м |
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Ибн-Яхья (семья)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Ибн-Яхья''', еврейская семья из [[Португалия|Португалии]], представители которой жили также в Испании, а после [[Изгнания|изгнания]] евреев с Пиренейского полуострова поселились в [[Италия|Италии]], [[Турция|Турции]] и других странах.
| + | |
- | | + | |
- | Ибн Яиш (умер около 1150 г., Лиссабон), португальский государственный деятель. Принимал участие в боевых действиях против арабов. Был приближенным первого короля Португалии Афонсу I (1139–85). После занятия города Сантарен король подарил ему два дома, принадлежавших маврам, в связи с чем он получил прозвище Негро, ставшее для некоторых членов семьи Ибн-Яхья добавочным родовым именем. Ибн-Яхья был назначен алмошарифом, то есть главным сборщиком налогов и государственным казначеем.
| + | |
- | | + | |
- | Давид Негро бен Гдалия (умер в 1385 г., Толедо), кастильский государственный деятель. Оказал значительные услуги королю Кастилии Генриху II. Был назначен главным раввином Кастилии (фактически еврейский сановник при дворе раб де ла корте, см. [[Испания]]). Несколько лет управлял финансами королевства.
| + | |
- | | + | |
- | Гдалия hа-Закен бен Шломо (умер в 1390 г., Толедо), врач, еврейский общинный деятель. До 1370 г. занимал пост лейб-медика короля Португалии Фернанду I (1367–83). Уехал в Кастилию, где король Генрих II (1369–79) назначил его главой всех еврейских общин Кастилии.
| + | |
- | | + | |
- | Гдалия бен Давид (1436, Лиссабон, – 1487, ?), философ и врач. Уехал из Португалии для того, чтобы поселиться в Эрец-Исраэль, но остался в [[Стамбул|Стамбуле]], где в течение многих лет был главой [[Иешива|иешивы]]. Являлся активным сторонником сближения [[Караимы|караимов]] и евреев-раббанитов, относился к караимам как к части еврейского народа, но его взгляды встретили противодействие со стороны других раввинов. Написал несколько книг, наиболее известная из них «Шева эйнаим» («Семь глаз») — вышла в Стамбуле; в ней автор рассуждает о семи постулатах, которые считает главными в иудаизме. Гдалия бен Давид отправился в Эрец-Исраэль, умер в пути. Похоронен в [[Цфат|Цфате]].
| + | |
- | | + | |
- | Давид бен Шломо (1440, Лиссабон, – 1524, ?), грамматик и комментатор Библии. В 1477 г. был назначен раввином Лиссабона. Обвиненный в стремлении оказать помощь еврейским беженцам из Испании и в планах возвратить [[Марраны|марранов]] в иудаизм, был приговорен к смерти на костре, но вместе с семьей бежал в Неаполь. Вскоре после занятия французскими войсками Неаполя в феврале 1495 г. его арестовали и конфисковали имущество. С большим трудом ему вместе с семьей удалось бежать, и после многих испытаний он прибыл в Стамбул. Написал ряд работ, среди которых — комментарии к [[Библия|Библии]], [[Мишна|Мишне]], комментарий к [[Маймонид|Маймониду]], а также работы по грамматике и о поэзии.
| + | |
- | | + | |
- | Давид бен Иосеф (1465, Лиссабон, – 1543, Имола, Италия), раввин, грамматик и философ. В 1496 г. семья бежала из Португалии после того, как отцу Давида бен Иосеф, Иосефу бен Давиду (1425–98), было предложено креститься. Жил в Пизе, [[Флоренция|Флоренции]], [[Рим|Риме]]. В 1525 г. стал раввином Неаполя. Помогал евреям Неаполя и других мест; так, когда в 1533 г. в Неаполь были доставлены еврейские пленники из [[Тунис|Туниса]], он собрал деньги для их освобождения, обратившись за помощью к различным еврейским общинам Италии. В 1534 г. Давиду бен Иосефу удалось добиться отмены королевского указа об изгнании евреев, и только через шесть лет, в 1540 г., евреи были изгнаны. Поселился в Имоле. Автор ряда работ по грамматике и философии, а также нескольких поэм.
| + | |
- | | + | |
- | Гдалия бен Там (?, Стамбул, – 1575, там же), врач, переводчик и учитель в общинах испанских и португальских евреев в [[Салоники|Салониках]] и Стамбуле. Стремился применять в медицинской практике новые методы лечения. Перевел с латинского на иврит христианского философа-схоластика Альберта Великого, на испанский — труды [[Абраванель, Иехуда|Иехуды Абраванеля]].
| + | |
- | | + | |
- | Гдалия бен Иосеф (1515, Имола, Италия, – 1578, Александрия), еврейский историк и комментатор [[Талмуд|Талмуда]]. Учился в различных иешивах, в том числе в городе Феррара. В период усиления Контрреформации и преследований евреев в Италии Гдалию бен Иосефа неоднократно изгоняли из разных итальянских городов. Он потерял состояние, вынужден был переезжать из города в город, пока не поселился в Александрии. Гдалия бен Иосеф написал ряд сочинений: комментарии к Библии, сборник проповедей. Основная работа — «Шалшелет hа-каббала» («Цепь традиции», Венеция, 1587) — одна из наиболее известных еврейских хроник. Книга состоит из трех частей: в первой описана история еврейского народа от начала мира до середины 16 в., вторая посвящена рассуждениям автора о небесных телах, сотворении души, [[Медицина|медицине]], [[Магия|магии]]. В третьей части рассказывается об истории других народов: греков, римлян, арабов, о средневековых государствах. Книга является ценным источником по истории евреев, особенно евреев Италии.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11672|ИБН-ЯХЬЯ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев в средневековье]]
| + | |