м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Иткинд, Исаак]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Иткинд, Исаак Яковлевич''' (1871, деревня Дикарки близ местечка Сморгонь, Виленская губерния, – 1969, Алма-Ата), советский скульптор. Родился в семье [[Меламед|меламеда]], внук раввина из Коцка. Учился в [[Иешива|иешиве]]. Постепенно отошел от религии, отказался от женитьбы на богатой невесте и в возрасте 26 лет уехал в Вильну (см. [[Вильнюс]]).
| + | |
- | | + | |
- | Под влиянием книги о скульпторе [[Антокольский, Марк|М. Антокольском]] начал заниматься резьбой по дереву и лепкой из глины. Его первым наставником был польский живописец, профессор Краковской академии Ф. Рушиц. В 1910 г. состоялась первая выставка работ Иткинда (около 30 произведений). Получив субсидию на продолжение учебы, Иткинд в 1912 г. приехал в Москву, где был представлен скульптору С. Волнухину, который взял его учеником в свою мастерскую и познакомил с [[Горький, Максим|М. Горьким]], скульпторами П. Трубецким, С. Коненковым, А. Голубкиной и многими другими известными представителями художественных кругов. К этому периоду относится также знакомство Иткинда с [[Шагал, Марк|М. Шагалом]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1917 г. Иткинд стал членом Союза русских художников, его скульптуры постоянно экспонировались на выставках Союза, а также Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Участвовал в осуществлении так называемого ленинского плана монументальной пропаганды (см. [[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]]. Вклад евреев в русское искусство 20 в. и в советские Искусства пластические), создал эскиз памятника [[Лассаль, Фердинанд|Ф. Лассалю]], однако работа не была завершена. В 1918 г. в Москве в театре [[«Хабима»]] состоялась персональная выставка произведений Иткинда.
| + | |
- | | + | |
- | В 1924 г. по настоянию врачей переехал в Ялту, затем в Симферополь, где преподавал в художественном училище. С начала 1930-х гг. жил в Ленинграде. Работая слесарем, продолжал трудиться над своими скульптурами. На выставке «15 лет советской скульптуры» Иткинд представил работу «Жертва фашистского погрома» («Голова композитора Маца, убитого “коричневыми”», 1927, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Тогда же началась литературная деятельность Иткинда — несколько его рассказов из еврейского дореволюционного быта по рекомендации А. Толстого были опубликованы в журнале «Звезда». В 1935 г. по заказу Музея истории религии и атеизма АН СССР выполнил ряд работ для диорам.
| + | |
- | | + | |
- | В 1937 г. Иткинд был арестован и через девять месяцев выслан в поселок Зеренду Кокчетавской области [[Казахстан|Казахстана]]. В 1944 г. переехал в Алма-Ату, где прожил до конца жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Иткинд создавал скульптуры преимущественно из дерева, отдавая предпочтение крупным формам. Пользуясь широким спектром художественных средств, он иногда выявлял фактуру материала, в других случаях отказывался от этого. Ранняя работа «Еврейская мелодия» (1915–18, Государственный Русский музей) отличается лаконизмом. Барочная пышность в других его работах контрастировала с ясностью и чистотой отполированной поверхности (портрет поэтессы Берты фон Зутнер, 1962, Государственный музей искусств Казахстана, Алма-Ата). В поздних скульптурах «Лицо фашизма» (1960) и «Долой войну» (1963, обе — Государственный музей искусств Казахстана) стиль — экспрессивный. Иткинд не задавался вопросом о направлениях в искусстве, пластическое решение в каждом случае зависело исключительно от замысла и собственного видения художника. Органичность его произведений сравнима с работой старых еврейских мастеров, резчиков по дереву, создававших внутреннее убранство синагог. Отражением размышлений Иткинда о смерти стали скульптуры «Иткинд в раю» («Радость», 1966, Государственный музей искусств Казахстана) и «Иткинд в аду» (1968, местонахождение неизвестно). Иткинд часто шутил, что как художник он предпочел бы рай, потому что там «много обнаженной натуры и райского дерева».
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11875|ИТКИНД Исаак Яковлевич}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
| + | |