Монотеизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
 
(21 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
'''Монотеи́зм''' (букв. «единобожие» — от {{lang-el|μόνος}}, «один» и {{lang-el|θεός}}, «бог») — религиозное представление и учение о Едином [[Бог]]е (в противоположность языческому многобожию, [[политеизм]]у)<ref name="SlTrmIon">А. М. Лопухов — ''Словарь терминов и понятий по обществознанию''</ref>. Обычно монотеизм также противопоставляется [[пантеизм]]у.<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|12830|Монотеизм}}</ref> В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, [[иудаизм]], [[ислам]] и [[христианство]] (при условии, что [[Троица|тройственность Бога]] не ставит под вопрос его единство).<ref name="ESE">«''[http://ariom.ru/wiki/Monoteizm Монотеизм]''» в Энциклопедии современной эзотерики</ref>. Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является [[зороастризм]]. Монотеизм можно классифицировать на [[теизм]], [[пантеизм]], [[панентеизм]] и [[деизм]].<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/1/15/1011854.htm?text=монотеизм «Монотеизм» в энциклопедии Кругосвет]</ref>
+
{{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ=2
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=Пинхас Полонский
 +
|АВТОР2=Арье Ольман
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
}}
-
== История ==
 
-
=== Монотеизм в Древнем Египте ===
 
-
{{нет источников в разделе}}
 
-
Ряд египтологов утверждает, что в Древнем Египте издавна существовал монотеизм. По этому вопросу выделяют три позиции:
 
-
* традиция монотеизма существовала в течение всей истории Древнего Египта и была главенствующей ([[Вире]], [[Дриотоп]], [[Моренц]], [[Вергот]], [[Бадж]]);
 
-
* первоначальная монотеистическая традиция в течение времени исказилась в политеистическую ([[Пьерре]]);
 
-
* монотеизм в Древнем Египте был открыт только для жречества, а политеизм был уделом простолюдинов ([[Море]]).
 
-
Египтология признаёт, что монотеизм являлся исконной египетской религиозной традицией. «Для египтян различные боги с их особенными именами были всего лишь ипостасями или проявлениями Единого…», писал [[Вергот]]. Монотеистические воззрения египтян дошли до нас в «Мемфиском трактате», в котором [[Птах]] провозглашается Единым Творцом и Судьёй Вселенной, и в поучениях Гераклеопольского царя царевичу Мерикара, в которых затрагиваются религиозные верования египтян III тысячелетия до н. э.
+
'''Монотеи́зм''' (букв. «единобожие» — от {{lang-el|μόνος}}, «один» и {{lang-el|θεός}}, «Бог») — религиозное представление и учение о Едином [[Бог]]е, который персонифицируется, то есть является определённой «личностью». Монотеизм противопоставляется языческому многобожию, политеизму)<ref name="SlTrmIon">А. М. Лопухов — ''Словарь терминов и понятий по обществознанию''</ref> и [[пантеизм]]у.<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|12830|Монотеизм}}</ref>.  
-
Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в [[Древний Египет|Египте]] фараоном [[Эхнатон]]ом в XIV веке до нашей эры — последний пытался оставить в египетском [[Пантеон|пантеоне]] одно божество, бога [[Атон|Атона]]. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.
+
К монотеистическим религиям относятся [[Авраамические религии]] - [[иудаизм]], [[ислам]] и [[христианство]] (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его единство).<ref name="ESE">«''[http://ariom.ru/wiki/Monoteizm Монотеизм]''» в Энциклопедии современной эзотерики</ref>.
-
== Монотеистические религии ==
 
-
=== [[Авраамические религии]] ===
 
-
==== [[Иудаизм]] ====
 
-
Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более других богов. Согласно распространённому в науке мнению,<ref>[[Бертран Рассел]], «История западной философии» [http://www.psylib.ukrweb.net/books/rassb01/txt25.htm#ch1 Книга Вторая, Часть Первая, Глава I на сайте PSYLIB]</ref> религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму [[Монолатрия|монолатрии]], а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]]. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения [[христианство|христианства]] и [[ислам]]а.{{нет АИ|7|09|2009}}
 
-
С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались [[Маймонид]] (XII век) и другие еврейские мыслители,<ref name="Штейнзальц">р. [[Адин Штейнзальц]], статья [http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/voschozhdeniye/katavot/avraham.htm Авраам]</ref> монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как [[фетишизм]] или [[шаманство]], лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. [[монолатрия]]). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.<ref name="Штейнзальц" />
+
== Истоки монотеизма ==
 +
 +
Библейский монотеизм, легший в основу [[Иудаизм|иудаизма]], а впоследствии — также в основу [[Христианство|христианства]] и [[Ислам|ислама]], зародился в политеистической религиозной атмосфере Ближнего Востока и, по-видимому, первоначально развился из генотеизма — веры в главенство одного из богов и монолатрии — поклонения одному богу, что не исключало существования и других богов (см. [[Авраам]], [[Патриархи]]).  
-
==== [[Христианство]] ====
+
После революционного перелома в результате реформаторской деятельности [[Моисей|Моисея]] монотеизм постепенно принимает более утонченную и возвышенную форму, продолжая, однако, оставаться уникальной религиозной верой, в отличие от рационалистических монотеистических концепций, выдвигавшихся в греческой философии (см. также [[Деисты]]).  
-
Христианство возникло как учение последователей [[Иисус Христос|Иисуса Христа]] из [[Назарет]]а, жившего в [[Палестина|Палестине]] около двух тысяч лет назад. Не сохранилось ни одного письменного источника, принадлежавшего руке самого Иисуса. Собрание посланий учеников и последователей Иисуса называется [[Евангелие]]м (Новым Заветом, Греческими писаниями). Косвенным свидетельством истинности сочинений Нового Завета может служить упоминание об Иисусе древним летописцем Тацитом, а также множество упоминаний в литературе второго и третьего веков нашей эры и даже Коране.{{нет АИ|7|09|2009}}=))))
+
-
Христианство как религия зародилась на почве, тщательно подготовленной иудейскими учителями, и была легко воспринята множеством простых иудеев. Такое же быстрое распространение Христианство получило и в Элладе и в Египте.{{нет АИ|7|09|2009}}
+
Хотя под влиянием греческой философии в иудаизме сформировались философско-теологические течения (см. [[Философиясодержание|Философия]]), [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]] еще за несколько столетий до Б. Паскаля указывал на пропасть между богом философов и живой верой в Бога Израиля. Фундаментальные принципы еврейского монотеизма, окончательно сформировавшегося в начале эпохи Второго [[Храм|храма]], — абсолютное бытие Бога, полностью исключающее существование какого-либо иного, качественно близкого Ему бытия; трансцендентность Бога по отношению к миру; абсолютная суверенность и свобода воли Бога и отсутствие каких-либо ограничений Его могущества; личностность Бога; невозможность описания бытия и сущности Бога в терминах материального существования; открытие Богом Себя в человеческой истории; избрание еврейского народа Богом и Его [[Завет]] с ним; Божественное провидение, проистекающее из Его абсолютной власти над природой и историей; предоставление Богом человеку свободы выбора и неограниченной возможности обращения к Богу (подробнее см. [[Бог|Бог]], [[Библия]], [[Иудаизм|Иудаизм]]).
-
Основной идеей Христианства является утверждение:
+
== Происхождение монотеизма ==
-
'''Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную.
+
-
''Иоанн.3:16'''''
+
-
Однако христианство не является [[политеизм|политеистической]] религией, так в Новом Завете имеется следующее утверждение Иисуса [[Христос|Христа]]:
+
Согласно распространённому в науке мнению,[[Бертран Рассел]], «История западной философии» [http://www.psylib.ukrweb.net/books/rassb01/txt25.htm#ch1 Книга Вторая, Часть Первая, Глава I на сайте PSYLIB] религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму [[Монолатрия|монолатрии]], а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]]. Однако традиционная точка зрения отвергает этот подход и считает монотеизм исходной позицией иудаизма.
-
'''Я и Отец — одно.
+
Однако в любом случае в истории человечества  [[монотеизм]] впервые был провозглашен в иудаизме<ref>{{ЭЕЭ|11877|Иудаизм}}</ref>. Все другие виды современных монотеистических религий ([[христианство]], [[ислам]], а также произошедшие из него [[друзы]] и [[бахаи]]) заимствовали свои монотеистические концепции из иудаизма.
-
''Иоанн. 10:30'''''
+
-
Это несомненно монотеистическая система представлений о высших силах.{{нет АИ|7|09|2009}}
 
-
Человек многие века жил в надежде об избавлении от страданий этого мира. Подавляющее большинство древней духовной литературы говорит о реальности этого избавления через некоего мессию (машиах ''ивр.''). Ученики Иисуса называют его Христом ([[Христос]] ''греч.'' — мессия).
+
== Монотеизм в древнем Израиле ==
-
Христианство сегодня имеет огромное число последователей, образовавших множество конфессий. Основные христианские конфессии: католицизм, протестантизм, православие.
+
-
===== Критика христианства =====
+
Мнения ученых о времени, когда монотеизм окончательно восторжествовал в Древнем Израиле, расходятся. Некоторые исследователи полагают, что политеизм исчез после монотеистической реформы Моисея, и проявления политеизма в Израиле и [[Иудея|Иудее]] были пережиточными. Однако большинство придерживается точки зрения, согласно которой язычество было искоренено реформами [[Иошияху]] в конце эпохи Первого храма. Однако сторонники обеих точек зрения согласны в том, что политеистические пережитки были окончательно изжиты после возвращения еврейского народа из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] (см. [[Земля Израиля /Эрец-Исраэль/. Исторический очерк. Эпоха Второго храма. Эзра и Нехемия]]; см. также [[Исход Из Египта|Исход]]).
-
{{нет источников в разделе}}
+
-
Критика христианства не менее популярна чем само христианство. Наибольшее количество исторических конфликтов в истории последних двух тысячелетий связаны именно с христианством. Критике подвергаются как отдельные доктринальные положения христианства, так и вся система вероучения в целом.
+
-
{{main|Отрицание и критика догмата о Троице}}
 
-
В связи с неприятием христианского догмата о [[Троица|Троице]], монотеистичность христианства оспаривается:
 
-
* '''[[иудаизм]]ом''':
+
== Монотеизм в библейский период ==
-
{{ВЗ|(Пророчество о царе Тирском) И бло ко мне слово Господне: сын человеческий скажи начальству в Тире; так Говорит Господь Бог: За то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: „я бог, восседаю на седалище божьем, в сердце морей“ и, будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божьим. … Низвиду тебя в огилу, и умрешь в сердце морей смертью удитых. Скажещь ли тогда перед твоим убийцею "я бог", тогда как в руке поражающнго тебя ты будешь челоек, а не бог?  … ты умрёшь… смертью необрезанных|Иез|28:2|-10}}
+
-
{{НЗ|Я и Отец — одно (сказал Иисус). Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которые из них хотите побить Меня камнями?
+
В самой сущности библейского монотеизма кроется ряд противоречий. Бог — творец и владыка Вселенной, наделенный высшим моральным совершенством; человек, созданный по образу и подобию Бога, должен прилагать все силы для того, чтобы уподобиться Ему в нравственном отношении. Отсюда проистекает постоянное стремление к равновесию между культовым ритуалом и нравственным поведением. В библейскую эпоху это равновесие зачастую оказывалось неустойчивым.  
-
…хотим побить Тебя камнями за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом…
+
-
Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте мне; а если творю, то когда не верите Мне, верьте делам Моим чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне а Я в Нем.|Иоан|10:30|-39}}
+
-
* '''[[ислам]]ом'''
+
В 8 в. до н. э. напряженность между ритуальной и нравственной сторонами иудаизма вылилась в открытый конфликт, когда израильские пророки (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) провозгласили примат нравственной стороны веры над ее культовой стороной. Литературные памятники, относящиеся ко времени реформы Иошияху, отражают попытку найти желаемое равновесие (см. [[Второзаконие]]).  
-
{{Начало цитаты}}'''30'''. Иудеи сказали: «Узейр (Ездра) – сын Аллаха». Христиане сказали: «Мессия – сын Аллаха». Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!
+
-
'''31'''. Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!
+
-
'''32'''. Они хотят потушить свет Аллаха своими устами. Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим.
+
В целом такое равновесие было найдено, однако на протяжении всей эпохи Второго храма не исчезала напряженность между нравственной и культовой сторонами иудаизма. Эта напряженность нашла свое выражение в борьбе между сложившимися в иудаизме религиозно-идейными течениями [[Фарисеи|фарисеев]], [[Саддукеи|саддукеев]] и [[Ессеи|ессеев]] (см. также [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитки]], [[Иисус]]). Эта борьба завершилась лишь с окончательной победой фарисеев после разрушения Второго храма. Однако и в последующие периоды монотеизм подвергался различным интерпретациям в философских и мистических течениях — как периферийных, так и занявших центральное место в еврейской религиозной мысли, — несмотря на свои существенные отличия от основного русла талмудического (см. [[Талмуд]]) иудаизма (см. [[Каббала]]).
-
'''33'''. Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам.{{Конец цитаты|источник=[http://www.qoran.nm.ru/kuliev/9.htm Коран 9:30-33]}}
+
-
* '''[[толстовство]]м''':
+
== Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека ==
-
: См. [http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1130.shtml Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса].
+
-
* '''[[антитринитарии|антитринитариями]]''' и т. д.
+
Монотеизм включает в себя не только понятие о "единстве Бога", но и представление о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
-
==== [[Ислам]] ====
+
На представлении о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию базируется понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, в котором Бог требует от человека достойного и нравственного поведения ("этический монотеизм").
-
{{нет источников в разделе}}
+
-
[[Ислам]] зародился в VII веке н. э. в Аравии в результате проповеднической деятельности [[Мухаммад]]а. Ислам основывается на 5 фундаментальных положениях ([[Пять столпов ислама]]). Первое и главное из них — это [[Шахада]], или свидетельство веры: «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его последний Пророк». В этой формуле заключёна фундаментальная идея ислама — [[Таухид]], то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога - [[Аллах]]а (в переводе с арабского означает "Единый Бог").
+
-
[[Ширк]] — [[многобожие]], заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является самым страшным [[грех]]ом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк — это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк — это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды.
 
-
Согласно учению [[ислам]]а, чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки — от [[Адам]]а до [[Мухаммад]]а. Сам же ислам, согласно [[Коран]]у и [[Сунна|Сунне]] пророка [[Мухаммад]]а, возрождает Таухид [[Ибрахим]]а (библейского Авраама), который называется [[Ханиф]]. С исторической точки зрения ислам является самой молодой авраамической религией со строгим принципом единобожия в своей основе.
+
=== Приближение к монотеизму в других древних религиях ===
-
{{planned}}
+
Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией [[зороастризм]]. Однако, монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом.
 +
 
 +
Существует также версия, что первым монотеистом был египетский фараон [[Эхнатон]] (1364—1347 гг. до н. э.), провозгласивший единого Бога — [[Атон]]а. Однако весьма возможно, что (1) Эхнатон жил после Моисея, и заимствовал монотеизм от него, (2) монотеизм Эхнатона не предполагал "сотворение человека по Образу Бога" - т.е. не содержал тех элементов, которые дали возможность еврейскому монотеизму в наибольшей степени повлиять на человечество.
 +
 
 +
 
 +
== Влияние еврейского монотеизма на формирование мировых религий ==
 +
 
 +
Еврейский монотеизм сыграл определяющую роль в формировании христианской и мусульманской теологии и культа, а также в отношениях этих религий к евреям.
 +
 
 +
Обожествление Иисуса, трактуемого в христианстве как одна из ипостасей Бога, воспринималось иудаизмом как отход от монотеизма в направлении политеизма или синкретизма, что вызвало острую враждебность между еврейством и христианским миром. Тем не менее, еврейская монотеистическая концепция наложила глубокий отпечаток на европейскую цивилизацию как в религиозной, так и в других сферах.
 +
 
 +
Несовместимые на первый взгляд идеи Божественного провидения и дарованной человеку Богом свободы воли и выбора, концепция воздаяния и общечеловеческого искупления определили новое отношение между человеческой личностью и природой и Богом, что послужило стимулом к творчеству во всех областях — в [[Философия содержание|философии]], искусстве, науке, обществе.
 +
 
 +
В отличие от пантеистического взгляда на человеческую судьбу как предопределенную роком или зависящую от произвола богов и статической концепции человеческого общества, еврейский монотеизм привнес принципиально новую идею полной реализации индивида в рамках его союза (см. [[Завет]]) с Богом, налагающего обязанности на обе стороны, и взгляд на человеческую историю как на целенаправленный динамический процесс, в котором, как и в основополагающей книге иудаизма — [[Пятикнижие|Пятикнижии]], — нормативом служит не прошлое или настоящее, а будущее (см. [[Мессия]], [[Эсхатология]]).
 +
 
 +
Взгляд, распространенный и продолжающий распространяться во многих цивилизациях современного мира, согласно которому совершенство человеческого рода — не утопия, а достижимый идеал, это в значительной степени результат прямого или косвенного влияния еврейского монотеизма.
 +
 
 +
== Являлся ли монотеизм естественной древней религией человечества? ==
 +
 
 +
С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались [[Маймонид]] (XII век) и другие еврейские мыслители,<ref name="Штейнзальц">р. [[Адин Штейнзальц]], статья [http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/voschozhdeniye/katavot/avraham.htm Авраам]</ref> монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия.
 +
 
 +
Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. [[монолатрия]]). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.<ref name="Штейнзальц" />. Однако, эта вера не подразумевает Личностность Бога или "сотворение человека по Образу Бога" - т.е. не имеет характера "этического монотеизма".
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 80: Строка 84:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* {{ЭЕЭ|12830|Монотеизм}}
* {{ЭЕЭ|12830|Монотеизм}}
-
* Статья «''[http://ariom.ru/wiki/Monoteizm Монотеизм]''» в Энциклопедии современной эзотерики
 
* Статья «''[http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/1/15/1011854.htm?text=монотеизм Монотеизм]''» в энциклопедии Кругосвет
* Статья «''[http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/1/15/1011854.htm?text=монотеизм Монотеизм]''» в энциклопедии Кругосвет
* [http://www.tauhid.info/ Монотеизм в исламе]
* [http://www.tauhid.info/ Монотеизм в исламе]
-
{{Боги}}
+
[[Категория:Идеи иудаизма]]
-
 
+
[[Категория:Еврейская философия]]
-
[[Категория:Монотеизм]]
+
[[Категория:Иудаизм vs. другие религии]]
-
[[Категория:Религия]]
+
-
[[an:Monoteísmo]]
+
{{WikiCopyRight}}
-
[[ar:توحيدية]]
+
-
[[bat-smg:Muonuoteėzmos]]
+
-
[[bg:Монотеизъм]]
+
-
[[bs:Monoteizam]]
+
-
[[ca:Monoteisme]]
+
-
[[ceb:Monoteyismo]]
+
-
[[ckb:یەکتاپەرستی]]
+
-
[[cs:Monoteismus]]
+
-
[[cy:Undduwiaeth]]
+
-
[[da:Monoteisme]]
+
-
[[de:Monotheismus]]
+
-
[[dv:އެއްކައުވަންތަކަން]]
+
-
[[en:Monotheism]]
+
-
[[eo:Monoteismo]]
+
-
[[es:Monoteísmo]]
+
-
[[et:Monoteism]]
+
-
[[eu:Monoteismo]]
+
-
[[fa:یکتاپرستی]]
+
-
[[fi:Monoteismi]]
+
-
[[fr:Monothéisme]]
+
-
[[fy:Monoteisme]]
+
-
[[gl:Monoteísmo]]
+
-
[[he:מונותאיזם]]
+
-
[[hi:एकेश्वरवाद]]
+
-
[[hr:Monoteizam]]
+
-
[[ht:Monoteyis]]
+
-
[[hu:Egyistenhit]]
+
-
[[hy:Միաստվածություն]]
+
-
[[ia:Monotheismo]]
+
-
[[id:Monoteisme]]
+
-
[[is:Eingyðistrú]]
+
-
[[it:Monoteismo]]
+
-
[[ja:一神教]]
+
-
[[ka:მონოთეიზმი]]
+
-
[[kn:ಏಕೀಶ್ವರವಾದ]]
+
-
[[ko:일신교]]
+
-
[[la:Monotheismus]]
+
-
[[lmo:Monoteism]]
+
-
[[lt:Monoteizmas]]
+
-
[[lv:Monoteisms]]
+
-
[[mk:Монотеизам]]
+
-
[[ml:ഏകദൈവവിശ്വാസം]]
+
-
[[ms:Monoteisme]]
+
-
[[nl:Monotheïsme]]
+
-
[[nn:Monoteisme]]
+
-
[[no:Monoteisme]]
+
-
[[oc:Monoteïsme]]
+
-
[[pl:Monoteizm]]
+
-
[[pt:Monoteísmo]]
+
-
[[ro:Monoteism]]
+
-
[[sah:Монотеизм]]
+
-
[[scn:Monoteismu]]
+
-
[[sco:Monotheism]]
+
-
[[sh:Monoteizam]]
+
-
[[simple:Monotheism]]
+
-
[[sk:Monoteizmus]]
+
-
[[sl:Monoteizem]]
+
-
[[sq:Monoteizmi]]
+
-
[[sr:Монотеизам]]
+
-
[[sv:Monoteism]]
+
-
[[szl:Můnotejizm]]
+
-
[[ta:ஒரு கடவுட் கொள்கை]]
+
-
[[te:ఏకేశ్వరవాదం]]
+
-
[[tr:Tektanrıcılık]]
+
-
[[uk:Монотеїзм]]
+
-
[[vi:Độc thần giáo]]
+
-
[[war:Monoteismo]]
+
-
[[yi:מאנאטעיזם]]
+
-
[[zh:一神教]]
+
-
[[zh-yue:一神論]]
+

Текущая версия на 19:53, 3 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Авторы статьи: Пинхас Полонский
Арье Ольман


Монотеи́зм (букв. «единобожие» — от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «Бог») — религиозное представление и учение о Едином Боге, который персонифицируется, то есть является определённой «личностью». Монотеизм противопоставляется языческому многобожию, политеизму)[1] и пантеизму.[2].

К монотеистическим религиям относятся Авраамические религии - иудаизм, ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его единство).[3].


Содержание

Истоки монотеизма

Библейский монотеизм, легший в основу иудаизма, а впоследствии — также в основу христианства и ислама, зародился в политеистической религиозной атмосфере Ближнего Востока и, по-видимому, первоначально развился из генотеизма — веры в главенство одного из богов и монолатрии — поклонения одному богу, что не исключало существования и других богов (см. Авраам, Патриархи).

После революционного перелома в результате реформаторской деятельности Моисея монотеизм постепенно принимает более утонченную и возвышенную форму, продолжая, однако, оставаться уникальной религиозной верой, в отличие от рационалистических монотеистических концепций, выдвигавшихся в греческой философии (см. также Деисты).

Хотя под влиянием греческой философии в иудаизме сформировались философско-теологические течения (см. Философия), Иехуда hа-Леви еще за несколько столетий до Б. Паскаля указывал на пропасть между богом философов и живой верой в Бога Израиля. Фундаментальные принципы еврейского монотеизма, окончательно сформировавшегося в начале эпохи Второго храма, — абсолютное бытие Бога, полностью исключающее существование какого-либо иного, качественно близкого Ему бытия; трансцендентность Бога по отношению к миру; абсолютная суверенность и свобода воли Бога и отсутствие каких-либо ограничений Его могущества; личностность Бога; невозможность описания бытия и сущности Бога в терминах материального существования; открытие Богом Себя в человеческой истории; избрание еврейского народа Богом и Его Завет с ним; Божественное провидение, проистекающее из Его абсолютной власти над природой и историей; предоставление Богом человеку свободы выбора и неограниченной возможности обращения к Богу (подробнее см. Бог, Библия, Иудаизм).

Происхождение монотеизма

Согласно распространённому в науке мнению,Бертран Рассел, «История западной философии» Книга Вторая, Часть Первая, Глава I на сайте PSYLIB религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Однако традиционная точка зрения отвергает этот подход и считает монотеизм исходной позицией иудаизма.

Однако в любом случае в истории человечества монотеизм впервые был провозглашен в иудаизме[4]. Все другие виды современных монотеистических религий (христианство, ислам, а также произошедшие из него друзы и бахаи) заимствовали свои монотеистические концепции из иудаизма.


Монотеизм в древнем Израиле

Мнения ученых о времени, когда монотеизм окончательно восторжествовал в Древнем Израиле, расходятся. Некоторые исследователи полагают, что политеизм исчез после монотеистической реформы Моисея, и проявления политеизма в Израиле и Иудее были пережиточными. Однако большинство придерживается точки зрения, согласно которой язычество было искоренено реформами Иошияху в конце эпохи Первого храма. Однако сторонники обеих точек зрения согласны в том, что политеистические пережитки были окончательно изжиты после возвращения еврейского народа из пленения вавилонского (см. Земля Израиля /Эрец-Исраэль/. Исторический очерк. Эпоха Второго храма. Эзра и Нехемия; см. также Исход).


Монотеизм в библейский период

В самой сущности библейского монотеизма кроется ряд противоречий. Бог — творец и владыка Вселенной, наделенный высшим моральным совершенством; человек, созданный по образу и подобию Бога, должен прилагать все силы для того, чтобы уподобиться Ему в нравственном отношении. Отсюда проистекает постоянное стремление к равновесию между культовым ритуалом и нравственным поведением. В библейскую эпоху это равновесие зачастую оказывалось неустойчивым.

В 8 в. до н. э. напряженность между ритуальной и нравственной сторонами иудаизма вылилась в открытый конфликт, когда израильские пророки (см. Пророки и пророчество) провозгласили примат нравственной стороны веры над ее культовой стороной. Литературные памятники, относящиеся ко времени реформы Иошияху, отражают попытку найти желаемое равновесие (см. Второзаконие).

В целом такое равновесие было найдено, однако на протяжении всей эпохи Второго храма не исчезала напряженность между нравственной и культовой сторонами иудаизма. Эта напряженность нашла свое выражение в борьбе между сложившимися в иудаизме религиозно-идейными течениями фарисеев, саддукеев и ессеев (см. также Мёртвого моря свитки, Иисус). Эта борьба завершилась лишь с окончательной победой фарисеев после разрушения Второго храма. Однако и в последующие периоды монотеизм подвергался различным интерпретациям в философских и мистических течениях — как периферийных, так и занявших центральное место в еврейской религиозной мысли, — несмотря на свои существенные отличия от основного русла талмудического (см. Талмуд) иудаизма (см. Каббала).

Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека

Монотеизм включает в себя не только понятие о "единстве Бога", но и представление о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

На представлении о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию базируется понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, в котором Бог требует от человека достойного и нравственного поведения ("этический монотеизм").


Приближение к монотеизму в других древних религиях

Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако, монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом.

Существует также версия, что первым монотеистом был египетский фараон Эхнатон (1364—1347 гг. до н. э.), провозгласивший единого Бога — Атона. Однако весьма возможно, что (1) Эхнатон жил после Моисея, и заимствовал монотеизм от него, (2) монотеизм Эхнатона не предполагал "сотворение человека по Образу Бога" - т.е. не содержал тех элементов, которые дали возможность еврейскому монотеизму в наибольшей степени повлиять на человечество.


Влияние еврейского монотеизма на формирование мировых религий

Еврейский монотеизм сыграл определяющую роль в формировании христианской и мусульманской теологии и культа, а также в отношениях этих религий к евреям.

Обожествление Иисуса, трактуемого в христианстве как одна из ипостасей Бога, воспринималось иудаизмом как отход от монотеизма в направлении политеизма или синкретизма, что вызвало острую враждебность между еврейством и христианским миром. Тем не менее, еврейская монотеистическая концепция наложила глубокий отпечаток на европейскую цивилизацию как в религиозной, так и в других сферах.

Несовместимые на первый взгляд идеи Божественного провидения и дарованной человеку Богом свободы воли и выбора, концепция воздаяния и общечеловеческого искупления определили новое отношение между человеческой личностью и природой и Богом, что послужило стимулом к творчеству во всех областях — в философии, искусстве, науке, обществе.

В отличие от пантеистического взгляда на человеческую судьбу как предопределенную роком или зависящую от произвола богов и статической концепции человеческого общества, еврейский монотеизм привнес принципиально новую идею полной реализации индивида в рамках его союза (см. Завет) с Богом, налагающего обязанности на обе стороны, и взгляд на человеческую историю как на целенаправленный динамический процесс, в котором, как и в основополагающей книге иудаизма — Пятикнижии, — нормативом служит не прошлое или настоящее, а будущее (см. Мессия, Эсхатология).

Взгляд, распространенный и продолжающий распространяться во многих цивилизациях современного мира, согласно которому совершенство человеческого рода — не утопия, а достижимый идеал, это в значительной степени результат прямого или косвенного влияния еврейского монотеизма.

Являлся ли монотеизм естественной древней религией человечества?

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители,[5] монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия.

Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.[5]. Однако, эта вера не подразумевает Личностность Бога или "сотворение человека по Образу Бога" - т.е. не имеет характера "этического монотеизма".

Примечания

  1. А. М. Лопухов — Словарь терминов и понятий по обществознанию
  2. Статья «Монотеизм» в Электронной еврейской энциклопедии
  3. «Монотеизм» в Энциклопедии современной эзотерики
  4. Статья «Иудаизм» в Электронной еврейской энциклопедии
  5. 5,0 5,1 р. Адин Штейнзальц, статья Авраам

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация