Избавление - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Избавление - трактовка в еврейской традиции]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Избавление''' (גְּאֻלָּה, геулла), спасение от зла, угрожающего ценности человеческого существования и самому человеческому существованию.
+
-
== В Библии ==
+
-
=== Значение термина ===
+
-
 
+
-
В [[Библия|Библии]] слова со значением «избавление», «избавитель» и т. п. являются производными от корней פדה и גאל, исходное значение которых связано с конкретными правовыми действиями в отношении обращенного (см. [[Обращение Насильственное|Обращение насильственное]]), проданного в рабство или взятого в плен; в связи с действиями Бога эти термины теряют свое конкретное значение, и под избавлением следует понимать освобождение людей от бедствий, гнета, смерти и т. п. (например, Быт. 48:16; Втор. 9:26; 15:15; II Сам. 4:9; I Ц. 1:29; Ис. 1:27; Иов 19:25, и другие).
+
-
=== Избавитель ===
+
-
 
+
-
Роль избавителя может играть и царь (Пс. 72), но чаяния национального избавления сосредоточены на Боге, так как именно Он является подлинным избавителем.
+
-
 
+
-
В некоторых местах Библии избавление обусловливается раскаянием, но в большинстве случаев утверждается, что инициатором избавления будет сам Бог, который дарует его в силу Своего безграничного милосердия и заботы о справедливости (например, Ис. 54:8; 59:15–20): наступит конец страданиям, Израиль возвратится в свою страну, чтобы жить там в безопасности под защитой вечного [[Завет|завета]] и Божественного присутствия (Иер. 32:37–44; ср. Иех. 11:17–20).
+
-
=== Идея избавления в сектах ===
+
-
 
+
-
Особый характер идея избавления приняла в религиозных учениях сект Иудейской пустыни (см. [[Ессеи]], [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитки]]).
+
-
 
+
-
Само вступление в секту рассматривалось ее членами как очищающее от греховности проявление Божественного милосердия, но подлинное избавление должно было произойти в конце времен, когда «Бог Своей истиной осветит все деяния человека... чтобы очистить его святым духом истины от всей скверны лжи» (Устав, 2:20–22).
+
-
 
+
-
Доктрина избавления, сложившаяся в учениях сект Иудейской пустыни, оказала влияние на формирование религиозного учения [[Христианство|христианства]] (см. например, Марк 1:8).
+
-
== В Талмуде ==
+
-
=== Значение термина ===
+
-
 
+
-
В [[Талмуд|Талмуде]] значение «избавление» закрепляется лишь за словами, производными от корня גאל. Поэтому термин «избавление» (геулла) связывается почти исключительно с представлением об избавлении народа Израиля и становится синонимом национального освобождения.
+
-
 
+
-
Особенно настойчиво идея избавления как освобождения от чужеземного господства проводилась в эпоху римского владычества. Согласно Талмуду, избавление зависит от раскаяния и благих поступков, так как нет недостатков, которые человек не мог бы искоренить собственными силами, руководствуясь учением [[Тора|Торы]] (Иома 86б; ББ. 10б). Поэтому талмудические авторитеты резко возражали против попыток вычислить точную дату избавления на основании мистических или космологических соображений (Санх. 97б). Хотя в талмудической литературе роль [[Мессия|Мессии]] как избавителя очень велика, она по сути сводится к тому, что Мессия является лишь орудием в руках Бога.
+
-
== В Аггаде ==
+
-
=== Значение термина ===
+
-
 
+
-
В [[Аггада|Аггаде]] представлены иные воззрения на избавление. Согласно одному из них, даже [[Прозелиты|прозелиты]] будут отвергнуты во время прихода Мессии (Иев. 24б); согласно другому, которое стало общепринятым, избавление Израиля принесет избавление всему миру (Песнь Р. 2:2, 3; ср. Тосеф., Бр. 7:2). В средневековой еврейской философии необходимость избавления диктуется конечностью человеческого бытия. По милости Бога человеку дано достичь избавления при условии сознательного стремления к этой цели и действенной добродетели; грех лишает человека избавления и обрекает на гибель.
+
-
== В средневековой еврейской философии ==
+
-
+
-
Христианское представление о том, что человечество нуждается в избавлении вследствие первородного греха, совершенно чуждо большинству средневековых еврейских мыслителей.
+
-
 
+
-
В средневековой еврейской философии существовало два различных подхода к вопросу о достижении избавления.
+
-
 
+
-
Один из них явился непосредственным развитием талмудической традиции ([[Саадия Гаон|Саадия Гаон]], [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]], [[Крескас, Хасдай|Хасдай Крескас]], [[Альбо, Иосеф|Иосеф Альбо]] и другие), второй сформировался в рамках средневекового неоплатонизма и философии Аристотеля ([[Маймонид]], [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Шломо Ибн Габирол]], [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]], [[Герсонид]] /Леви бен Гершом/ и другие). Типичным представителем первой точки зрения был Саадия Гаон, который учил, что Бог, создавая человека ограниченным конечностью своего бытия и разума, желал, чтобы тот достиг избавления от своей ограниченности. Он открыл человеку Свою волю через [[Моисей|Моисея]] на горе [[Синай]], чтобы человек познал Божественные заповеди и, подчиняясь им, заслужил избавление. Существуют две главные стадии избавления, обе они придут чудесным образом: это век Мессии и грядущий мир. В век Мессии еврейский народ вернется в [[Эрец-Исраэль]] и произойдет воскрешение праведных евреев. С завершением века Мессии наступит грядущий мир, когда все мертвые восстанут и будут судимы. Все когда-либо жившие обретут вечность: праведники будут вечно получать вознаграждение, грешники — наказание. С точки зрения Маймонида, крупнейшего представителя средневекового еврейского аристотелизма, все созданное Богом из материи, включая человека, имеет конечную природу; избавление состоит в преодолении человеком своей материальной природы. Это достигается актуализацией разума, потенциально пребывающего в человеке, и превращением его в приобретенный разум в результате изучения наук и метафизики. Приобретенный разум позволяет человеку господствовать над телесным началом, а в момент смерти тела — обрести бессмертие, поскольку приобретенный разум, независимый от тела, не подвержен бренности последнего.
+
-
 
+
-
В [[Каббала|каббале]] раввинистическая доктрина избавления предстает в мистической интерпретации, согласно которой изгнание (см. [[Изгнания]]) народа Израиля из его страны равнозначно глубоким изменениям во всей структуре мироздания. Эти изменения — следствие нарушения единства [[Сфирот|сфирот]] Бога, то есть модусов Его проявления в сотворенном мире. Пока существует [[Галут|галут]], существуют отдельные сферы [[Добро И Зло|добра и зла]], святости и скверны и так далее. С наступлением избавления и возвращением Израиля в свою землю выявится духовная сущность всех миров, что вызовет глубокие изменения в состоянии мироздания. Нарушение изначального единства было неизбежно, и сущность процесса творения, включая историю и миссию народа Израиля, заключается в постепенном восстановлении первоначальной гармонии и совершенства.
+
-
 
+
-
В учении [[Хасидизм|хасидизма]] реакция против каббалистической интерпретации избавления выразилась в разграничении мессианского избавления народа Израиля, которое полностью зависит от воли Бога, и мистического избавления души, в котором индивидуум принимает деятельное участие.
+
-
 
+
-
В еврейской мысли нового времени представлены различные точки зрения на избавление, которое рассматривается как окончательная победа добра над злом, как достижение личного совершенства или идеального общественного устройства, а также как воссоздание суверенного еврейского государства и воссоединение рассеянных частей еврейского народа. [[Коген, Герман|Г. Коген]] рассматривает избавление как победу человека над своими греховными наклонностями. Вечное существование человечества гарантируется идеей Бога и, в свою очередь, гарантирует, что в будущем этический мир, входящий в промысел Бога, станет реальностью. Человек, совершающий грех, ощущает свое отклонение от этой общей цели и нуждается в избавлении, чтобы вернуться к ней. Бог, таким образом, является свидетельством личной победы человека над грехом. Такая концепция Бога как избавителя помогает раскаянию человека. [[Бубер, Мартин|М. Бубер]] и [[Хешел, Аврахам Иехошуа|А. Хешел]] также трактуют избавление как победу над злом. Бубер понимает под избавлением искоренение зла, совершенного человеком в истории; средством достижения этой цели является освящение повседневной жизни, которое осуществляется в диалоге человека с Богом. Хешел видит высшую задачу человека в приготовлении мира к избавлению, в постоянном стремлении отделить добро от зла. Поскольку зло не имеет самостоятельного существования, но существует лишь паразитируя на добре, оно исчезнет из бытия после того, как задача разделения добра и зла будет выполнена. Избавление, таким образом, зависит от разделения добра и зла. Для [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейга]] избавление — это процесс, в котором мир и человек объединяются в совершенной гармонии с Богом и тем самым приобщаются к Его вечности. Это приобщение, в основе которого лежит любовь Бога к человеку и ответная любовь человека к Богу, избавляет человека от одиночества, крайней формой которого является смерть. Основанная на взаимной любви связь человека и Бога есть первый шаг к избавлению мира, ибо эта любовь распространяется и на других людей. Так Бог объединяет человека с Собой и миром; осуществление этого единства означает победу над смертью и бессмертие всего живущего — всеобщее вечное избавление. [[Каплан, Мордехай Менахем|М. Каплан]] рассматривает Бога как имманентную миру силу, действующую в направлении избавления (в терминологии Каплана — спасения), и различает два аспекта избавления — личный и общественный. Личное избавление сводится к вере в возможность достижения цельности личности; общественное избавление как естественный спутник избавления личного (поскольку мы не можем мыслить себя вне связи с чем-то внешним) состоит в преследовании общих целей способами, предоставляющими каждому индивидууму максимальную возможность самовыражения. М. Каплан считает, что избавление должно рассматриваться не как вознаграждение за страдание, но как цель человеческой деятельности. [[Соловейчик|И. Б. Соловейчик]] трактует избавление в терминах религиозной веры и соблюдения [[Мицвот|мицвот]]. Избавление является модусом существования, а не его атрибутом. Поскольку избавление во власти человека, оно есть не что иное, как победа человека над собой, или, что то же самое, «победа Творца над человеком».
+
-
 
+
-
В сионизме находит выражение идея национального избавления как аспект традиционной еврейской концепции избавления. Религиозный сионизм рассматривает возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль как начало процесса избавления. Согласно учению раввина [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. И. Кука]], надежда на избавление, понимаемое как возвращение народа в свою страну, является источником особой природы иудаизма, силой, питающей его в галуте; самое избавление есть не что иное, как жизнь в Эрец-Исраэль, проникнутая духом иудаизма. Избавление обретает реальность в возвращении народа на родину. Нерелигиозный сионизм также включает мессианские элементы, выражающиеся в понятиях, традиционно связанных с концепцией избавления, таких, как победа добра над злом и торжество социальной справедливости. См. также [[Прощение В Иудаизме|Прощение]], [[Мессия|Мессия]], [[Эсхатология]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11722|ИЗБАВЛЕНИЕ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+

Текущая версия на 23:18, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Избавление - трактовка в еврейской традиции
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация