поныне. Во многих местах для предотвращения опасности, угрожающей всей общине (эпидемии и т. п.) или отдельной семье (например, тяжелые роды), принято обмерять кладбище по периметру и жертвовать синагоге равное число свечей; обходить (как и при освящении кладбища) вокруг кладбища несколько раз (хаккафот), читая псалмы и [[Слихот|слихот]], либо даже устраивать на кладбище за счет общины свадьбу неимущей паре (так называемая `черная свадьба`).
| + | |
- | | + | |
- | При посещении кладбища по истечении 30 дней после похорон читают молитву, которая завершается второй бенедикцией из [[Амида|Амиды]]. Молитвенники обычно содержат и другие специальные молитвы для чтения при посещении могил родственников и [[Цаддик|цаддиков]]. Могилы цаддиков до сих пор служат местом паломничества хасидов (см. [[Хасидизм]]) со всего мира (в СССР они посещались даже в советские времена).
| + | |
- | | + | |
- | На территории бывшего Советского Союза самые старые еврейские надгробные памятники обнаружены в [[Крым|Крыму]] и на Кавказе (в [[Грузия|Грузии]]). О существовании еврейских кладбищ в Крыму уже в 1–3 вв. н. э. свидетельствуют относящиеся к этому периоду надписи на греческом языке. Еврейские надгробия, обнаруженные вблизи древней столицы Грузии — городе Мцхета (см. [[Грузинские Евреи|Грузинские евреи]]) и в других местах на территории Грузии, относятся ко 2–5 вв. Эти и более поздние надгробные памятники (в частности, относящиеся к 18–19 вв.) содержат ценный эпиграфический материал для изучения истории еврейских общин Грузии.
| + | |
- | | + | |
- | Многие надгробия, сохранившиеся на еврейских кладбищах в Галиции, в Закарпатье, на Буковине, то есть на территориях, входивших ранее в состав Австро-Венгерской империи, а затем Польши, Венгрии и Румынии, свидетельствуют о замечательном искусстве еврейских мастеров-камнерезов.
| + | |
- | | + | |
- | После разделов Польши (конец 18 в.), в результате которых массы еврейского населения оказались под властью Российской империи, еврейские кладбища появились и в тех городах, где евреи ранее не проживали, в том числе и вне [[Черта Оседлости|черты оседлости]]. Иногда приобретение участка под кладбище предшествовало созданию еврейской общины. Так, в 1802 г. еврейская колония Петербурга (см. [[Санкт-Петербург]]) вступила в соглашение с евангелическо-лютеранской общиной города, которая отвела в распоряжение евреев участок на своем кладбище (Бретфельдское, позднее — Волково кладбище).
| + | |
- | | + | |
- | Этот акт символизировал основание еврейской общины Петербурга. Евангелическая община снова пришла на помощь евреям, когда в 1862 г. старое кладбище оказалось заполненным, а православное духовенство, в ведении которого находились городское кладбище, отказалось предоставить евреям другой участок. В 1874 г., когда кладбище находились уже в ведении городской управы, евреям был предоставлен особый участок в семь десятин, так называемое Преображенское кладбище, на котором погребены многие видные представители русского еврейства (например, Д. Г. Гинцбург /см. [[Гинцбург, семья]]/, скульптор [[Антокольский, Марк|М. Антокольский]] и другие). Во время Второй мировой войны некоторые памятники на Преображенском кладбище были повреждены (в том числе памятник М. М. Антокольскому работы [[Гинцбург, Илья Яковлевич|И. Гинцбурга]]).
| + | |
- | | + | |
- | При советской власти наблюдалась постоянная, все усиливающаяся тенденция к ликвидации отдельных еврейских кладбищ и замене их «смешанными» кладбищами, на которых хоронят как евреев, так и неевреев. Иногда на смешанных кладбищах выделяется особый участок для еврейских могил. Так, в Москве в 1932 г. прекратились захоронения на еврейском Дорогомиловском кладбище (окончательно ликвидировано в 1941 г.). Прах некоторых евреев, погребенных на этом кладбище, был перенесен на еврейское кладбище Востряково в пригороде Москвы или на нееврейское Новодевичье кладбище.
| + | |
- | | + | |
- | В 1963 г. последнее еврейское кладбище Москвы (Востряково) было заполнено и закрыто. Евреев стали хоронить на смешанных участках; нередко предавать кремации. Однако евреи, сохранившие верность религиозным традициям, хоронят своих родственников на еврейских кладбищах на станциях Малаховка (недалеко от Москвы по Казанской железной дороге) и Салтыковка (Курская железная дорога).
| + | |
- | | + | |
- | В [[Киев|Киеве]] Лукьяновское еврейское кладбище, расположенное вблизи [[Бабий Яр|Бабьего Яра]], было закрыто еще в конце 1930-х гг., а в 1960-е гг. его сровняли с землей (надгробные памятники были снесены, некоторые из них — проданы) и впоследствии эту территорию застроили. Еврейское кладбище на Куреневке, открытое вместо Лукьяновского, было заполнено и закрыто. В Киеве, как и во многих других городах Советского Союза, евреев стали хоронить на смешанных кладбищах (на Байковом кладбище — самом крупном и старом кладбище Киева — имеются еврейский и так называемый интернациональный участки).
| + | |
- | | + | |
- | Своими надгробными памятниками известны были в прошлом три еврейских кладбища [[Одесса|Одессы]], на одном из которых погребены видные деятели еврейской культуры ([[Менделе Мохер Сфарим]], [[Фруг, Семен Григорьевич|С. Фруг]] и другие). В советские времена еврейские кладбища оказались заброшены, памятники нередко подвергались надругательствам (например, памятники М. Мохер-Сфариму и отцу [[Бабель, Исаак Эммануилович|И. Бабеля]] с надписью в память писателя, место погребения которого неизвестно). На территории кладбища надзиратели расположенной поблизости одесской тюрьмы занимались тренировкой в стрельбе; в качестве подставок для мишеней использовались надгробные памятники. В [[Гродно]] еврейское кладбище было распахано в середине 1950-х гг., надгробия использовались при сооружении памятника Ленину.
| + | |
- | | + | |
- | Запустение царит на старых еврейских кладбищах местечек Западной Украины, где почти не осталось евреев после Катастрофы. Разрушению и закрытию подверглись еврейские кладбища во многих городах Советского Союза: [[Минск|Минске]], [[Кишинёв|Кишинёве]], [[Вильнюс|Вильнюсе]], [[Львов|Львове]], [[Бердичев|Бердичеве]], [[Могилёв|Могилеве]] и других. Одно еврейское кладбище во Львове было разрушено во время немецкой оккупации; уцелевшие кладбища разрушились из-за отсутствия ухода. Власти проявляли демонстративное пренебрежение к проблемам еврейских кладбищ.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12113|КЛАДБИЩЕ}}
| + | |