Хирбет-Кияфа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Открытия 2012 года)
(Перенаправление на ej:Хирбет-Кияфа)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:Хирбет-Кияфа]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =19.06.2012
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
{{НП-Израиль
+
-
|статус                  = Археологический объект
+
-
|русское название        = Хирбет-Кияфа (крепость Эла)
+
-
|оригинальное название  = <big>חירבת קייאפה</big> (Khirbet Qeiyafa)
+
-
[[File:Qeiyafa-western-gate1 cr.jpg|250px|right|thumb|Западные ворота]]
+
-
  |lat_deg = 31 |lat_min = 41 |lat_sec = 47
+
-
  |lon_deg = 34 |lon_min = 57 |lon_sec = 26
+
-
  |CoordAddon            = type:city(0)_region:IL
+
-
  |CoordScale            =
+
-
|дата основания          = X век до н.э.
+
-
|сайт                    = [http://qeiyafa.huji.ac.il/ Археологический проект Кирбет Хияфа]
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Хирбет-Кияфа''' ('''крепость Эла''') - остатки древнего города с видом на [[Долина Эла|долину Эла]].<ref name="Reuter">{{cite web|url=http://www.reuters.com/article/scienceNews/idUSTRE49T52620081030|title=Archaeologists report finding oldest Hebrew text|first=Ari|last=Rabinovitch|publisher=Reuters|date=October 30, 2008|accessdate=November 5, 2011}}</ref> Хирбет-Кияфа находится неподалеку от места легендарной битвы [[Давид (царь)|Давида]] и [[Голиаф]]а.
+
-
 
+
-
Руины крепости были обнаружены в 2007 году,<ref name="Vol8Ar22"/> около [[Израиль]]ского города [[Бейт-Шемеш]] в 35 км от [[Иерусалим]]а.<ref>{{статья |автор = Chris Catling|заглавие = Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://www.world-archaeology.com/news/elah-city-fortress-khirbet-qeiyafa/|title=Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa|язык = en|издание  = Current World Archaeology|тип = |год = 2011|том = 33 |номер  = |страницы = 8|doi = |issn = }}</ref>
+
-
 
+
-
Он охватывает почти 2.5 гектара и окружен 700-метровой городской стеной, построенной из камней весом до восьми тонн.<ref name=dm>{{cite web|url=http://www.dailymail.co.uk/news/article-1081850/Proof-David-slew-Goliath-Israeli-archaeologists-unearth-oldest-Hebrew-text.html#ixzz1cXNM7YFp|title='Proof' David slew Goliath found as Israeli archaeologists unearth 'oldest ever Hebrew text'|publisher=Daily Mail|date=October 31, 2008|last=Kalman|first=Matthew|accessdate=November 5, 2011}}</ref>
+
-
 
+
-
Rрепостm расположенf на ключевой позиции в [[Иудейское царство|Иудейском царстве]] по главной дороге от [[Филистимляне|Филистии]] и [[Шфела|прибрежной равнины Шфела]] в страну восточных холмов. Археологи предполагают, что это, возможно, был библейский город [[Шаараим]] или Нетаим.<ref>{{cite web|url=http://www.sciencedaily.com/releases/2010/03/100308095459.htm|title=Khirbet Qeiyafa Identified as Biblical 'Neta'im'|publisher=[[Science Daily]]|accessdate=March 26, 2011}}</ref>
+
-
 
+
-
== Имя ==
+
-
Смысл арабское название места, Хирбет-Кияфа, остается неопределенным. Ученые предполагают, что это может означать "Место с широким обзором".<ref name=dagan/> Местные бедуины называют это место ''Хирбет Дауд'', или ''гибель Давида''.<ref>{{cite web|url=http://www.foundationstone.org/page76/page92/page93/page93.html|title=Site names for Elah Fortress|publisher=Foundation Stone|date=|accessdate=November 16, 2011}}</ref> Современное еврейское название, крепость Элы происходит от местоположения участка на северном берегу ручья Нахаль Эла, одного из шести ручейков, которые вытекают из [[Иудейские горы|Иудейских гор]] на прибрежную равнину.<ref name=dagan/>
+
-
 
+
-
== География ==
+
-
Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-[[Азека]].<ref name="FS">{{cite web|url=http://www.foundationstone.org/page76/page92/page92.html|title=Elah Fortress – A short history of the site|publisher=Foundation Stone|accessdate=November 5, 2011|first=Barnea Levi|last=Selavan|date=August 2008}}</ref> После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель [[Сохо]] лежит на южном гребне с Тель-[[Адуллам]] за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на [[Иудейские горы]]. За ней на северо-востоке Тель-[[Ярмут]]. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам,  Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в [[Книга Йеhошуа бен Нуна|Книге Йеhошуа бен Нуна]] (Й|15:35).<ref name="FS"/> Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей.
+
-
[[File:Qeiyafa city wall1.jpg|250px|right|thumb|Аэрофотосъёмка]]
+
-
 
+
-
== История места и раскопок ==
+
-
Хирбет-Кияфа был обследован в 1860 году [[Герен, Виктор|Виктором Гереном]], который сообщили о наличии деревни на вершине холма. В 1875 году британские путешественники обнаружили лишь кучи камней. В 1932 году Димитрий Барамки сообщил об остатках преобразования сторожевой башни площадью 35 кв.м, связанной с Хирбет Кулейдия  (Хорват Колад) в 200 м к востоку.<ref name=dagan/> Место оставалось в забвении в XX веке и не упоминалось ведущими учеными.<ref name="Vol8Ar22"/> Йеhуда Даган проводиля более интенсивные исследования в 1990-х годов и документировал видимые остатки сооружений.<ref name=dagan/> Объект возбудил интерес к себе в 2005 году, когда Саар Ганор обнаружил впечатляющее сооружение железного века под развалинами.<ref name="Vol8Ar22"/>
+
-
 
+
-
Раскопки в Хирбет-Кияфа начались в 2007 году под руководством [[Гарфинкель, Йосеф|Йосефа Гарфинкеля]] из [[Еврейский университет в Иерусалиме|Еврейского университета]] и [[Ганор, Саар|Саара Ганора]] из [[Управление древностей Израиля|Управления древностей Израиля]], и продолжились в 2008 году.<ref>{{cite web|url=http://qeiyafa.huji.ac.il/|title=Khirbet Qeiyafa Archaeological Project|publisher=Hebrew University of Jerusalem|accessdate=November 5, 2011}}</ref> Площадка почти в 600 кв.м города в слое железного века II была расчищена. На основе стилей керамики и двух сожженные оливковых пней, проверенных на углерод-14 в Оксфордском университете, Гарфинкель и Ганор датировали объект 1050-970 г. до н.э.,<ref name="Vol8Ar22">{{статья |автор = Yosef Garfinkel, Saar Ganor|заглавие = Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://www.arts.ualberta.ca/JHS/Articles/article_99.pdf|title=Khirbet Qeiyafa: Sha’arayim|язык = en|издание  = The Journal of Hebrew Scriptures|тип = pdf|год = 2008|том = |номер  = 8|страницы = |doi = |issn = 1203-1542}}</ref> однако [[Финкельштейн, Исраэль|Исраэль Финкельштейн]] считает, что датировка должна быть между 1050 и 915 г. до н.э.<ref>{{статья |автор = Israel Finkelstein, Eli Piasetzky|заглавие = Khirbet Qeiyafa: Absolute Chronology|ссылка = http://isfn.skytech.co.il/articles/Qeiyafa%20absolute%20chronology.pdf|title=Khirbet Qeiyafa: Sha’arayim|язык = en|издание  = Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University|тип = pdf|год = 2010|том = 37|номер = 1|страницы = 84–88|doi = 10.1179/033443510x12632070179621|issn = 1203-1542}}</ref>
+
-
 
+
-
Первые раскопки Ганора и Гарфинкеля проводились с 12 до 26 августа 2007 от имени Института археологии [[Еврейский университет в Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]]. В своем предварительном докладе на ежегодной конференции американской школы восточных исследований (ASOR) 15 ноября, они представили теорию, что объект был библейский [[Азек]]ом, который до этого связывали исключительно с [[Тель Закария]].<ref name=asor>{{cite web| url=http://web.archive.org/web/20080516071831/http://www.asor.org/AM/abstracts07(final).pdf | title=ASOR 2007 Conference abstracts| publisher= [[Boston University]]}}</ref> В 2008 году после открытия вторых ворот, они определили объект как библейский [[Шаараим]] («двое ворот» на иврите).<ref name="Vol8Ar22"/>
+
-
 
+
-
Первый период существования города закончился внезапным разрушением, на что указывают сотни керамических сосудов, каменной посуды и металлических предметов, оставленных на этажах жилых домов.
+
-
 
+
-
== Датировка ==
+
-
[[File:HaElaFortressDSCN2167.JPG|250px|thumb|Стены крепости Эла]]
+
-
Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, [[Управление древностей Израиля]] заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что [[Иудейское царство]] развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".<ref>http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989</ref>
+
-
 
+
-
Открытия в Хирбет-Кияфа являются существенными для споров о достоверности библейского  Единого царства в начале железного века II. В связи с отсутствием археологических находок, которые могли бы подтвердить утверждения о существовании великолепного библейские царства, различные ученые выдвинули мнение, что царство было не более чем небольшой племенной организацией. Гарфинкель сказал в 2010 году, что дискуссия не может "быть завершена раскопками Хирбет-Кияфа", но он считает, что "уже сейчас ясно, однако,  то, что Иудейское царство существовало уже в качестве централизованной государства в десятом веке до нашей эры".<ref name=ct>[http://www.christianitytoday.com/ct/2010/januaryweb-only/13-11.0.html "Archaeology: What an Ancient Hebrew Note Might Mean"], Govier, Gordon, ''Christianity Today'' 1/18/2010</ref><ref name=keys/><ref name=minimal>{{статья |автор = Yosef Garfinkel|заглавие = The Birth & Death of Biblical Minimalism|ссылка = |язык = en|издание = Biblical Archaeology Review|тип = |год = 2011|том = 37|номер = 3|страницы = |doi = |issn = }}</ref>
+
-
 
+
-
== Определение ==
+
-
В 2010 году [[Галиль, Гершон|Гершон Галиль]] из [[Хайфский университет|Хайфского университета]] определил Хирбет-Кияфа как "Нетаим" из 1-й книги Шмуэля (Шм. 1|4:23), благодаря её близости к Хирбет Джудрайяте (библейская [[Гедера]]). Жители обоих городов, как утверждается, были "гончарами" и "на службе у царя" - описание, которое согласуется с археологическими находками на этом объекте.<ref>{{cite web|url=http://newmedia-eng.haifa.ac.il/?p=2654 |title=Khirbet Qeiyafa identified as biblical "Neta’im" |publisher= [[University of Haifa]] |date=March 4, 2010 |accessdate=July 14, 2011}}</ref>
+
-
 
+
-
Йеhуда Даган из Управления древностей Израиля также не согласен с определением объекта как Шаараим. Даган считает, что древние [[филистимляне]] отступали там после своего поражения в битве в долине Эла (Шм. 1|17:52), что скорее отождествляет Шаараим с остатками Хирбет-эш-Шари. Даган предполагает, что Хирбет-Кияфа отождествляется с библейским [[Адифаим]] (Й|15:36).<ref name=dagan>{{статья |автор = Yehuda Dagan|заглавие = Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations|ссылка = http://img2.tapuz.co.il/forums/1_143131548.pdf|язык = en|издание = Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University|тип = pdf|год = 2009|том = 36|номер = 3|страницы = 68–81|doi = |issn = }}</ref>
+
-
 
+
-
Укрепления в Хирбет-Кияфа предшествовали построенным в тот же период [[Лахиш]]у, [[Беэр-Шева|Беэр-Шеве]], [[Тель Арад|Арад]]у и [[Тимна|Тимне]]. Все эти объекты содержали керамику раннего железного века II. Параллельная долина на севере, указанная в [[Книга Шмуэль 1|Книге Шмуэль 1]], проходит от филистимского города [[Экрон]] до Тель-[[Бейт-Шемеш]]. Городские ворота крепости Эла обращены на запад и имеют спуск к дороге, ведущей к морю, и поэтому названы "Гатские ворота" или "Морские ворота". Участок площадью 23 дунама (2.3 га) на объекте окружен казематами, стенами и фортификационными сооружениями.<ref name=keys>{{cite web|last=Shtull |first=Asaf |url=http://www.haaretz.com/weekend/magazine/the-keys-to-the-kingdom-1.360222 |title=The Keys to the Kingdom, Haaretz |publisher=[[Haaretz]] |date=21 July 1993 |accessdate=2011-07-14}}</ref> Верхний горизонт крепости показывает, что укрепления были возведены в эллинистический период.<ref name="FS"/>
+
-
 
+
-
Гарфинкель полагает, что Хирбет-Кияфа была иудейским городом с населением 500-600 человек во время правления [[Давид]]а и [[Соломон]]а.<ref name="Biblical David-NYT">{{cite news|url=http://www.nytimes.com/2008/10/30/world/middleeast/30david.html?partner=rssnyt&emc=rss|title=Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David|author=Ethan Bronner| date= 2008-10-29| publisher=New York Times|accessdate=2008-11-05}}</ref><ref name>{{cite news|url=http://www.haaretz.com/hasen/spages/1032929.html |title=Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? |agency=Associated Press |date=October 30, 2008 |newspaper=[[Haaretz]]|accessdate= November 5, 2011}}</ref><ref name=keys/> на основе керамики находится в Хирбет-Кияфа и [[Гат]]е, археологи считают, что эти объекты принадлежали двум разным этническим группам.
+
-
 
+
-
"По находкам до сих пор не установлено, кто были жители", говорит [[Майер, Арен|Арен Майер]], археолог из [[Университет Бар-Илан|университета Бар-Илан]], ведущий раскопки в [[Гат]]е. "Это может стать более ясным, если, например, будут найдены свидетельства о местном рационе питания. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне этого не делали. Характер керамических черепков, найденных на объекте, позволяет предположить, что жители могли быть не израильтянами и не филистимлянами, людьми из какого-то третьего, забытого народа".<ref>{{cite news|title=Israeli Archaeologists Find Ancient Text|agency=Associated Press|date=October 30, 2008|first=Matti|last=Friedman|newspaper=AOL news|url=http://web.archive.org/web/20081103152712/http://news.aol.com/article/israeli-archaeologists-find-ancient-text/233027?icid=100214839x1212506023x1200749390}}</ref>
+
-
 
+
-
Доказательства того, что город был не [[Филистимляне|филистимский]] приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок, который не был принят в [[Филистимляне|филистимских]] городах.<ref name=Draper/> Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не [[Филистимляне|филистимский]].<ref name=Draper/><ref>{{cite web|url=http://qeiyafa.huji.ac.il/Reports/ASOR_2010.pdf|title=Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations|first=Yosef|last=Garfinkel|accessdate=November 5, 2011|year=2010}}</ref> [[Надав Неэман]] из [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивского университета]], тем не менее, отждествляет его с филистимским [[Гат]]ом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из [[Бейт-Шемеш]]а, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с [[Экрон]]ом.<ref>{{статья |автор = Nadav Na'aman|заглавие = In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa|ссылка = http://ejournals.library.ualberta.ca/index.php/jhs/article/view/6219|язык = en|издание = The Journal of Hebrew Scriptures|тип = pdf|год = 2008|том = 36|номер = |страницы = |doi = |issn = 1203-1542}}</ref>
+
-
 
+
-
Следует предположить, что расшифровка в 2012 году древнееврейского текста на [[остракон]]е (см. ниже) закрыла эту дискуссию. Тот факт, что крепости начала X века до н.э. строились по единому образцу по всей [[Страна Израиля|Стране Израиля]] служит одним из доказательств существования в это время единого еврейского государства с центральной властью.<ref>[http://www.judaea.ru/hist_news/hist_arheology/najjdeny-drevnejjshie-nadpisi-na-ivrite/ JUDAEA.RU Найдены древнейшие надписи на иврите]</ref><ref>[http://qeiyafa.huji.ac.il/ Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме]</ref>
+
-
 
+
-
== Археологические находки ==
+
-
[[File:Jugs in Situ, Khirbet Qeiyafa -2.JPG|250px|thumb|Pottery in situ, 2009]]
+
-
Объект состоит из нижнего города площадью около 10 га и верхнего города площадью около 3 га, окруженного массивной оборонительной стеной от 2 до 4 м в высоту. Стены построены в том же порядке, что и стены [[Хацор]]а и [[Гезер]]а, образуя казематы (пару стен с камерой между ними).<ref name=Draper>{{cite web| url=http://ngm.nationalgeographic.com/2010/12/david-and-solomon/draper-text/1 | title= David and Solomon| first=Robert |last= Draper | publisher= National Geographic|month=December|year=2010| accessdate=2011-07-14}}</ref> В центре верхнего города большой прямоугольный корпус с просторными комнатами на южной стороне, эквивалентный аналогичным корпусам,  найденным в царских городах, таких как [[Самария (город)|самария]], [[Лахиш]] и [[Рамат Рахель]]. На южном склоне, за городом, есть скальные гробницы железного века.
+
-
 
+
-
Поселение имеет "характерную городскую планировку Иудейского царства, которая также известна по другим поселениям, например, [[Бейт-Шемеш]]у, [[Тель эн-Насбех]], [[Тель Бейт Mисрим]] и [[Беэр-Шева|Беэр-Шеве]]. Казематные стены были построена во всех этих местах и городских домах, которые использовали находящиеся рядом казематы, как ещё одну жилую комнату. Эта модель не известно ни в одном из городов [[Ханаанеи|Ханаана]], филистимлян или [[Израильское царство|Израильского царства]]".<ref name="Hadashot_archeologiot">[http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989 Hadashot archeologiot]</ref>
+
-
 
+
-
Город массивно укреплён, "включая использование камней весом до восьми тонн каждый".<ref name="Hadashot_archeologiot"/>
+
-
 
+
-
"500 изготовленных кувшинов, несущих один и тот же отпечаток пальца, а иногда две или три, были найдены там. Маркировка гончарных изделий рукой характерна для Иудейского царства и, кажется, эта практика уже началась в начале Железного века IIA".<ref name="Hadashot_archeologiot"/>
+
-
 
+
-
Площадка "А" размером 5х5 метров состоит из двух основных слоев: эллинистического периодасверху, и периода железного века-II ниже. Площадка "B" состоит из четырех квадратов, примерно 2,5 метра от дневной поверхности, и также состоит из слоев эллинистического и железного века.<ref name=iaa/> Поиски на поверхности также принесли черепки из эпохи ранней и средней бронзы, а также из персидского, римского, византийского, раннего исламского, мамелюкского и оттоманского периодов.<ref name=dagan/>
+
-
 
+
-
Эллинистическая (верхняя) часть стены была построена из небольших камней поверх нижней части - стены железного века-II, состоящей из больших валунов, казематной конструкции. Часть структуры, определенной как городские ворота, была раскопана, и некоторые из камней на стыке стены с этими воротами весят приблизительно от 3 до 5 тонн.<ref name=iaa>{{cite web|url=http://www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?sec_id=17&sub_subj_id=491&id=1332#as|title=Horvat Qeiyafa: The Fortification of the Border of the Kingdom of Judah|first1=Yossi|last1=Garfinkel|first2=Sa’ar|last2=Ganor|publisher=Israel Antiquities Authority|accessdate=November 5, 2011}}</ref> Нижняя фаза была построена из особо крупных камней, 1-3 метров в длину, а самый тяжелый из них весит 3-5 тонны. Поверх этих камней тонкая стенка, около 1.5 метра толщиной из валунов малого и среднего размера. Эти два яруса укрепления поднялись на высоту 2-3 метров и протянулись на большое расстояние, что свидетельствует о больших усилий, которые были вложены в укрепление места.<ref name=iaa/>
+
-
 
+
-
== Надпись из Хирбет-Кияфа ==
+
-
[[File:Khirbet Qeiyafa Ostracon.jpg|250px|thumb|Изображение остракона, сделанное художником]]
+
-
 
+
-
[[Остракон]] размером 15х16.5 см, трапециевидной формы - керамический черепок с пятью строками текста,<ref name=UHpress>{{cite web|title=Most ancient Hebrew biblical inscription deciphered|publisher=University of Haifa|date=January 10, 2010|accessdate=November 5, 2011|url=http://newmedia-eng.haifa.ac.il/?p=2043}}</ref> был обнаружен во время раскопок на площадке в 2008 году.<ref name=UHpress/> Его нашёл 15-летний подросток-доброволец возле ступенек развалин дома.<ref>[http://www.judaea.ru/hist_news/hist_arheology/najjdeny-drevnejjshie-nadpisi-na-ivrite/ JUDAEA.RU Найдены древнейшие надписи на иврите]</ref>
+
-
 
+
-
Хотя надписи на остраконе плохо сохранились и их трудно читать, Эмиль Пюэш из Французской школы библейской и другой археологии предположил, что написано следующее:
+
-
 
+
-
# Не угнетай, и служи Богу ... ограбил его / ее
+
-
# Судьи и плакавшая вдова; он имел силу
+
-
# за пришельца и ребенка, он уничтожил их вместе
+
-
# Мужчины и вожди/командиры учредили царя
+
-
# Он отметил 60 [?] слуг среди общин / поселений / поколений [?]
+
-
 
+
-
и понимает остракон как написанную на месте копию сообщения из столицы, информировавшего местное должностное лицо о восхождения [[Саул]]а на трон.<ref>[http://www.bib-arch.org/bar/article.asp?PubID=BSBA&Volume=38&Issue=03&ArticleID=04&Page=0&UserID=0& Ancient Inscription Refers to Birth of Israelite Monarchy By Gerard Leval]</ref>
+
-
 
+
-
[[Галиль, Гершон|Гершон Галиль]] из [[Хайфский университет|Хайфского университета]] предложил следующий перевод:
+
-
 
+
-
# Вы не будете делать [это], но поклоняйтесь (богу) ["Эль"]
+
-
# Судья ра[ба] и вдо[вы] / Судья orph[an] [?]
+
-
# [и] пришелец. [Р] EAD для ребенка / выступаем за Ро [или и]
+
-
# вдова. Восстанови [бедного] руками царя
+
-
# Защити бед[няка и] раба / [поддер]жи пришельца.<ref name=UHpress/>
+
-
10 января 2010 года [[Хайфский университет]] выпустил пресс-релиз о том, что текст представляет собой социальное заявление, касающееся рабов, вдов и сирот. В соответствии с документом: "Он использует глаголы, которые были характерны для [[иврит]]а, такие как` "аса" («сделал») и "авад" («работал»), которые редко используются в других языках региона. Определенные слова, которые появляются в тексте, такие как "альмана" («вдова») являются специфическими для [[иврит]]а и пишутся по-другому в других местных языках.
+
-
 
+
-
Сам контекст также незнаком всем культурам региона, кроме еврейского общества: данная надпись обеспечивает социальные элементы, аналогичные тем, которые содержатся в библейских пророчествах и сильно отличные от пророчеств, написанных другими культурами, постулирующих прославление богов и заботу о своих физических потребностях».<ref name=UHpress/><ref name=ostracon2>{{cite web|url=http://qeiyafa.huji.ac.il/ostracon2.asp|title=Qeiyafa Ostracon Chronicle|accessdate=November 5, 2011|publisher=Khirbet Qeiyafa Archaeological Project}}</ref>
+
-
 
+
-
Другие прочтения возможны, и официальный отчет о раскопках представляет множество возможных реконструкций букв, не пытаясь переводить.<ref name=Misgav>{{книга|автор  = Misgav, Haggai; Garfinkel, Yosef; Ganor, Saar|часть = The Ostracon|заглавие = Хирбет-Кияфа, том 1: отчёт о раскопках 2007–2008|оригинал = Khirbet Qeiyafa, Vol. 1: Excavation Report 2007–2008 |ссылка = |ответственный = |издание = |место = Jerusalem|издательство  = Garfinkel, Yosef and Ganor, Saar|год = 2009|том = 1|pages = 243–257|allpages = |серия = |isbn = 978-965-221-077-7|тираж = }} Помещено в
+
-
{{статья|автор= Christopher Rollston |заглавие= The Khirbet Qeiyafa Ostracon: Methodological Musings and Caveats|ссылка= http://ecs.academia.edu/ChristopherRollston/Papers/595456/The_Khirbet_Qeiyafa_Ostracon_Methodological_Musings_and_Caveats|язык= |издание= Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University|тип= |год=2011 |том= 38|номер= 1|страницы= 67–82|doi= 10.1179/033443511x12931017059387|issn=}}</ref> 
+
-
 
+
-
Надпись написана слева направо шрифтом, который, вероятно, [[Финикийский язык|ранний алфавит /прото финикийский]],<ref name=Misgav/><ref name=Rollston>{{статья|автор= Christopher Rollston|заглавие= The Khirbet Qeiyafa Ostracon: Methodological Musings and Caveats|ссылка= http://ecs.academia.edu/ChristopherRollston/Papers/595456/The_Khirbet_Qeiyafa_Ostracon_Methodological_Musings_and_Caveats|язык= |издание= Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University|тип= |год= 2011|том= 38|номер=1 |страницы= 67–82|doi= 10.1179/033443511x12931017059387|issn=}}</ref> хотя Роллстон и Демский считают, что она может быть написана по вертикали.<ref name=Rollston/>
+
-
 
+
-
Раннее алфавитное письмо отличается от старого [[иврит]]ского шрифта и его ближайших предков.<ref name=Rollston/> Роллстон также оспаривает утверждение, что язык надписи - иврит, утверждая, что слова, которые будто бы свидетельствуют об иврите, или появляются в других языках, или их на самом деле нет в надписи.<ref name=Rollston/>
+
-
 
+
-
Миллард считает, что язык надписи - [[иврит]], [[Хананеи|ханаанский]], [[Финикийский язык|финикийский]] или [[Моавитский язык|моавитский]] и, скорее всего, надпись состоит из списка имен написанного кем-то, не привыкшим к письму.<ref>{{статья|автор= Alan Millard|заглавие= The ostracon from the days of David found at Khirbet Qeiyafa |ссылка= |язык= |издание= Tyndale Bulletin|тип= |год= |том= 62|номер= 1|страницы= 1–14|doi= |issn=}}</ref> 
+
-
 
+
-
Археолог из [[Еврейский университет в Иерусалиме|Еврейского университета]] [[Мазар, Амихай|Амихай Мазар]] сказал, что надпись была очень важна, так как она является самым длинным прото-ханаанским текстом из когда-либо найденных.<ref>{{cite web|url=http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/7700037.stm|title='Oldest Hebrew script' is found|date=October 30, 2008|accessdate=November 5, 2011|publisher=BBC News}}</ref>
+
-
 
+
-
В 2010 году [[остракон]] был выставлен в галерее железного века в [[Музей Израиля|Музее Израиля]] в [[Иерусалим]]е.<ref name=ostracon2/>
+
-
 
+
-
== Открытия 2012 года ==
+
-
В мае 2012 года [[Гарфинкель, Йосеф|Йосеф Гарфинкель]] доложил о новых находках и продвижении исследований на объекте.
+
-
 
+
-
Были опубликованы сообщения о находке в Хирбет-Кияфа двух ящиков: каменного (около 35 см в длину) и глиняного (около 20 см). По мнению Гарфинкеля, эти находки являются миниатюрным изображением [[Ковчег завета|Ковчега Завета]].
+
-
 
+
-
Были раскопаны три большие комнаты, служившие святилищами, которые по архитектурным элементам и находкам соответствуют [[ТАНАХ|библейскому]] описанию культа в эпоху [[Давид (царь)|царя Давида]].
+
-
 
+
-
Находки носят сенсационный характер, так как никогда еще ученые на обнаруживали святилища столь раннего периода [[Израильское царство|Израильского царства]]. Судя по датировкам, святилища функционировали за 30-40 лет до строительства [[Храм Соломона|Храма Соломона]] в [[Иерусалим]]е, что является первым физическим свидетельством культа времен [[Давид (царь)|царя Давида]].
+
-
 
+
-
Отсутствие культовых изображений людей и животных в этих трех святилищах показывает, что люди, населявшие крепость, исповедовали культы, отличные от [[ханаан]]ских и [[Филистимляне|филистимлянских]].<ref>[http://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-artifacts/artifacts-and-the-bible/breaking-news—evidence-of-cultic-activity-in-judah-discovered-at-khirbet-qeiyafa/ Breaking News—Evidence of Cultic Activity in Judah Discovered at Khirbet Qeiyafa]</ref><ref>[http://www.zman.com/news/2012/05/11/126313-print.html Археологи рассказали о сенсационных находках эпохи Саула и Давида в Хирбет Кейафа]</ref>
+
-
 
+
-
Гарфинкель утверждает, что результаты раскопок подтверждают историчность [[ТАНАХ|библейской]] традиции.<ref>[http://sibcatholic.ru/2012/05/12/izrailskie-uchenye-obnaruzhili-dva-kovchega-vremen-carya-davida/ Израильские ученые обнаружили два ковчега времен царя Давида]</ref>
+
-
 
+
-
Находки, обнаруженные в Хирбет Кияфе, также свидетельствуют о появлении во времена царя Давида сложного архитектурного стиля. Такие конструкции типичны для царских покоев, что говорит о наличии сформированного государства, элиты, иерархической структуры общества. Данные находки подкрепляют исторические сведения, приведенные в Библии.
+
-
 
+
-
«Мы не находили крепостей этого периода даже в Иерусалиме. Таким образом, подтверждается несостоятельность различных предположений, полностью отрицающих достоверность Библии в отношении царя Давида и утверждающих, что он был мифологической фигурой или просто главой небольшого племени», говорит профессор Гарфинкель.<ref>[http://www.infoplus.co.il/place_of_interest_in_israel/экскурсии-в-израиле-на-раскопках-в-дол/geo/north/ Экскурсии в Израиле: на раскопках в долине Эла (район Иудейских гор) обнаружены уникальные исторические предметы]</ref>
+
-
 
+
-
В июне 2012 года опубликована расшифровка надписи с [[остракон]]а. Она оказалась написана на иврите, как и предполагалось сначала. Надпись расшифрована немецким [[Семитология|семитологом]] Рейнхардом Ахенбахом. Результаты опубликованы в журнале "Semitica". По мнению профессора Ахенбаха, там написано: "Дайте права рабам и вдовам. Дайте права детям-сиротам и иностранцам. Защитите права бедняков и малолетних".<ref>[http://www.newsru.co.il/world/06jun2012/heb502.html Немецкие ученые расшифровали самую древнюю надпись на иврите] со ссылкой на [http://semitica.fr/semitica-54/ Reinhard Achenbach. The Protection of Personae miserae in Ancient Israelite Law and Wisdom and in the Ostracon from Khirbet Qeiyafa. Semitica 54 p. 93-125.]</ref>
+
-
 
+
-
На место раскопок организуются экскурсии. Ответственный за организацию - Идо Гарфинкель (тел. 972-54-7323488, е-мэйл Idogarfinkel@hotmail.com).<ref>[http://qeiyafa.huji.ac.il/ Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме]</ref>
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Библейская археология]]
+
-
* [[Библейский минимализм]]
+
-
* [[Археология]]
+
-
* [[Хирба]]
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
{{Commonscat|Khirbet Qeiyafa}}
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Khirbet_Qeiyafa Статья "Khirbet Qeiyafa" в английском разделе Википедии]
+
-
* [http://www.bib-arch.org/bar/article.asp?PubID=BSBA&Volume=38&Issue=03&ArticleID=04&Page=0&UserID=0& Ancient Inscription Refers to Birth of Israelite Monarchy By Gerard Leval]
+
-
* [http://www.archaeological.org/webinfo.php?page=10037&entrynumber=1823 AFOB (Archaeological Fieldwork Opportunities Bulletin) Online Listing for Khirbet Qeiyafa]
+
-
* [http://qeiyafa.huji.ac.il/ Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме]
+
-
* [http://www.zman.com/news/2012/05/11/126313-print.html Археологи рассказали о сенсационных находках эпохи Саула и Давида в Хирбет Кейафа]
+
-
* [http://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-artifacts/artifacts-and-the-bible/breaking-news—evidence-of-cultic-activity-in-judah-discovered-at-khirbet-qeiyafa/ Breaking News—Evidence of Cultic Activity in Judah Discovered at Khirbet Qeiyafa]
+
-
* [http://www.newsru.co.il/world/06jun2012/heb502.html Немецкие ученые расшифровали самую древнюю надпись на иврите]
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{Reflist|2}}
+
-
 
+
-
[[Category:Библейские места]]
+
-
[[Category:Университеты Израиля]]
+
-
[[Category:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:Археология в Израиле]]
+

Текущая версия на 01:27, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Хирбет-Кияфа
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация