- | '''Кастель, Моше Элазар''' (1909, Иерусалим, – 1991, там же), израильский живописец. В 1921–25 гг. учился в Школе искусств и ремесел [[Бецалель]], затем жил во Франции, посещал частную академию Жюлиана в [[Париж|Париже]], выезжал в США. В 1940 г. вернулся в Израиль, где выступал как последователь экспрессионистов Парижской школы, в частности [[Сутин, Хаим|Х. Сутина]]. Верный теме [[Иудаизм|иудаизма]] и Израиля, Кастель стремился выразить новыми цветопластическими средствами сущность традиции сефардской (см. [[Сефарды]]) общины, из которой происходил («Суббота в Цфате», 1940, Тель-Авивский музей). Свойственный его картинам нарочитый примитивизм, орнаментальность композиции и цветового построения приобретают характер восточной ковровости в абстрактных произведениях («Град Зохара и Каббалы», 1956), которые он пишет со второй половины 1940-х гг., когда вошел в группу Новые горизонты (последователи Ж. Руо и П. Пикассо). Кастель часто вводит в эти композиции еврейские буквы, которым придает символическое значение. Иногда он экспериментирует с неординарными для живописи материалами, например, применяет окрашенную смесь песка и цемента в картине «Красный пергамент» (1965, Израильский музей). Среди монументальных произведений Кастеля — панно «Слава Иерусалиму» и «Золотой свиток» (оба — 1970–71) во дворце президента Израиля (Иерусалим).
| + | |