Иткинд, Исаак

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Иткинд, Исаак)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Иткинд, Исаак]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Иткинд, Исаак Яковлевич''' (1871, деревня Дикарки близ местечка Сморгонь, Виленская губерния, – 1969, Алма-Ата), советский скульптор.
+
-
=== Биографические сведения ===
+
-
 
+
-
Родился в семье [[Меламед|меламеда]], внук раввина из Коцка. Учился в [[Иешива|иешиве]]. Постепенно отошел от религии, отказался от женитьбы на богатой невесте и в возрасте 26 лет уехал в Вильну (см. [[Вильнюс]]).
+
-
=== Начало творческого пути ===
+
-
 
+
-
Под влиянием книги о скульпторе [[Антокольский, Марк|М. Антокольском]] начал заниматься резьбой по дереву и лепкой из глины. Его первым наставником был польский живописец, профессор Краковской академии Ф. Рушиц. В 1910 г. состоялась первая выставка работ Иткинда (около 30 произведений).
+
-
=== Продолжение учебы ===
+
-
 
+
-
Получив субсидию на продолжение учебы, Иткинд в 1912 г. приехал в Москву, где был представлен скульптору С. Волнухину, который взял его учеником в свою мастерскую и познакомил с [[Горький, Максим|М. Горьким]], скульпторами П. Трубецким, С. Коненковым, А. Голубкиной и многими другими известными представителями художественных кругов. К этому периоду относится также знакомство Иткинда с [[Шагал, Марк|М. Шагалом]].
+
-
=== Творческий путь ===
+
-
 
+
-
В 1917 г. Иткинд стал членом Союза русских художников, его скульптуры постоянно экспонировались на выставках Союза, а также Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства».
+
-
 
+
-
Участвовал в осуществлении так называемого ленинского плана монументальной пропаганды (см. [[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]].
+
-
 
+
-
Вклад евреев в русское искусство 20 в. и в советские Искусства пластические), создал эскиз памятника [[Лассаль, Фердинанд|Ф. Лассалю]], однако работа не была завершена.
+
-
 
+
-
В 1918 г. в Москве в театре [[«Хабима»]] состоялась персональная выставка произведений Иткинда.
+
-
 
+
-
В 1924 г. по настоянию врачей переехал в Ялту, затем в Симферополь, где преподавал в художественном училище.
+
-
 
+
-
С начала 1930-х гг. жил в Ленинграде. Работая слесарем, продолжал трудиться над своими скульптурами. На выставке «15 лет советской скульптуры» Иткинд представил работу «Жертва фашистского погрома» («Голова композитора Маца, убитого “коричневыми”», 1927, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Тогда же началась литературная деятельность Иткинда — несколько его рассказов из еврейского дореволюционного быта по рекомендации А. Толстого были опубликованы в журнале «Звезда». В 1935 г. по заказу Музея истории религии и атеизма АН СССР выполнил ряд работ для диорам.
+
-
 
+
-
В 1937 г. Иткинд был арестован и через девять месяцев выслан в поселок Зеренду Кокчетавской области [[Казахстан|Казахстана]]. В 1944 г. переехал в Алма-Ату, где прожил до конца жизни.
+
-
 
+
-
Иткинд создавал скульптуры преимущественно из дерева, отдавая предпочтение крупным формам. Пользуясь широким спектром художественных средств, он иногда выявлял фактуру материала, в других случаях отказывался от этого. Ранняя работа «Еврейская мелодия» (1915–18, Государственный Русский музей) отличается лаконизмом. Барочная пышность в других его работах контрастировала с ясностью и чистотой отполированной поверхности (портрет поэтессы Берты фон Зутнер, 1962, Государственный музей искусств Казахстана, Алма-Ата). В поздних скульптурах «Лицо фашизма» (1960) и «Долой войну» (1963, обе — Государственный музей искусств Казахстана) стиль — экспрессивный. Иткинд не задавался вопросом о направлениях в искусстве, пластическое решение в каждом случае зависело исключительно от замысла и собственного видения художника. Органичность его произведений сравнима с работой старых еврейских мастеров, резчиков по дереву, создававших внутреннее убранство синагог. Отражением размышлений Иткинда о смерти стали скульптуры «Иткинд в раю» («Радость», 1966, Государственный музей искусств Казахстана) и «Иткинд в аду» (1968, местонахождение неизвестно). Иткинд часто шутил, что как художник он предпочел бы рай, потому что там «много обнаженной натуры и райского дерева».
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11875|ИТКИНД Исаак Яковлевич}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
+

Текущая версия на 23:25, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Иткинд, Исаак
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация