"hа-поэль hа-цаир" (партия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 14: Строка 14:
'''Ѓа-поэ́ль hа-цаи́р''' ({{lang-he|הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר}}, ''Молодой рабочий''; полное название Ѓистадру́т hа-поали́м hа-цеири́м бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`) — [[Сионизм|сионистское]] рабочее движение, позже — партия, действовавшая в [[Палестина|Палестине]] с 1905 по 1929 год на принципах [[Социалистический сионизм|социалистического сионизма]]. В 1930 году объединилась с «[[Ахдут hа-Авода]]» в партию [[МАПАЙ]].
'''Ѓа-поэ́ль hа-цаи́р''' ({{lang-he|הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר}}, ''Молодой рабочий''; полное название Ѓистадру́т hа-поали́м hа-цеири́м бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`) — [[Сионизм|сионистское]] рабочее движение, позже — партия, действовавшая в [[Палестина|Палестине]] с 1905 по 1929 год на принципах [[Социалистический сионизм|социалистического сионизма]]. В 1930 году объединилась с «[[Ахдут hа-Авода]]» в партию [[МАПАЙ]].
-
Основана членами [[Вторая алия|второй алии]] осенью 1905 г. в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]; среди инициаторов ее создания был Ш. Цемах. Ха-По‘эл ха-ца‘ир была первой рабочей партией, созданной в Эрец-Исраэль; движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими.  
+
== Создание и идеология ==
 +
[[Файл:Shlomo Zemach.jpg|thumb|right|150px|Шломо Цемах, один из основателей «Ѓа-поэль hа-цаир»]]
 +
У истоков движения «Ѓа-поэль hа-цаир» стояли деятели [[Вторая алия|Второй алии]], в числе которых был [[Цемах, Шломо|Шломо Цемах]]. Первая ячейка организации была создана в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]. Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал [[Ааронович, Йосеф|Йосеф Ааронович]], бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии с 1930 г. печатного органа партии [[МАПАЙ]]).<ref>Газета выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г. Она внесла огромный вклад в развитие  литературы на [[иврит]]е в Эрец-Исраэль. Идеолог Ѓа-поэль hа-цаир [[Гордон, Аарон Давид|А. Д. Гордон]] опубликовал в этой газете большинство своих статей.</ref>
 +
Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы [[сионизм]]а необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими (''Кивуш hа-авода'', {{lang-he|כיבוש העבודה}}, в буквальном переводе ''Завоевание труда''), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно [[Краткая еврейская энциклопедия|Краткой еврейской энциклопедии]], «Ѓа-поэль hа-цаир» стал первой рабочей партией в [[Страна Израиля|Палестине]].
-
== Создание и идеология ==
+
Платформа выдвигала также требование распространения идеи ''кивуш hа-авода'' среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи кивуш hа-авода и оказания содействия и помощи рабочим в [[Эрец-Исраэль]].  
-
[[Файл:Shlomo Zemach.jpg|thumb|right|150px|Шломо Цемах, один из основателей «Ха-Поэль ха-Цаир»]]
+
-
У истоков движения «Ха-Поэль ха-Цаир» стояли деятели [[Вторая алия|Второй алии]], в числе которых был [[Цемах, Шломо|Шломо Цемах]]. Первая ячейка организации была создана в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]. Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал {{не переведено|есть=:he:יוסף אהרונוביץ'|надо=Ааронович, Йосеф|текст=Йосеф Ааронович|язык=иврит}}, бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии печатного органа партии [[МАПАЙ]]). Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы [[сионизм]]а необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими (''Киббуш ха-авода'', {{lang-en|כיבוש העבודה}}, в буквальном переводе ''Завоевание труда''), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно [[Краткая еврейская энциклопедия|Краткой еврейской энциклопедии]], «Ха-Поэль ха-Цаир» стал первой рабочей партией в [[Палестина|Палестине]]<ref name="Eleven">{{ЭЕЭ|11065|Ха-По‘эл ха-ца‘ир}}</ref>.
+
-
Идейно движение «Ха-Поэль ха-Цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «[[Поалей Цион]]», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре<ref>Halpern, Reinharz, p. 158.</ref>, в частности, критикуя её выраженную [[Социалистический сионизм|социалистическую]] программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ха-Поэль ха-Цаир», была непригодна для Палестины того времени. Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную [[Арлозоров, Хаим|Хаимом Арлозоровым]] на основе теорий [[Ландауэр, Густав|Густава Ландауэра]] и [[Бубер, Мартин|Мартина Бубера]] (последний сам принимал участие в деятельности «Ха-Поэль ха-Цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды [[Еврейский легион (1917-1919)|«Еврейского легиона»]] в годы [[Первая мировая война|Первой мировой войны]], мало кто из членов второй организации пошёл воевать<ref>Halpern, Reinharz, p. 177.</ref>. В «Ха-Поэль ха-Цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на [[идиш]] и его популяризацию в странах рассеяния и поддерживали возрождение [[иврит]]а, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ха-Поэль ха-Цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»<ref>Halpern, Reinharz, p. 159.</ref>. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали<ref name="Eleven" />.
+
Идейно движение «Ѓа-поэль hа-цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «[[Поалей Цион]]», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре<ref>Halpern, Reinharz, p. 158.</ref>, в частности, критикуя её выраженную [[Социалистический сионизм|социалистическую]] программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир», была непригодна для Палестины того времени.  
-
Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянный приток еврейских иммигрантов из диаспоры<ref name="Eleven" />.
+
Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную [[Арлозоров, Хаим|Хаимом Арлозоровым]] на основе теорий [[Ландауэр, Густав|Густава Ландауэра]] и [[Бубер, Мартин|Мартина Бубера]] (последний сам принимал участие в деятельности «Ѓа-поэль hа-цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды [[Еврейский легион (1917-1919)|«Еврейского легиона»]] в годы [[Первая мировая война|Первой мировой войны]], мало кто из членов второй организации пошёл воевать.<ref>Halpern, Reinharz, p. 177.</ref>
 +
 
 +
В «Ѓа-поэль hа-цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на [[идиш]] и его популяризацию в странах рассеяния<ref>В 1907 г. начал выходить печатный орган [[Поалей Цион]] на [[идиш]] — «Онфанг» (позднее стал печататься на [[иврит]]е), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния.</ref> и поддерживали возрождение [[иврит]]а, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ѓа-поэль hа-цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»<ref>Halpern, Reinharz, p. 159.</ref>. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали.
 +
 
 +
Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянную [[Алия|алию]].
== Поселенческая деятельность ==
== Поселенческая деятельность ==
-
Принцип ''Киббуш ха-Авода'' на практике подразумевал отказ от наёмного арабского труда в уже созданных еврейских поселениях в Палестине (так называемых «мошавот») и создание новых сельскохозяйственных поселений, базирующихся на еврейском труде. Яростным защитником этой идеи, носившей название «завоевание почвы», в «Ха-Поэль ха-Цаир» был {{не переведено|есть=:he:יוסף ויתקין|надо=Виткин, Иосиф|текст=Йосеф Виткин|язык=иврит}}<ref>{{ЭЕЭ|10937|Виткин Иосеф}}</ref>. Движение «Ха-Поэль ха-Цаир» принимало активное участие в создании на территории Палестины [[кибуц]]ев и [[мошав]]ов, не отдавая предпочтения одной форме коллективного хозяйствования перед другой. В итоге члены организации были среди основателей как первого кибуца [[Дгания]], так и первого мошава [[Нахалаль]]. Они принимали участие и в организации самообороны вновь создаваемых поселений, однако не входили в группу «[[Ха-Шомер]]», в которой состояли в основном члены «Поалей Цион»<ref name="Eleven" />.
+
Принцип ''Кивуш hа-авода'' на практике подразумевал отказ от наёмного арабского труда в уже созданных еврейских поселениях в Палестине (так называемых «мошавот») и создание новых сельскохозяйственных поселений, базирующихся на еврейском труде. Яростным защитником этой идеи, носившей название «завоевание почвы», в «Ѓа-поэль hа-цаир» был [[Виткин, Иосеф|Йосеф Виткин]]. Партия хотела распространения своей программы также на городских рабочих.
 +
 
 +
Ѓа-поэль hа-цаир играл центральную роль в создании [[кибуц]]ного и [[мошав]]ного движений в стране. В дискуссии о формах коллективного поселения Ѓа-поэль hа-цаир выступал за создание как кибуцов, так и мошавов. В итоге члены организации были среди основателей как первого кибуца [[Дгания]], так и первого мошава [[Нахалаль]]. Они принимали участие и в организации самообороны вновь создаваемых поселений, однако не входили в группу «[[Ха-Шомер]]», в которой состояли в основном члены «Поалей Цион».
== Политика и общественная деятельность ==
== Политика и общественная деятельность ==
-
Начиная с VIII [[Всемирный сионистский конгресс|Всемирного сионистского конгресса]] в [[1907 год]]у «Ха-Поэль ха-Цаир» принимал регулярное участие в работе этого руководящего органа сионистского движения. В [[1921 год]]у лидер движения [[Шпринцак, Иосиф|Йосеф Шпринцак]] стал членом исполкома [[Всемирная сионистская организация|Всемирной сионистской организации]] и, как указывает Электронная еврейская энциклопедия, первым представителем рабочих партий Палестины в его составе<ref name="Eleven" />.
+
Начиная с VIII [[Всемирный сионистский конгресс|Всемирного сионистского конгресса]] в 1907 году «Ѓа-поэль hа-цаир» принимал регулярное участие в работе этого руководящего органа сионистского движения. В 1921 году лидер движения [[Шпринцак, Йосеф|Йосеф Шпринцак]] стал членом исполкома [[Всемирная сионистская организация|Всемирной сионистской организации]] и первым представителем рабочих партий Палестины в его составе.
-
В странах рассеяния «Ха-Поэль ха-Цаир» сотрудничал с организациями «Гордония» (названа в честь одного из духовных лидеров «Ха-Поэль ха-Цаир» [[Гордон, Аарон Давид|Аарона Давида Гордона]]<ref>{{ЭЕЭ|11263|Гордон Ахарон Давид}}</ref>) и {{не переведено|есть=:he:צעירי ציון|надо=Цеирей Цион|язык=иврит}}. Апогеем работы в диаспоре стало создание в [[1920 год]]у Всемирной организации «Ха-Поэль ха-Цаир»<ref name="Eleven" />.
+
В странах рассеяния «Ѓа-поэль hа-цаир» сотрудничал с организациями «Гордония» (названа в честь одного из духовных лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир» [[Гордон, Аарон Давид|Аарона Давида Гордона]]) и {{не переведено|есть=:he:צעירי ציון|надо=Цеирей Цион|язык=иврит}}. Апогеем работы в диаспоре стало создание в 1920 году съезде в Праге Всемирной организации «Ѓа-поэль hа-цаир».
-
Наряду с одноимённой газетой, движение «Ха-Поэль ха-Цаир» выпускало с [[1919 год|1919]] по [[1921 год]] ежемесячник «[[Маабарот]]» литературно-публицистического содержания (редактор [[Фихман, Яков Ильич|Яков Фихман]]). Под эгидой движения также действовало издательство «Ха-Поэль ха-Цаир», выпускавшее научные брошюры на [[иврит]]е<ref name="Eleven" />.
+
В период [[Вторая алия|второй алии]] действовало издательство Ѓа-поэль hа-цаир «Ла-ам», выпустившее в свет десятки научных брошюр в переводе на иврит. Наряду с одноимённой газетой, движение «Ѓа-поэль hа-цаир» выпускало с 1919 по 1921 год ежемесячник «[[Маабарот]]» литературно-публицистического содержания (редактор [[Фихман, Яков Ильич|Яков Фихман]]).
-
После создания [[Гистадрут|Объединённых профсоюзов Палестины (Гистадрут)]], в котором «Ха-Поэль ха-Цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию «[[Ахдут ха-Авода]]», которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на партийном съезде [[1929 год]]а большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут ха-Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название [[МАПАЙ]] ({{lang-he|מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל}}, ''Мифлегет поалей Эрец-Исраэль'', дословно — ''Рабочая партия Земли Израиля'')<ref name="Eleven" />.
+
После создания [[Ѓистадрут|Объединённых профсоюзов Палестины (Ѓистадрут)]], в котором «Ѓа-поэль hа-цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию «[[Ахдут -Авода]]», которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на 22-й конференции 1929 года большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут -Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название [[МАПАЙ]] ({{lang-he|מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל}}, ''Мифлегет поалей Эрец-Исраэль'', дословно — ''Рабочая партия Земли Израиля'').
== Источники и ссылки ==
== Источники и ссылки ==
Строка 44: Строка 51:
{{примечания}}
{{примечания}}
-
{{ElevenCopyRight|11065|Ха-По‘эл ха-ца‘ир}}
+
{{ElevenCopyRight|11065|Ха-По‘эл -ца‘ир}}
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
[[Категория:Сионистские организации]]
[[Категория:Сионистские организации]]
[[Категория:История Израиля]]
[[Категория:История Израиля]]
-
<!--
 
-
 
-
Детально платформа Ха-По‘эл ха-ца‘ир была сформулирована несколькими годами позже идеологом партии И. Ахароновичем, который был редактором газеты «Ха-По‘эл ха-ца‘ир» (выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г.; газета внесла огромный вклад в развитие иврит литературы в Эрец-Исраэль; идеолог Ха-По‘эл ха-ца‘ир А. Д. Гордон опубликовал в этой газете большинство своих статей; после создания Мапай в 1930 г. газета стала ее органом). Эта платформа выдвигала требование включения принципа еврейского труда в официальную программу сионистского движения, распространения идеи киббуш ха-‘авода (`завоевание труда`) среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи киббуш ха-‘авода и оказания содействия и помощи рабочим в Эрец-Исраэль. Ха-По‘эл ха-ца‘ир играл центральную роль в создании киббуцного и мошавного движений в стране (см. Киббуц, Мошав). В дискуссии о формах коллективного поселения Ха-По‘эл ха-ца‘ир выступал за создание как киббуцов, так и мошавов.
 
-
 
-
С момента своего создания Ха-По‘эл ха-ца‘ир выступал с критикой идеологии По‘алей Цион, считая, что социалистическая платформа последнего и его призывы к классовой борьбе несовместимы с ситуацией в Эрец-Исраэль. Разногласия касались также отношения к языку идиш. В 1907 г. начал выходить печатный орган По‘алей Цион на идиш — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния. Однако, несмотря на не прекращавшуюся полемику в печати, между двумя партиями существовало тесное сотрудничество почти во всех сферах практической деятельности.
 
-
 
-
Во время основания Ха-По‘эл ха-ца‘ир принцип «завоевания труда» практически означал вытеснение арабских наемных рабочих еврейскими в мошавот (см. Мошава). Наряду с этим, в партии усиливались требования создания сельскохозяйственных поселений еврейских рабочих (см. И. Виткин) и распространения программы партии также на городских рабочих. Члены Ха-По‘эл ха-ца‘ир были среди основателей Дгании — «матери всех квуцот» (см. Киббуц) и первого мошава — Нахалал. Члены Ха-По‘эл ха-ца‘ир принимали активное участие в охране еврейских поселений, однако вне рамок Ха-Шомер, созданного По‘алей Цион.
 
-
 
-
Идеология Ха-По‘эл ха-ца‘ир окончательно сформировалась после Первой мировой войны. Партия выступала с требованием создания в Эрец-Исраэль «еврейского большинства, весомого как в экономической, так и в культурной сферах», что могло быть достигнуто только с помощью постоянной алии.
 
-
 
-
В период второй алии действовало издательство Ха-По‘эл ха-ца‘ир «Ла-‘ам», выпустившее в свет десятки научных брошюр в переводе на иврит. После Первой мировой войны Ха-По‘эл ха-ца‘ир издавал (1919–21) общественно-литературный ежемесячник «Ма‘барот» (см. Ма‘бара) под редакцией Я. Фихмана.
 
-
 
-
Ха-По‘эл ха-ца‘ир принимал участие в Сионистских конгрессах (см. Сионистская организация), начиная с 8-го (1907), и поддерживал тесные связи с движениями Це‘ирей Цион и Гордония в странах рассеяния. На съезде в Праге (1920) была создана Всемирная организация Ха-По‘эл ха-ца‘ир. Первым представителем рабочих Эрец-Исраэль в Исполнительном комитете всемирной Сионистской организации был член Ха-По‘эл ха-ца‘ир И. Шпринцак (1921).
 
-
 
-
Движение приняло участие в создании Хистадрута, в котором оно вело идеологическую борьбу с составляющей фракцию большинства Ахдут ха-‘Авода, которую оно рассматривало как ответвление мирового движения По‘алей Цион. В противоположность классовой идеологии По‘алей Цион, Ха-По‘эл ха-ца‘ир выдвинул концепцию «всенародного социализма», разработанную Х. Арлозоровым под влиянием идей Г. Ландауэра и М. Бубера (последний также был членом Ха-По‘эл ха-ца‘ир и участвовал в Пражском съезде). Тем не менее на 22-й конференции Ха-По‘эл ха-ца‘ир (1929) подавляющим большинством голосов было принято решение об объединении с Ахдут ха-‘Авода, и в следующем году оба движения создали единую партию — Мапай.
 
-
 
-
 
-
 
-
-->
 

Текущая версия на 17:47, 21 марта 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Ѓа-поэ́ль hа-цаи́р (ивр. הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר‎, Молодой рабочий; полное название Ѓистадру́т hа-поали́м hа-цеири́м бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`) — сионистское рабочее движение, позже — партия, действовавшая в Палестине с 1905 по 1929 год на принципах социалистического сионизма. В 1930 году объединилась с «Ахдут hа-Авода» в партию МАПАЙ.

Содержание

Создание и идеология

Файл:Shlomo Zemach.jpg
Шломо Цемах, один из основателей «Ѓа-поэль hа-цаир»

У истоков движения «Ѓа-поэль hа-цаир» стояли деятели Второй алии, в числе которых был Шломо Цемах. Первая ячейка организации была создана в Петах-Тикве. Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал Йосеф Ааронович, бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии с 1930 г. печатного органа партии МАПАЙ).[1]

Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы сионизма необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими (Кивуш hа-авода, ивр. כיבוש העבודה‎, в буквальном переводе Завоевание труда), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно Краткой еврейской энциклопедии, «Ѓа-поэль hа-цаир» стал первой рабочей партией в Палестине.

Платформа выдвигала также требование распространения идеи кивуш hа-авода среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи кивуш hа-авода и оказания содействия и помощи рабочим в Эрец-Исраэль.

Идейно движение «Ѓа-поэль hа-цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «Поалей Цион», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре[2], в частности, критикуя её выраженную социалистическую программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир», была непригодна для Палестины того времени.

Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную Хаимом Арлозоровым на основе теорий Густава Ландауэра и Мартина Бубера (последний сам принимал участие в деятельности «Ѓа-поэль hа-цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды «Еврейского легиона» в годы Первой мировой войны, мало кто из членов второй организации пошёл воевать.[3]

В «Ѓа-поэль hа-цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на идиш и его популяризацию в странах рассеяния[4] и поддерживали возрождение иврита, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ѓа-поэль hа-цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»[5]. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали.

Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянную алию.

Поселенческая деятельность

Принцип Кивуш hа-авода на практике подразумевал отказ от наёмного арабского труда в уже созданных еврейских поселениях в Палестине (так называемых «мошавот») и создание новых сельскохозяйственных поселений, базирующихся на еврейском труде. Яростным защитником этой идеи, носившей название «завоевание почвы», в «Ѓа-поэль hа-цаир» был Йосеф Виткин. Партия хотела распространения своей программы также на городских рабочих.

Ѓа-поэль hа-цаир играл центральную роль в создании кибуцного и мошавного движений в стране. В дискуссии о формах коллективного поселения Ѓа-поэль hа-цаир выступал за создание как кибуцов, так и мошавов. В итоге члены организации были среди основателей как первого кибуца Дгания, так и первого мошава Нахалаль. Они принимали участие и в организации самообороны вновь создаваемых поселений, однако не входили в группу «Ха-Шомер», в которой состояли в основном члены «Поалей Цион».

Политика и общественная деятельность

Начиная с VIII Всемирного сионистского конгресса в 1907 году «Ѓа-поэль hа-цаир» принимал регулярное участие в работе этого руководящего органа сионистского движения. В 1921 году лидер движения Йосеф Шпринцак стал членом исполкома Всемирной сионистской организации и первым представителем рабочих партий Палестины в его составе.

В странах рассеяния «Ѓа-поэль hа-цаир» сотрудничал с организациями «Гордония» (названа в честь одного из духовных лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир» Аарона Давида Гордона) и Цеирей Цион[убрать шаблон]. Апогеем работы в диаспоре стало создание в 1920 году съезде в Праге Всемирной организации «Ѓа-поэль hа-цаир».

В период второй алии действовало издательство Ѓа-поэль hа-цаир «Ла-ам», выпустившее в свет десятки научных брошюр в переводе на иврит. Наряду с одноимённой газетой, движение «Ѓа-поэль hа-цаир» выпускало с 1919 по 1921 год ежемесячник «Маабарот» литературно-публицистического содержания (редактор Яков Фихман).

После создания Объединённых профсоюзов Палестины (Ѓистадрут), в котором «Ѓа-поэль hа-цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию «Ахдут hа-Авода», которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на 22-й конференции 1929 года большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут hа-Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название МАПАЙ (ивр. מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל‎, Мифлегет поалей Эрец-Исраэль, дословно — Рабочая партия Земли Израиля).

Источники и ссылки

Примечания

  1. Газета выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г. Она внесла огромный вклад в развитие литературы на иврите в Эрец-Исраэль. Идеолог Ѓа-поэль hа-цаир А. Д. Гордон опубликовал в этой газете большинство своих статей.
  2. Halpern, Reinharz, p. 158.
  3. Halpern, Reinharz, p. 177.
  4. В 1907 г. начал выходить печатный орган Поалей Цион на идиш — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния.
  5. Halpern, Reinharz, p. 159.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Ха-По‘эл hа-ца‘ир в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация