м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Кениг, Лия]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Кениг, Лия''' (Kenig, Lea; родилась в 1933 г., Лодзь, Польша), израильская актриса.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Отец Кениг, Иосеф Штейн (1900–42), был актером «Вилнер трупе» (см. [[Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в независимой Польше]]), принадлежал к известному актерскому семейству; мать, выдающаяся актриса театра на идиш Дина Кениг (1907–64; [[Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в Румынии]]), играла в Польше, Румынии, Советском Союзе.
| + | |
- | | + | |
- | Вторая мировая война застала Кениг в Румынии, где ее мать была на гастролях, и в Польшу семья больше не вернулась.
| + | |
- | | + | |
- | В 1940 г. Кениг пошла в русскую школу в Черновицах, затем жила в [[Кишинёв|Кишиневе]], в эвакуации в Сибири, затем в Самарканде.
| + | |
- | | + | |
- | В 1945 г. Кениг переехала в [[Бухарест]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1950 г. она познакомилась с поэтом, актером, режиссером Ц. Штолпером (1924–98), за которого вышла замуж.
| + | |
- | | + | |
- | В 1951 г. начала учиться в театральной студии при Бухарестском еврейском государственном театре.
| + | |
- | === Начало творческого пути ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1952 г. дебютировала в пьесе К. Симонова «Чужая тень». Сыграла [[Франк, Анна|Анну Франк]] в одноименной пьесе. Кениг играла роль Катерины в «Грозе» А. Островского, Хаси в «Сиротке Хасе» [[Гордин Яаков|Я. Гордина]], Хавы в «Тевье-молочнике» по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]], Туанетты в «Мнимом больном» Ж. Б. Мольера, выступала в музыкальных спектаклях на румынском языке и идиш.
| + | |
- | === Многогранность творчества ===
| + | |
- |
| + | |
- | В 1961 г. Кениг переехала в Израиль. После пятимесячного курса иврита Кениг встретилась с [[Финкель Шимон|Ш. Финкелем]], который был руководителем театра [[«Хабима»]]. Он принял Кениг в театр и поручил ей роль Эвы в пьесе Б. Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1962), а затем роль Хавы в пьесе [[Мегед, Ахарон|А. Мегеда]] «Брешит» («С самого начала»). Успех был необычайным.
| + | |
- | | + | |
- | В 1963 г. Кениг выступила в роли Стеллы в пьесе П. Устинова «Конец пробега». В 1963–65 гг. Кениг играла в пьесах на идиш, которые писал, переводил с английского и ставил Ц. Штолпер.
| + | |
- | | + | |
- | Кениг продолжала играть на идиш в Израиле и за рубежом: после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] она отправилась на гастроли в Аргентину и другие страны Южной Америки, в США и Канаду.
| + | |
- | | + | |
- | Критики писали, что Кениг — признанная королева театра на идиш. Кениг и Штолпера приглашали со спектаклями на идиш в Австралию, Мексику, Бельгию, Германию, на фестиваль в Манчестер. Композиция Ц. Штолпера «Фун алтн штетл биз ди найе хейм» («От старинного местечка — до новой родины»), в которой выступала Кениг, пользовалась неизменным успехом в Израиле и за его пределами. Кениг играла в спектакле «А пор фун Гот» («Божественная пара»), который рассказывал о любви и взаимопонимании в супружеской жизни.
| + | |
- | | + | |
- | В 1992 г. Кениг выступила на иврите в моноспектакле «Кохавим лело шамаим» («Звезды без неба») по произведениям Шалом Алейхема, [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]], [[Мангер, Ицик|И. Мангера]] и др.
| + | |
- | | + | |
- | Кениг сыграла много десятков ролей мирового и еврейского классического репертуара, пьесы современных израильских и зарубежных авторов, оригинально трактуя образы своих героинь. Таковы ее Мамаша Кураж в пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (1975), Гертруда в «Гамлете» (1983) У. Шекспира, Раневская (1988) в «Вишневом саде» [[Чехов, Антон Павлович|А. Чехова]], Старуха (1970) в «Стульях» [[Ионеско, Эжен|Э. Ионеско]], Цирл в «Сипур пашут» («Простая история», 1979) [[Агнон, Шмуэль Иосеф|Ш. И. Агнона]], Филумена (1981) в «Филумене Мартурано» Э. Де Филиппо, Левива в «Млехет hа-хаим» («Искусство жизни», 1987) [[Левин, Ханох|Х. Левина]].
| + | |
- | | + | |
- | Кениг сыграла несколько удачных ролей в пьесах американских еврейских драматургов [[Саймон, Нил|Н. Саймона]] и [[Аллен, Вуди|В. Аллена]].
| + | |
- | | + | |
- | Героини Кениг — женщины властные, сильные; она умеет сочетать комизм с драматической силой.
| + | |
- | | + | |
- | Кениг играет и второстепенные роли. Так, в «Миреле Эфрос» (1987) Я. Гордина Кениг попеременно играет и заглавную, и эпизодическую роли. В «Закате» [[Бабель, Исаак Эммануилович|И. Бабеля]] (1986, постановка Ю. Любимова) Кениг также сыграла небольшую роль, но публика ее заметила.
| + | |
- | | + | |
- | В 1990 г. во время гастролей «Хабимы» в Москве Кениг имела большой успех. На встречах с еврейской и российской общественностью Москвы Кениг читала по-русски русскую классическую поэзию. Особое место в творчестве Кениг занимают пьесы [[МиттEльпункт Гилель|Х. Миттельпункта]]. Спектакль «Монолог» (1999) Кениг посвятила памяти Ц. Штолпера. В 2000 г. Кениг сыграла старую оперную певицу в пьесе Р. Харвуда «Квартет».
| + | |
- | | + | |
- | === Признание ===
| + | |
- | | + | |
- | Кениг удостоена многих званий и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она стала лауреатом [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]], в 1999 г. — Израильского союза актеров.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12052|КЕНИГ Лия}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Театр. Эстрада. Кино]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Актёры по алфавиту]]
| + | |