Каценельсон, Иеhуда Лейб Биньямин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Каценельсон, Иеhуда Лейб Биньямин]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Файл: 12025_L.jpg|thumb|250px|left|[[Каценельсон, Иехуда Лейб Биньямин]] И. Л. Б. Каценельсон.]]
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Каценельсон, Иехуда Лейб Биньямин''' (Лев Израилевич; литературный псевдоним Буки бен-Иогли; 1846, Чернигов, – 1917, Петроград), врач, писатель и ученый. Учился в [[Хедер|хедере]], [[Иешива|иешиве]] (Бобруйск), в Житомирском раввинском училище (1866–72), Медико-хирургической академии в Петербурге (1872–77). В 1877–78 гг. в качестве врача участвовал в русско-турецкой войне. С 1878 г. работал ординатором Александровской больницы в Петербурге.
+
-
Каценельсон в юности писал стихи на [[Идиш Язык|идиш]], в 1879–82 гг. выступал в еженедельнике «Русский еврей» (1879–84) с фельетонами, часть которых вошла в сборник «Мысли и грезы» (1902; авторский перевод на иврит 1905). В фельетонах, отражавших идейный перелом в сознании еврейской интеллигенции после [[Погромы|погромов]] 1881–82 гг., пропагандировал сельскохозяйственный и ремесленный труд как путь продуктивизации еврейства России. Публиковал художественные произведения, медико-исторические и исторические труды в еврейской периодике на русском языке («Еврейское обозрение», [[«Восход»]], «Будущность» и др.), иврите («hа-Иом», [[«hа-Мелиц»]], «hа-Иекев», «hа-Зман» и др.) и идиш («Петроградер тогблат»). Рассказ Каценельсона «Шират hа-замир» («Песнь соловья», 1894), восточные легенды и опубликованные в 1918 г. поздние рассказы вошли в сборник его основных художественных произведений, изданный [[Фихман Яаков|Я. Фихманом]] в 1944 г. Многочисленные труды Каценельсона по древней еврейской медицине (от статьи «Сведения о гемофилии в Талмуде», 1884, до книги «hа-Талмуд ве-хохмат hа-рефуа» — «Талмуд и медицина», издана посмертно в 1928; репринт — Т.-А., 1982), обогатили медицинскую и естественнонаучную терминологию иврита. Используя в научных и публицистических произведениях лексику и стиль [[Талмуд|Талмуда]] и более поздних источников, в художественной прозе Каценельсон, в отличие от [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]] и его последователей, оставался верен библейскому ивриту, придав ему гибкость и колоритность, которой не сумели добиться писатели [[Хаскала|Хаскалы]].
+
-
Каценельсон — один из главных редакторов «Еврейской энциклопедии» (1908–13). С 1892 г. Каценельсон был членом центрального комитета [[Еврейское Колонизационное Общество|Еврейского колонизационного общества]] (поддержал аргентинский проект барона [[Гирш|М. Гирша]]) и комитета [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]] (с 1910 г. — заместитель председателя), а также заместителем председателя комитета общества Ховевей сфат Эвер (Любители языка иврит). С 1908 г. преподавал на Курсах востоковедения, основанных им совместно с бароном [[Гинцбург|Д. Гинцбургом]], а с 1910 г. возглавлял их. Хотя Каценельсон в 1880–90-х гг. не разделял взглядов [[Ховевей Цион]] на будущее еврейского народа, после посещения Палестины в 1909 г. он стал с энтузиазмом пропагандировать идеи возрождения иврита как разговорного языка и развития еврейских сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12025|КАЦЕНЕЛЬСОН Иехуда Лейб Биньямин}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Евреи в Рос.Имп. - Светская культура]]
+

Текущая версия на 23:34, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Каценельсон, Иеhуда Лейб Биньямин
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация