м |
|
(11 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Каир (еврейская община)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 11926_L.jpg|thumb|250px|left|[[Каир]] Церемония возложения тфиллин в обряде бар-мицва. Каирская синагога. 1956 г. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях»]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Каир''' (קָהִיר, Кахир; на арабском языке ал-Кахира), столица [[Египет|Египта]]. Историческим ядром Каира был город Фостат (точнее, Фустат, также Старый Каир), выросший из военного лагеря арабов, который они разбили на правом берегу Нила к северу от крепости византийцев (см. [[Византия]]) Бабилон после ее падения в 641 г. Евреи поселились на территории бывшей крепости, видимо, вслед за вступлением в нее арабских войск. В 882 г. еврейская община приобрела коптскую церковь св. Михаила и преобразовала ее в синагогу Эзры ([[Бертиноро, Овадия Бен Аврахам Яре|Овадия Бертиноро]] писал о ней в 15 в. как о синагоге Ильи-пророка; см. [[Илия]]), с которой связано множество преданий, и где образовалась знаменитая Каирская [[Гениза|гениза]]. В 10 в. там же возникла вторая община (выходцы из [[Месопотамия|Месопотамии]]), признававшая авторитет вавилонского [[Гаон|гаона]], тогда как первая своим духовным наставником считала гаона Палестины.
| + | |
- | | + | |
- | Тогда же в Фостате сложилась значительная община [[Караимы|караимов]]. С основанием в 969 г. собственно Каира Фостат превратился в его пригород, и многие евреи стали селиться в новом городе, образовав там вначале, видимо, два [[Кварталы Еврейские|еврейских квартала]] (на севере Каира и несколько южнее первого). Но с начала 11 в. халиф ал-Хаким изгнал евреев из северного квартала, и они сосредоточились во втором, восточную часть которого заселили караимы (это размещение общин сохраняется и поныне). В 1168 г. власти сожгли Фостат, опасаясь закрепления в нем крестоносцев (см. [[Крестовые Походы|Крестовые походы]]), и большинство живших там евреев также переселилось в еврейский квартал Каира.
| + | |
- | | + | |
- | Уже к концу 10 в. Каир превратился в религиозный и культурный центр всех еврейских общин Египта. Каирские раввины первой половины 11 в. славились своей ученостью. Шмария бен Элханан (умер в 1011 г.) основал в городе [[Иешива|иешиву]]. В 1169–70 гг. эту иешиву возглавлял Нетан’эль бен Моше hа-Леви, позднее — его брат Сар Шалом hа-Леви. Другую иешиву, просуществовавшую до конца 12 в., основал Мацлиах бен Шломо hа-Кохен (умер в 1139 г.), переехавший в 1127 г. в Каир из [[Сирия|Сирии]]. До 1159/60 гг. в Фостате жил [[Маймонид]]. [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]] писал о проживании в Каире семи тысяч евреев, но эти данные завышены, на самом деле их в то время было, видимо, не более полутора тысяч человек. При Фатимидах (до 1171 г.) и Айюбидах (1171–1250) отношение к евреям было терпимым, но при мамлюках (1250–1517) их всячески притесняли. По свидетельству арабских историков, султан Бейбарс в 1265 г. собрал каирских христиан и евреев и, угрожая сжечь их заживо, потребовал крупный выкуп, который те выплачивали в течение многих лет.
| + | |
- | | + | |
- | В 1301 г. преследования [[Зимми|зимми]] усилились, церкви и синагоги Каира были закрыты (некоторые надолго). В 1354 г. зимми Каира подверглись разорительным [[Погромы|погромам]], а арабские хроники 15 в. часто упоминают о нападениях на евреев и христиан Каира. Иногда возникали трения и между еврейскими общинами. Так, в 1465 г., когда новоприбывшая группа испанских [[Марраны|марранов]] решила присоединиться к караимам, между последними и раббанитами произошел серьезный конфликт. Законы ограничивали коммерческую деятельность евреев, запрещали, например, торговлю специями и другими товарами с Востока, но небольшая привилегированная группа евреев занималась чеканкой монет и банковским делом. [[Мешуллам Из Вольтерры|Мешуллам из Вольтерры]] писал, что в 1481 г. в Каире проживали 800 еврейских семей, в том числе 150 караимских, и 50 самаритянских (см. [[Самаритяне]]), а О. Бертиноро в 1488 г. застал там 500 раббанитских, 100 караимских и 50 самаритянских семей. Во второй половине 15 в. и в первой четверти 16 в. в Каире жили [[Нагид|нагиды]] египетского еврейства Натан Шолал (1437–1502) и его племянник Ицхак Шолал (умер в 1524 г.).
| + | |
- | | + | |
- | В начале 16 в. в Каир прибыло много изгнанников из [[Испания|Испании]]. Образовались три общины: мустараби (коренные арабоязычные евреи), муграби (евреи из [[Магриб|Магриба]]) и [[Сефарды|сефарды]]. У каждой общины были свои [[Бет-Дин|бет-дин]] и благотворительные учреждения. Сефардская община превосходила другие в области еврейской учености и общей культуры. Со временем обе арабоязычные общины переняли [[Литургия|литургию]] сефардов, а последние перешли в быту на арабский язык. Самым крупным раввинистическим авторитетом в Каире первой половины 16 в. был глава еврейской общины Египта [[Ибн Аби Зимра|Давид Ибн Аби Зимра]]. Его современниками были Моше бен Ицхак Алашкар (1466–1542) и [[Берав|Яаков Берав]]. После отъезда Аби Зимры в Палестину его пост занял Бецалель Ашкенази (около 1520–91/94 гг.).
| + | |
- | | + | |
- | Турки, завоевав Египет в 1517 г., почти не вмешивались в религиозные дела евреев и лишь изредка уступали мусульманским фанатикам. Евреи страдали главным образом от произвола властей в области экономики. Турецкие правители поручали ведение своих финансовых дел евреям-банкирам, которых время от времени обирали. День убийства солдатами турецкого правителя, грозившего перерезать всех евреев, если они не внесут крупный выкуп (1524), отмечался общиной Каира ежегодно 28 [[Адар|адара]] как «египетский Пурим» (см. [[Пуримы местные]]). Произвол турецких властей усилился в 17 и 18 вв. Общий упадок Османской империи сказался и на благосостоянии еврейской общины Каира, в которой снизился также уровень учености, хотя здесь еще проживали отдельные значительные галахические (см. [[Галаха]]) авторитеты. В 1657 г. была основана первая в Каире еврейская типография.
| + | |
- | | + | |
- | С правления [[Мухаммад-Али|Мухаммада-Али]] (1805–49) начался новый период развития еврейской общины. В 1840 г. [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]] и [[Кремьё, Изак Адольф|И. А. Кремье]], посетив Каир, основали там школы европейского типа для еврейской молодежи.
| + | |
- | | + | |
- | Развивавшаяся экономика Египта привлекала евреев из других средиземноморских стран, но до середины 19 в. число евреев в Каире не превышало четырех тысяч, в 1882 г. увеличилось до пяти тысяч, а в 1898 г. — до 11,5 тысяч, включая тысячу караимов. В 1917 г. за счет притока евреев из Европы численность еврейского населения Каира приблизилась к 25 тыс. человек. Экономическое положение еврейской общины улучшилось, и многие ее члены (например, семейства Суарес, Моссери и Сикурель) добились крупных успехов в торговле и банковском деле. Евреи включились в государственную и общественную жизнь страны: Яаков Каттауи (1801–83) стал личным банкиром хедива и казначеем Египта, его внучатый племянник Иосеф Аслан Каттауи (1861–1942) — министром финансов (1924) и министром связи (1925), главный раввин Каира с 1925 г. Хаим Нахум (1872–1960) был членом сената (с 1931 г.) и Академии арабского языка (с 1933 г.). В начале 20 в. в Каире возникли сионистские (см. [[Сионизм]]) общества и начали издаваться сионистские газеты. В 1900 г. выходил еженедельник «Мицраим» (на [[Еврейско-Испанский Язык|еврейско-испанском языке]]), в 1907–1908 гг. периодическое издание «Ди цайт» (на [[Идиш Язык|идиш]]), с 1919 г. французский еженедельник «Исраэль» (в 1939 г. слился с еженедельником «Ля трибюн жюив», выходившим в Александрии в 1936–48 гг.), еврейский еженедельник на арабском языке «Аш-шамс» (1934–48). Караимская община с 1945 г. издавала еженедельник на арабском языке «Ал-калим».
| + | |
- | | + | |
- | В 1947 г. в Каире проживало свыше 40 тысяч евреев (около двух третей всего египетского еврейства), из которых 58,8% были заняты в торговле и 17,9% в промышленности. В 1948 г. в ответ на решение [[Организация Объединённых Наций|Организации Объединенных Наций]] о разделе Палестины (см. [[Планы Раздела Палестины|Планы раздела Палестины]]) в Каире вспыхнули антиеврейские беспорядки, и в августе во время погрома было убито около 150 евреев. Недвижимое имущество многих евреев было конфисковано. Во время беспорядков в январе 1952 г. пострадали многие еврейские магазины и предприятия. После [[Синайская Кампания|Синайской кампании]] (1956) многие евреи Каира были вынуждены эмигрировать. По переписи 1960 г., в городе проживали лишь 5587 евреев, их число после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] уменьшилось до полутора тысяч. К 1968 г. в Каире осталось лишь несколько сотен караимов (в 1947 г. их было свыше трех тысяч) и к 1970 г. столько же евреев; все еврейские учреждения (за исключением дома престарелых) были закрыты.
| + | |
- | | + | |
- | К середине 1980-х гг. еврейское население Каира насчитывало около 150 человек. Несмотря на то, что еврейской общине принадлежали здания четырех школ, в городе не было ни [[Хедер|хедера]], ни какого-либо другого еврейского учебного заведения. Община содержала [[Бет-Дин|бет-дин]], несколько благотворительных учреждений и кладбище.
| + | |
- | | + | |
- | В феврале 1980 г. в Каире было открыто израильское посольство — первое дипломатическое представительство Израиля в арабском мире. С этого времени небольшая еврейская община Египта, подавляющее большинство членов которой проживали в Каире, смогли установить связь с Израилем и получать от еврейского государства помощь и поддержку. В 2004 г. еврейское население Каира составляло около 80 человек, в основном пожилого возраста. Еврейскую общину возглавляет К. Вайнштейн. Из многочисленных в прошлом синагог Каира работает одна — «Шаарей шамаим». Знаменитая старинная синагога «Эзра» восстановлена и превращена в музей. При финансовой поддержке израильского посольства ведутся реставрационные работы в здании Большой каирской синагоги, построенной в 1934 г.
| + | |
- | | + | |
- | В 1980-х – начале 1990-х гг. Каир посещали многочисленные израильские туристы. С середины 1990-х их число резко сократилось из-за сложившейся в стране обстановки и террористических нападений. В египетстских средствах массовой информации усилилась антиизраильская пропаганда, ее поддержали интеллигенция и профсоюзы. Террористические акты в основном были направлены против иностранных туристов и только по счастливой случайности израильтяне не стали жертвами нападений. Так, 17 апреля 1996 г. группа террористов открыла огонь из автоматов по иностранным туристам, выходившим из отеля «Европа». Погибшие — 18 человек — были греческими туристами. На следствии выяснилось, что террористы перепутали автобусы и целью теракта должны были стать израильские туристы из этого отеля. 17 сентября 1997 г. террористы из организации «Ал-Гамал ал-исламия» расстреляли автобус с туристами у здания Египетского музея в Каире. Семь из десяти убитых были туристами из Германии. Глава террористов заявил на допросе, что нападение было местью за изображение пророка [[Мухаммад|Мухаммада]] в образе свиньи, сделанное еврейской женщиной из Хеврона.
| + | |
- | | + | |
- | В Каире открыт израильский академический центр, однако он работает в условиях фактического бойкота со стороны университетов и академических кругов Египта.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11926|КАИР}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
| + | |