Порат, Орна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) (переименовал «Порат, Орна (ЭЕЭ)» в «Порат, Орна») |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Порат, Орна (ЭЕЭ)» в «Порат, Орна») |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье | |
+ | |ТИП СТАТЬИ= 2 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |НАЗВАНИЕ= | ||
+ | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
+ | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |ТЕМА= | ||
+ | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= | ||
+ | |ИЗ ЦИКЛА= | ||
+ | |ПУБЛИКАЦИИ= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | '''Порат, Орна''' (Ирена Кляйн; Porat, Orna; родилась в 1924 г., Кёльн) — израильская актриса, режиссер и театральный деятель. | ||
+ | |||
+ | == Биография == | ||
+ | |||
+ | Родилась в немецкой семье. Училась театральному искусству в драматической школе Кельна (1940-42), затем выступала во второстепенных ролях в театрах Кёльна и Шлезвига (1942-46) и недолго в Гамбурге (1947). Состояла в молодежной нацистской организации Гитлерюгенд, но, узнав в конце войны о злодеяниях нацизма, она в поисках «лучшего мира» намеревалась уехать в Советский Союз. В 1945 г. встретила солдата британской армии еврея Иосефа Протера (Порат) и вышла за него замуж, приняв иудаизм. В 1947 г. Порат с мужем репатриировалась в Эрец-Исраэль, попав в страну к началу [[Война За Независимость|Войны за Независимость]]. Некоторое время семья Порат жила в различных киббуцах, а затем переехала в Тель-Авив. | ||
+ | |||
+ | === «Камери» === | ||
+ | |||
+ | Артистическая карьера Порат связана с театром [[«Камери»]], куда она была принята (1947) после попыток поступить по конкурсу в [[«Хабима»|«Хабиму»]] и [[«Охел»]]. Еще слабо владея ивритом, Порат проработала в театре год без оплаты, исполняя маленькую роль в спектакле по пьесе Кэтрин Форбс и Дж. Ван Друтена «Мама была такой» (1948; режиссер [[Милло, Иосеф|И. Милло]]), а затем вошла в состав труппы и вскоре стала в ней одной из ведущих актрис. Играла героико-трагедийные роли классического репертуара (например, Жанна д’Арк в «Святой Иоанне» Б. Шоу, 1952; Мария Стюарт в одноименной пьесе Ф. Шиллера, 1961; Электра в одноименной пьесе Еврипида, 1964 и другие) и характерно-сатирические (например, Шунтэ и Сунтэ в «Добром человеке из Сезуана» Б. Брехта, 1955; Гитл Моска в пьесе У. Гибсона «Двое на качелях», 1960; Старая дама в пьесе Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы», 1974). Особой глубиной и законченностью отличается роль Матери в пьесе Ф. Лорки «Кровавая свадьба» (1970, «Камери»; 1990, «Хабима»); оригинальную трактовку Порат нашла, играя роли в пьесах У. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Кориолан» и других. Помимо работы в израильских театрах Порат выступала нередко и в зарубежных: в парижском театре [[Бернар, Сара|Сары Бернар]] (1956), в театрах Швейцарии и США (1960-70-е гг.); в 1961-64 гг. совершенствовала актерское мастерство в Сорбонне (Париж), выезжала в Лондон, а также в Москву и Ленинград, где знакомилась с особенностями детского театра. | ||
+ | |||
+ | === Создание детского театра в Израиле === | ||
+ | |||
+ | Порат — создатель и первый руководитель детского театра в Израиле. Еще в 1960-х гг. при «Камери» был организован детский филиал, который с 1970 г. стал самостоятельным «Театром для детей и юношества» («hа-театрон л-иладим у-ле-ноар»). В течение 18 лет Порат возглавляла театр, поставила много спектаклей, в том числе «[[Франк, Анна|Анна Франк]]» (по пьесе Френсис Гудрич и А. Хаккета, 1973), «Аггадот шлоша ве-арбаа» («Сказание о трех и четырех», по [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялику]]). Порат участвовала в телевизионной постановке «Хозяйка замка» по пьесе [[Гольдберг, Леа|Леи Гольдберг]] и в кинофильме о жизни [[Корчак, Януш|Я. Корчака]]. | ||
+ | |||
+ | == Значительные роли == | ||
+ | |||
+ | Значительные роли Порат последних лет — Бернарда Альба в пьесе Ф. Лорки «Дом Бернарды Альба» (1988) и роль Маргариты фон Цанд, врача дома умалишенных в пьесе Ф. Дюрренматта «Физики» (1991), обе в «Камери». Актерская манера Порат отличается яркой темпераментностью, экспрессией и одновременно сдержанностью, напряженным драматизмом и глубоким психологизмом. | ||
+ | |||
+ | == Премии и награды == | ||
+ | |||
+ | Порат — лауреат [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1979), премии «Серебряная роза» газеты «Маарив» (1980, за исполнение женской роли в пьесе [[Миллер, Артур|А. Миллера]] «Смерть коммивояжера»), имени [[Маргалит, Меир|М. Маргалита]] (1983; за исполнение роли Гекубы в пьесе Ж.-П. Сартра «Жены Трои» по Еврипиду, «Хабима»). | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|13284|ПОРАТ Орна}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Театры Израиля]] | ||
+ | [[Категория:Режиссёры Израиля]] |
Текущая версия на 23:55, 22 апреля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Порат, Орна (Ирена Кляйн; Porat, Orna; родилась в 1924 г., Кёльн) — израильская актриса, режиссер и театральный деятель.
Содержание |
Биография
Родилась в немецкой семье. Училась театральному искусству в драматической школе Кельна (1940-42), затем выступала во второстепенных ролях в театрах Кёльна и Шлезвига (1942-46) и недолго в Гамбурге (1947). Состояла в молодежной нацистской организации Гитлерюгенд, но, узнав в конце войны о злодеяниях нацизма, она в поисках «лучшего мира» намеревалась уехать в Советский Союз. В 1945 г. встретила солдата британской армии еврея Иосефа Протера (Порат) и вышла за него замуж, приняв иудаизм. В 1947 г. Порат с мужем репатриировалась в Эрец-Исраэль, попав в страну к началу Войны за Независимость. Некоторое время семья Порат жила в различных киббуцах, а затем переехала в Тель-Авив.
«Камери»
Артистическая карьера Порат связана с театром «Камери», куда она была принята (1947) после попыток поступить по конкурсу в «Хабиму» и «Охел». Еще слабо владея ивритом, Порат проработала в театре год без оплаты, исполняя маленькую роль в спектакле по пьесе Кэтрин Форбс и Дж. Ван Друтена «Мама была такой» (1948; режиссер И. Милло), а затем вошла в состав труппы и вскоре стала в ней одной из ведущих актрис. Играла героико-трагедийные роли классического репертуара (например, Жанна д’Арк в «Святой Иоанне» Б. Шоу, 1952; Мария Стюарт в одноименной пьесе Ф. Шиллера, 1961; Электра в одноименной пьесе Еврипида, 1964 и другие) и характерно-сатирические (например, Шунтэ и Сунтэ в «Добром человеке из Сезуана» Б. Брехта, 1955; Гитл Моска в пьесе У. Гибсона «Двое на качелях», 1960; Старая дама в пьесе Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы», 1974). Особой глубиной и законченностью отличается роль Матери в пьесе Ф. Лорки «Кровавая свадьба» (1970, «Камери»; 1990, «Хабима»); оригинальную трактовку Порат нашла, играя роли в пьесах У. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Кориолан» и других. Помимо работы в израильских театрах Порат выступала нередко и в зарубежных: в парижском театре Сары Бернар (1956), в театрах Швейцарии и США (1960-70-е гг.); в 1961-64 гг. совершенствовала актерское мастерство в Сорбонне (Париж), выезжала в Лондон, а также в Москву и Ленинград, где знакомилась с особенностями детского театра.
Создание детского театра в Израиле
Порат — создатель и первый руководитель детского театра в Израиле. Еще в 1960-х гг. при «Камери» был организован детский филиал, который с 1970 г. стал самостоятельным «Театром для детей и юношества» («hа-театрон л-иладим у-ле-ноар»). В течение 18 лет Порат возглавляла театр, поставила много спектаклей, в том числе «Анна Франк» (по пьесе Френсис Гудрич и А. Хаккета, 1973), «Аггадот шлоша ве-арбаа» («Сказание о трех и четырех», по Х. Н. Бялику). Порат участвовала в телевизионной постановке «Хозяйка замка» по пьесе Леи Гольдберг и в кинофильме о жизни Я. Корчака.
Значительные роли
Значительные роли Порат последних лет — Бернарда Альба в пьесе Ф. Лорки «Дом Бернарды Альба» (1988) и роль Маргариты фон Цанд, врача дома умалишенных в пьесе Ф. Дюрренматта «Физики» (1991), обе в «Камери». Актерская манера Порат отличается яркой темпераментностью, экспрессией и одновременно сдержанностью, напряженным драматизмом и глубоким психологизмом.
Премии и награды
Порат — лауреат Государственной премии Израиля (1979), премии «Серебряная роза» газеты «Маарив» (1980, за исполнение женской роли в пьесе А. Миллера «Смерть коммивояжера»), имени М. Маргалита (1983; за исполнение роли Гекубы в пьесе Ж.-П. Сартра «Жены Трои» по Еврипиду, «Хабима»).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОРАТ Орна в ЭЕЭ