|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Клятва - трактовка в еврейской традиции]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Клятва''' (שְׁבוּעָה, швуа; означает также `присяга`).
| + | |
- | === Сущность клятвы ===
| + | |
- | | + | |
- | В культовых, нравственно-этических и правовых установлениях [[Иудаизм|иудаизма]] служит скреплению союза, обета, обязательства, принятого на себя, возложенного на другого, на группу лиц или общество в целом.
| + | |
- | | + | |
- | Произносится в знак отрицания своей вины, поддержки какого-либо утверждения и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Библия|Библии]], как правило, произнесение клятвы сопровождается призванием Бога в свидетели или выражением готовности принять Его кару в случае нарушения клятвы. (I Сам. 20:12; II Сам. 3:35 и в других местах).
| + | |
- | | + | |
- | Чаще всего клятва сводится к формуле «жив Господь» (например, Суд. 8:19; I Сам. 14:39), но порой клялись и жизнью царя или лица, которому давали клятву. (Быт. 42:15; I Сам. 1:26).
| + | |
- | === Святость клятвы ===
| + | |
- | | + | |
- | Святость клятвы отражена в утверждении, что ложно поклявшийся именем Бога бесчестит его (Лев. 19:12), а также в представлении, что даже Бог скрепляет Свои обещания клятвой (Быт. 22:16; Иер. 44:26; Ам. 6:8 и в других местах).
| + | |
- | === Клятва - проклятие ===
| + | |
- | | + | |
- | Особой суровостью отличается клятва-[[Проклятие|проклятие]] (швуат hа-ала), то есть заклятие, грозящее карой нарушителю обета или заведомо ложно поклявшемуся (Быт. 26:28,29; Чис. 5:21).
| + | |
- | | + | |
- | Силу клятвы такого рода приобретает условное проклятие, скрепленное «амен», произносимым заклинаемым, например, в заклятии [[Кохен|коhеном]] замужней женщины, заподозренной в прелюбодеянии (Чис. 5:12–22), или [[Нехемия|Нехемией]] — всего народа за возможное отступничество от взятых на себя обязательств (Нех. 5:13).
| + | |
- | | + | |
- | Порою в клятве упоминается только ее объект, а угроза проклятия за невыполнение лишь подразумевается (например, I Сам. 30:15).
| + | |
- | === Клятва в судопроизводстве ===
| + | |
- |
| + | |
- | Согласно библейскому законодательству суд признавал клятву одной из форм доказательства. Так, в некоторых видах имущественных тяжб суд при отсутствии свидетелей со стороны истца освобождал ответчика от иска на основании его клятвы (Исх. 22:7, 10); следовательно, отказ от произнесения клятвы был равносилен проигрышу в тяжбе.
| + | |
- | | + | |
- | Ответчик, изобличенный в даче ложной клятвы, должен был заплатить истцу сверх стоимости ущерба еще 1/5 ее, а также совершить искупительное [[Жертвоприношение|жертвоприношение]] (Лев. 5:21–26).
| + | |
- | | + | |
- | Тяжущиеся стороны могли клятвой добиться вызова в суд свидетеля, который видел, слышал или знал что-либо по тяжбе.
| + | |
- | | + | |
- | Уклонение свидетеля от показаний считалось грехом (Лев. 5:1), который тоже должен быть искуплен жертвоприношением (Лев. 5:6–13).
| + | |
- | | + | |
- | Так же искупалось нарушение клятвы, скреплявшей обет совершить что-либо, воздержаться от какого-либо поступка, и зарок ради «угнетения плоти».
| + | |
- | | + | |
- | Такую клятву, данную зависимой от отца или мужа женщиной, они имели право отменить в день, когда им это стало известно (Чис. 30:4–16).
| + | |
- | === Подсудность клятвопреступника ===
| + | |
- | | + | |
- | Подсудность Богу клятвопреступника или давшего Его именем ложную клятву вытекает из стиха в [[Десять Заповедей|Десяти заповедях]]: «...не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе» (Исх. 20:7; Втор. 5:11).
| + | |
- | | + | |
- | Примерами суровой кары за нарушение клятвы и заклятия могут служить трехлетний голод, поразивший при [[Давид|Давиде]] Землю Израиля за истребление [[Саул|Саулом]] жителей Гивона, которым предводители израильтян при завоевании [[Ханаан|Ханаана]] поклялись сохранить жизнь (ИбН. 9:15; II Сам. 21:1), и смерть сыновей Хиэля, отстроившего [[Иерихон]] вопреки заклятию [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуна]] (ИбН. 6:26; I Ц. 16:34).
| + | |
- | === Отношение к принесению клятвы ===
| + | |
- | | + | |
- | В Библии принесение клятвы не считается предосудительным: клянется сам Бог, Его именем так же предписано клясться, как и бояться Его, служить и быть верным Ему (Втор. 10:20). Клятва именем чужих божеств изобличает поклоняющихся им (ИбН. 23:7; Иер. 5:7). Лишь в изречении: «Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит молвить слово пред Богом» (Эккл. 5:1), — можно усмотреть предостережение от поспешной клятвы. Автор [[Бен-Сиры Премудрость|Бен-Сиры Премудрости]] порицает слишком частое произнесение клятвы (23:9–11), а [[Филон Александрийский]] рекомендует полностью избегать ее и наказанием за ложную клятву считает, прежде всего, муки совести («О Декалоге», 84, 87).
| + | |
- | | + | |
- | Проблемам клятвы и разработке связанных с ней предписаний отводится много места в трактатах Швуот и Недарим Вавилонского и Иерусалимского [[Талмуд|Талмуда]] и [[Тосефта|Тосефты]]. Считая, что своекорыстие не может быть сильнее, чем страх принесения ложной клятвы, и что подозреваемого в посягательстве на чужую собственность не следует подозревать также в способности ложно клясться (БМ. 56), законоучители в развитие принципа оправдывать ответчика по его клятве постановили следовать этому даже при наличии одного свидетеля обвинения (Шву. 40а).
| + | |
- | | + | |
- | Признавая часть иска, ответчик приносил клятву, что сверх того он ничего не должен истцу (БМ. 4а). Если ответчик отказывался поклясться или его клятва не достойна была доверия по [[Галаха|Галахе]] (уличен в принесении ложной клятве, заведомый лжец, профессиональный игрок и т. п.), истец, поклявшись, выигрывал дело (Шву. 7:4). Все эти постановления законоучители относили к разряду ми-де-орайта, то есть по силе равных предписаниям Торы.
| + | |
- | === Клятва свидетельствования ===
| + | |
- |
| + | |
- | Разъяснением библейского постановления об обязанности свидетельствовать (Лев. 5:1) являются установления [[Мишна|Мишны]] о так называемой клятве свидетельствования (швуат hа-эдут). Этим термином обозначены как обращенные заинтересованной стороной к знающему что-либо по делу заклинания выступить свидетелем, так и клятва последнего (перед призывающим его или перед судом) в том, что он ничего по делу не знает. Согласно Мишне, искуплением за заведомо ложную клятву с целью уклониться от показаний должно было служить жертвоприношение (Шву. 4:1 и 3).
| + | |
- | === Клятва истца ===
| + | |
- | | + | |
- | Клятва истца как доказательство его правоты была введена в период Мишны под названием швуа ми-диврей софрим (буквально `клятва по слову писцов`). К ней при отсутствии свидетелей суд прибегал в случаях, когда претензии истца внушали больше доверия, чем доводы ответчика, например, иск наемного работника в связи с оплатой его труда (Шву. 7:1), держателя заемного письма, признающего получение части долга (Тосеф., Шву. 6:5) и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | В развитие этой клятвы [[Амораи|амораи]] установили так называемую смещенную клятву (швуат хессет), то есть право истца, если он не может обосновать свои претензии, потребовать от суда взять клятву с ответчика, принесение которой аннулирует иск; если же ответчик отказывался от клятвы, ее приносил истец и выигрывал дело (Шву. 40б–41а; Майм. Яд., Хилхот тоэн ве-нитан 1:3, 6). В период [[Гаон|гаонов]] право «смещения клятвы» было предоставлено обеим сторонам. В средние века к этому решению гаонов часто прибегали в [[Бет-Дин|бет-динах]] Германии, Испании и стран Северной Африки.
| + | |
- | === Процедура произнесения клятвы ===
| + | |
- | | + | |
- | Произнесение клятвы судья предварял разъяснением ее святости и неотвратимости Божьей кары за ложную клятву.
| + | |
- | | + | |
- | Суд предостерегал также сторону, требующую клятвы, уговаривая отказаться от требования, если притязания не до конца основательны, чтоб не произносилось имя Бога всуе (Майм. Яд., Хилхот тоэн ве-нитан 1:11).
| + | |
- | | + | |
- | Поскольку в формулу клятвы входило имя Бога или один из его эпитетов (см. [[Бог. В Библии. Имена]]; [[Бог. Имена Бога]]), она произносилась стоя.
| + | |
- | | + | |
- | Клявшийся держал в руке свиток Торы. Лишь почитаемый [[Талмид-Хахам|талмид-хахам]] мог клясться сидя, с [[Тфиллин|тфиллин]] в руках.
| + | |
- | | + | |
- | Клятву могли зачитывать присягающему и судьи, и тогда он подтверждал ее словом «амен» (Майм. Яд., Хилхот швуот 11:8–12).
| + | |
- | | + | |
- | Галаха допускает произнесение клятвы на любом языке, понятном присягающему (Шву. 39а). [[Маймонид]] отверг попытку своих предшественников ввести обязательное произнесение клятвы на [[Иврит Язык|иврите]] (Майм., там же, 11:14).
| + | |
- | === Клятва, связанная с обетом или зароком ===
| + | |
- | Дальнейшую разработку в Галахе получила и клятва, связанная с [[Обеты|обетом]] или зароком.
| + | |
- | === Освобождение от клятвы ===
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее важным нововведением являлась возможность освободиться от клятвы с разрешения раввина (а при отсутствии раввина — трех членов общины), если принявший обет раскаивался в нем или не мог выполнить его из-за непредвиденных обстоятельств (Майм. Яд., Хилхот швуот 6:1).
| + | |
- | | + | |
- | Это освобождение от клятвы стало в средние века предметом споров между галахистами и, в частности, одной из главных причин отрицания [[Караимы|караимами]] Галахи [[Раббаниты|раббанитов]].
| + | |
- | | + | |
- | Предвидя опасение властей, что еврейские подданные смогут, пользуясь новым правилом, освобождаться от приносимых государству присяг, раввинистические авторитеты подчеркивали, что оно относится только к личным зарокам или обетам, принесенным Богу, но не к обязательствам перед обществом.
| + | |
- | === Клятва о даче правдивых показаний ===
| + | |
- | | + | |
- | Галаха не предусматривает подкрепления клятвой свидетельских показаний, исходя из соображения, что страх нарушить заповедь «не свидетельствуй ложно о ближнем твоем» (Исх. 20:13) сильней нечестных побуждений.
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, в 14 в. была установлена для свидетелей клятва о даче правдивых показаний. Широко применяемая вначале, она не стала обязательной, а применялась по усмотрению суда, поскольку более ранние авторитеты (Тос. к Кид. 43б) считали, что свидетель, которому нельзя доверять без присяги, не заслуживает доверия вообще.
| + | |
- | | + | |
- | Позднейшая Галаха, стремясь ограничить применение клятвы при имущественных тяжбах, предписывает судьям убеждать тяжущихся решить дело полюбовно или обратиться к третейскому разбирательству (Ш. Ар. ХМ. 12:2). Этой тенденции следуют и поныне раввинатские суды.
| + | |
- | ==== Присяга в светском суде в Эрец-Исраэль ====
| + | |
- | | + | |
- | В Эрец-Исраэль при турецкой власти приведение к присяге всех участников процесса в светском суде было обязательным.
| + | |
- | | + | |
- | При британском мандате допускались отказ от принесения присяги по религиозным или идейным мотивам и замена ее обещанием говорить правду, что, видимо, ускорило постепенное отмирание применения клятвы.
| + | |
- | === Законы Кнесета ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Кнесет|Кнесетом]] в 1980 г., окончательно заменил принесение присяги свидетелями предупреждением их о наказуемости ложных или неполных показаний по существу дела (семь лет тюремного заключения, а при обнаружении корыстных побуждений — девять лет; закон 1977 г.).
| + | |
- | | + | |
- | За судом сохраняется право в случаях, когда, по его мнению, это поможет раскрыть истину, приводить свидетеля к присяге (практически не используется).
| + | |
- | === Раввинские суды в Израиле ===
| + | |
- | | + | |
- | Раввинские суды в Израиле придерживаются давней галахической традиции предостерегать свидетелей от лжи и сокрытия известных им обстоятельств дела.
| + | |
- | === Судебнпя присяга при тяжбах с христианами ===
| + | |
- | | + | |
- | Особая форма судебной присяги для евреев (Juramentum more Judaico, `присяга по еврейскому обряду`) при тяжбах с христианами впервые, возможно, была введена [[Юстиниан I|Юстинианом I]] в 531 г.
| + | |
- | | + | |
- | Эта присяга, которой присягающий призывал на себя проклятия за ложные показания, в раннем средневековье произносилась на иврите, что как бы освящало ее и подчеркивало ее силу.
| + | |
- | | + | |
- | Позднее ее произносили и на других языках, в том числе и на [[Идиш Язык|идиш]]. Восходящая к концу 10 в. формула гласит: «Во имя Яхве, Господа предков наших, который сотворил небо и землю и провел нас через Чермное море в Землю обетованную, я присягаю, что не лгу. И если выяснится, что я солгал, да поразит меня проказа, как она поразила Гехази и Наамана, и да буду я проклят, как священник Эли, и да разверзнется земля и поглотит меня живым, как Датана и Авирама».
| + | |
- | | + | |
- | Позднее в текст присяги вводились еще более тяжкие виды проклятий и даже упоминалась вина евреев в распятии Иисуса.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые историки считают, что включение в еврейскую присягу особенно устрашающих выражений мотивировалось опасением властей, что [[Кол Нидре|Кол нидре]] освобождает евреев от приносимых ими клятв.
| + | |
- | | + | |
- | Обряды, сопровождавшие принесение еврейской присяги, долгое время носили характер явного издевательства. Так, в некоторых странах присягающий, имея на теле только набедренную повязку и власяницу, стоял в луже воды, держа в руках свиток Торы. В других местах евреи приносили присягу, стоя на шкуре свиньи или ягненка.
| + | |
- | | + | |
- | Активные выступления в печати представителей [[Виссеншафт Дес Юдентумс|Виссеншафт дес юдентумс]] ([[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]], [[Франкель, Захариас|З. Франкель]], [[Рапопорт, Шломо Иехуда Лейб|Ш. И. Л. Рапопорт]] и другие) против позорного обычая средневековой еврейской присяги и борьба представителей еврейской общественности за ее отмену ([[Кремьё, Изак Адольф|И. А. Кремье]] и другие) привели постепенно к замене ее во всех странах Европы (например, в Нидерландах — 1818 г., Франции — 1846 г., России — 1859 г., Пруссии — 1869 г. и только в Румынии — 1912 г.) формулой присяги именем Бога Израиля без унизительных заклятий и обрядов.
| + | |
- | === Присяга евреев-новобранцев ===
| + | |
- | | + | |
- | Формула присяги евреев-новобранцев установленные в различных странах при введении воинской повинности для евреев (например, в Австрии в 1787 г., в России в 1827 г.), включали клятву именем Бога Израиля и ряд подкрепляющих ее оговорок и не содержали слов, унижающих человеческое достоинство или религиозное чувство присягающих.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12123|КЛЯТВА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское право]]
| + | |