Религиозный сионизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 20: Строка 20:
[[Файл:IDF soldier put on tefillin.jpg|thumb|200px|right]]
[[Файл:IDF soldier put on tefillin.jpg|thumb|200px|right]]
-
Во второй половине [[XX век]]а главные идеологи движения р. [[Кук, Цви Иехуда|Цви-Иехуда Кук]] ([[Израиль]]) и р. [[Соловейчик, Йосеф Дов|Йосеф-Дов Соловейчик]] ([[США]])<ref>«The Rav. The world of Rabbi Jоseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies. Vol. 1, p. 53.: «Начиная с [[1946 год]]а Рав был почётным президентом организации [[:en:Religious Zionists of America]](бывшее Мизрахи). На [[День независимости Израиля]] в [[1956 год]]у Рав произнёс главную речь на митинге в [[Иешива-университет|Иешиве-университете]]. Позднее она была опубликована под названием „Голос друга моего зовет“. Книга приобрела известность '''как важнейший сионистский документ''' после [[Катастрофа европейского еврейства|катастрофы европейского еврейства]].» </ref><ref>[http://www.rza.org/leadership.htm Указан почетным президентом на сайте Религиозных сионистов Америки]</ref><ref>Там же, p. 54.: «На ежегодной конференции Мизрахи-Апоэль Амизрахи в середине 50-х годов Рав объяснил, почему он оставил идеологию Агудат Исраэль и принял идеологию Мизрахи. Позже это появилось в печати под названием And Joseph dreamt a dream. Там он сравнил Мизрахи с [[Иосиф]]ом, а Агуду — с его братьями…» </ref>
+
Во второй половине [[XX век]]а главные идеологи движения р. [[Кук, Цви Иехуда|Цви-Иехуда Кук]] ([[Израиль]]) и р. [[Соловейчик, Йосеф Дов|Йосеф-Дов Соловейчик]] ([[США]])<ref>«The Rav. The world of Rabbi Jоseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies. Vol. 1, p. 53.: «Начиная с [[1946 год]]а Рав был почётным президентом организации [[:en:Religious Zionists of America]](бывшее Мизрахи). На [[День независимости Израиля]] в [[1956 год]]у Рав произнёс главную речь на митинге в [[Иешива-университет|Иешиве-университете]]. Позднее она была опубликована под названием „Голос друга моего зовет“. Книга приобрела известность '''как важнейший сионистский документ''' после [[Катастрофа европейского еврейства|катастрофы европейского еврейства]].» р. Соловейчик также [http://www.rza.org/leadership.htm указан почетным президентом на сайте Религиозных сионистов Америки]. «На ежегодной конференции Мизрахи-Апоэль Амизрахи в середине 50-х годов Рав объяснил, почему он оставил идеологию Агудат Исраэль и принял идеологию Мизрахи. Позже это появилось в печати под названием And Joseph dreamt a dream. Там он сравнил Мизрахи с [[Иосиф]]ом, а Агуду — с его братьями…» (Там же, p. 54)</ref>
== Формирование ==
== Формирование ==
-
Изначально идеи, на которых был впоследствии построен религиозный сионизм, высказывались [[Виленский Гаон|Виленским Гаоном]] (см. [["Коль hа-Тор" (книга)]]).
+
Идеи религиозного сионизма изначально высказывались [[Виленский Гаон|Виленским Гаоном]] (см. [["Коль hа-Тор" (книга)|"Коль hа-Тор"]]).  
-
В дальнейшем идеи религиозного сионизма высказывали и разрабатывали р.[[Калишер, Цви Гирш]], р.[[Гутмахер, Элияhу]], р.[[Алкалай, Иеhуда]].  
+
В дальнейшем эти идеи высказывали и разрабатывали р.[[Калишер, Цви Гирш]], р.[[Гутмахер, Элияhу]], р.[[Алкалай, Иеhуда]].  
Сионистское движение [[Ховевей Цион]] и далее сионистское движение Герцля поддержали также такие выдающиеся раввины как р.[[Берлин, Нафтали Цви Иеhуда (Нецив из Воложина)|Нафтали Цви Иеhуда Берлин(Нецив из Воложина)]], р.[[Могилевер, Шмуэль|Шмуэль Могилевер]], р. [[Элиасберг, Мордехай|М. Элиасберг]],р. [[Шмелькиш, Ицхак Иеhуда|Ицхак Иеhуда Шмелькиш]],  р. [[Райнес, Ицхак Яаков|Ицхак Яаков Райнес]], раввины более "старшего" поколения р. [[Шломо hа-Коhен]] и р. [[Бецалель hа-Коhен]].
Сионистское движение [[Ховевей Цион]] и далее сионистское движение Герцля поддержали также такие выдающиеся раввины как р.[[Берлин, Нафтали Цви Иеhуда (Нецив из Воложина)|Нафтали Цви Иеhуда Берлин(Нецив из Воложина)]], р.[[Могилевер, Шмуэль|Шмуэль Могилевер]], р. [[Элиасберг, Мордехай|М. Элиасберг]],р. [[Шмелькиш, Ицхак Иеhуда|Ицхак Иеhуда Шмелькиш]],  р. [[Райнес, Ицхак Яаков|Ицхак Яаков Райнес]], раввины более "старшего" поколения р. [[Шломо hа-Коhен]] и р. [[Бецалель hа-Коhен]].
Строка 97: Строка 97:
* [http://www.orzion.org Движение «Ор Цион»: В основе идеологии движения лежит философия религиозного сионизма]
* [http://www.orzion.org Движение «Ор Цион»: В основе идеологии движения лежит философия религиозного сионизма]
* [[Моти Карпель]] [http://zionet.co.il/manhigut/russian/articles-r/karpelbook_r.html Книга «Закат идеологии классического сионизма и появление альтернативы „эмуни“»]
* [[Моти Карпель]] [http://zionet.co.il/manhigut/russian/articles-r/karpelbook_r.html Книга «Закат идеологии классического сионизма и появление альтернативы „эмуни“»]
-
* http://www.edah.org {{ref-en}}
+
* http://www.edah.org  
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 118: Строка 118:
[[pl:Syjonizm religijny]]
[[pl:Syjonizm religijny]]
[[pt:Sionismo religioso]]
[[pt:Sionismo religioso]]
-
<ref></ref>
+
 
 +
 
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Текущая версия на 06:29, 20 июня 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Религиозный сионизм (ивр. ציונות דתית‎) — направление ортодоксальной модернизации в иудаизме. Впервые было сформулировано в 1860 года р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком.[1]

Файл:Abraham Isaac Kook 1924.jpg
Рав Кук в 1923 году

Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США)[2]

Содержание

Формирование

Идеи религиозного сионизма изначально высказывались Виленским Гаоном (см. "Коль hа-Тор").

В дальнейшем эти идеи высказывали и разрабатывали р.Калишер, Цви Гирш, р.Гутмахер, Элияhу, р.Алкалай, Иеhуда.

Сионистское движение Ховевей Цион и далее сионистское движение Герцля поддержали также такие выдающиеся раввины как р.Нафтали Цви Иеhуда Берлин(Нецив из Воложина), р.Шмуэль Могилевер, р. М. Элиасберг,р. Ицхак Иеhуда Шмелькиш, р. Ицхак Яаков Райнес, раввины более "старшего" поколения р. Шломо hа-Коhен и р. Бецалель hа-Коhен.

Наиболее полное выражение концепции религиозного сионизма обрели в начале 20 в. в работах р. А.И. Кука

Состояние сегодня

Религиозный сионизм является крупнейшим движением в ортодоксальном иудаизме в Израиле, сочетающим полное следование ортодоксальным нормам и законам с модернизацией в области Государства Израиль, службой в армии, освоением Иудеи и Самарии, продвижением в области науки, культуры и т.д.

Внешним признаком сторонников религиозного сионизма является обычно "вязанная кипа", но многие религиозные сионисты ходят и в черной кипе, а некоторые (в основном раввины, если они занимают официальную должность) - в черной шляпе.

Согласно опросам, к движению религиозного сионизма принадлежат 12-15% еврейского населения Израиля, что составляет более половины всех израильсих ортодоксов. К этому направлению принадлежит около половины израильских (ортодоксальных) раввинов, а также сотни (ортодоксальных) иешив (главной и старейшей из которых является иерусалимская иешива "Мерказ hа-Рав", основанная в 1921 г.).

К религиозному сионизму относится израильская школьная система Государственно-религиозного образования, Университет Бар-Илан, молодежные движения Бней-Акива, Эзра и Ариэль.

Сторонники религиозного сионизма составляют основное ядро поселенческого движения в Иудее и Смарии. Несколько десятков населенных пунктов в Израиле (и большинство населенных пунктов в Иудее и Самарии) населены полностью (или почти полностью) сторонниками религиозного сионизма. В армии Израиля сегодня (2012 г.) около 30% офицерского состава принадлежат к этому движению.

К движению религиозного сионизма принадлежат многие лауреаты Государственной Премии Израиля (во всех областях), а также нобелеские лауреаты Ш.И.Агнон (литература) и И.Ауман (экономика).

Религиозные авторитеты

Религиозный сионизм не является однородной группой, среди него есть много различных направленй со своими лидерами.

Духовные лидеры религиозного сионизма формально не носят специальных титулов.

С 1921 г. (основание р.А.И.Куком Главного раввината) и до середины 1980-х гг. Главный раввинат Израиля считался галахическим авторитетом для религиозного сионизма. Начиная с середины 1980-х гг., ввиду начала активного вмешательства харедим в назначение Главных раввинов, религиозный сионизм перестал признавать в Главных раввинах своих авторитетов.

Таким образом,

Выдающимися раввинами религиозного сионизма в конце 20 в. явились также р.Нерия, Моше Цви, р.Беркович, Элиэзер, р.Броер, Мордехай, р.Ашкенази, Иеhуда Леон (Маниту), р. Аарон Лихтенштейн, р. Иеhуда Амиталь.

В религиозно-общественной жизни религиозно-сионистского общества важное влияние имеют р. Х. Друкман, и р. Ш. Элияhу р. Ш.Авинер, р. У.Шерки и др.

В Кнессете

Интересы религиозных сионистов представляют в Израиле Национально-религиозная партия МАФДАЛ и партия Ихуд Леуми.

Большое число религиозных сионистов голосует также за Ликуд.

В русскоязычной общине

В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация Маханаим во главе с р. Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским, а также образовательная сеть Мидраша Ционит, созданная в 2002 года в Киеве и ведущая еврейскую просветительскую деятельность в Израиле и странах СНГ.

Также в СНГ действуют молодёжные движения основанные на идеологии религиозного сионизма, такие как Бней Акива и Ор Цион. В России действует центр еврейского религиозного образования Тора ми-Цион при котором работает религиозно-сионистский коллель.



См. также

  • Бней Акива — молодёжное международное религиозное сионистское движение.
  • Движение «Ор Цион» — молодёжное сионистское движение, объединяющее религиозных и нерелигиозных людей, в основе идеологиии которого лежит философия религиозного сионизма.

Ссылки

Примечания

  1. П.Полонский «РАВ А. И.КУК- СОЗДАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИОЗНОГО СИОНИЗМА»
  2. «The Rav. The world of Rabbi Jоseph B. Soloveitchik.» By Aaron Rakeffet-Rothkoff. KTAV publishing house, 1999. Biography, bibliography, memoiries, historical studies. Vol. 1, p. 53.: «Начиная с 1946 года Рав был почётным президентом организации en:Religious Zionists of America(бывшее Мизрахи). На День независимости Израиля в 1956 году Рав произнёс главную речь на митинге в Иешиве-университете. Позднее она была опубликована под названием „Голос друга моего зовет“. Книга приобрела известность как важнейший сионистский документ после катастрофы европейского еврейства.» р. Соловейчик также указан почетным президентом на сайте Религиозных сионистов Америки. «На ежегодной конференции Мизрахи-Апоэль Амизрахи в середине 50-х годов Рав объяснил, почему он оставил идеологию Агудат Исраэль и принял идеологию Мизрахи. Позже это появилось в печати под названием And Joseph dreamt a dream. Там он сравнил Мизрахи с Иосифом, а Агуду — с его братьями…» (Там же, p. 54)

ar:الصهيونية الدينية

cs:Náboženský sionismuska:რელიგიური სიონიზმი nl:Religieus zionisme pl:Syjonizm religijny pt:Sionismo religioso


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках