Ast-al (Обсуждение | вклад) |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Фольклор. Визуальный фольклор.]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Фольклор'''. Визуальный '''фольклор'''
| + | |
- | | + | |
- | В области фольклора так называемые визуальные искусства проявляют себя в значительно меньшей степени, чем в сфере словесного искусства и музыки. Кроме того, невозможно провести четкую границу между визуальным фольклором, с одной стороны, и народным искусством, декоративно-прикладным искусством (см. [[Искусства пластические. В средние века и до эпохи эмансипации]]), художественным ремеслом, с другой. Основные критерии, по которым можно определить визуальный фольклор, — непрофессиональный и безличный характер творений.
| + | |
- | | + | |
- | На визуальный еврейский фольклор распространяется библейский запрет на фигуративные изображения (Исх. 20:4; Втор. 4:16–18 и 5:8), что ограничивало (хотя и не останавливало) развитие его основных направлений. Условия существования в диаспоре приводили к тому, что влияние культурной среды, в которой жили евреи, сказывалось и на объектах еврейского визуального фольклора. Религиозные обряды, традиции семейного быта питали еврейский фольклор (см. [[Обрядовые Предметы|Обрядовые предметы]]; [[Искусства пластические. В средние века и до эпохи эмансипации]]).
| + | |
- | | + | |
- | Главным образом фольклорные элементы выражены в орнаменте. С древних времен в еврейский орнамент проникли такие мотивы, как плод граната и виноградная гроздь, [[Менора|менора]], [[Лулав|лулав]] и [[Этрог|этрог]].
| + | |
- | | + | |
- | За более чем трехтысячелетнюю историю еврейского народа [[Одежда|одежда]], в которой традиционно используются мотивы фольклора, много раз радикально меняла свой характер, однако неизменным оставалось разделение на повседневную и праздничную. В библейскую эпоху до периода рассеяния одежда евреев в общем мало отличалась от одежды высокоразвитых соседних народов (особенно от одежды переднеазиатских народов). В диаспоре одежда еврейского населения обычно регламентировалась властями. Лишь головной убор (см. [[Покрытие Головы|Покрытие головы]]), [[Таллит|таллит]] и [[Таллит-Катан|таллит-катан]] оставались неизменной принадлежностью мужской еврейской одежды всех общин. Вместе с тем руководство еврейских общин было чрезвычайно консервативным в вопросах одежды. В восточных общинах украшения, в особенности женских костюмов для свадебного обряда и праздников, были богаче, чем в европейских.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Ткацкое Производство|Ткацкое производство]] было распространено в Эрец-Исраэль с древнейших времен, в основном использовались шерсть и лен. Иногда ткани красили (см. [[Крашение]]). В домашнем обиходе евреев до недавних времен были распространены вышивание и вязание. Вышивались ленты, которыми завязывали свитки Торы (см. [[Обрядовые Предметы|Обрядовые предметы]]), мешочки для таллита и [[Тфиллин|тфиллина]], а также плетеные пояса, служившие подарками к свадьбе и [[Бар-Мицва|бар-мицве]], расшитые подушки, на которые клали младенца при обряде [[Обрезание|обрезания]], скатерти, салфетки для [[Седер|седера]], полотенца для праздничных обрядов и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | Фольклорные мотивы использовались в формах для выпечки пирогов, пряников с орнаментами. До конца средневековья [[Мацца|маццу]] выпекали с узорами, порой включавшими даже зооморфные мотивы. Позднее раввинистические авторитеты наложили строгий запрет на украшение маццы, чтобы не оставалось сомнений в том, что за время украшения тесто не успело закваситься (см. [[Хамец]]).
| + | |
- | | + | |
- | На [[Ханукка|Ханукку]] разрешались игры, почитавшиеся обычно пустой тратой времени. Волчки для хануккальных игр (идиш — трендл или дрейдл, иврит — свивон) обычно делали из дерева или свинца и часто украшали орнаментом.
| + | |
- | | + | |
- | На [[Шавуот|Шавуот]] окна в домах польских евреев украшали ажурными вырезками из бумаги — вид народного творчества, характерный для окружавшего их нееврейского населения. При этом происходило наполнение заимствованных форм еврейским содержанием: вырезкам придавали сходство с розой — одним из символов Израиля (Песнь 2:2,16), за что они получили название рейзеле (идиш, `розочка`). В странах Запада к восточной стене синагоги или частного дома прикреплялась декоративная табличка, часто резной бумажный лист с орнаментом и текстом — [[Мизрах|мизрах]].
| + | |
- | | + | |
- | Распространенным видом еврейского фольклора с древних времен было изготовление [[Амулет|амулетов]]. Амулеты делали чаще всего из пергамента, металла, дерева, обычно они имели форму плоского прямоугольника. Считалось, что амулет охраняет женщину во время беременности, при родах, а также младенца в период, предшествующий обрезанию (см. [[Суеверие]]). В большинстве амулетов используется буквенное изображение. Если на них наносятся знаки, то это обычно геометрические фигуры, иногда [[Маген-Давид|маген-Давид]] или менора, изображение ладони правой руки, реже — зооморфные изображения и человеческие фигуры.
| + | |
- | | + | |
- | К визуальному фольклору могут быть причислены народные печатные издания, например, [[Хаггада Пасхальная|Хаггада пасхальная]] с иллюстрациями и лубки. Картинки в Хаггаде не считались нарушением запрета иллюстрировать канонические произведения, поскольку эта книга воспринималась как народная, а не священная. Печатные издания Хаггады с иллюстрациями появились в 16 в.; картинки обычно создавали не профессионалы-художники, а сами печатники, которые вырезали их на печатных досках.
| + | |
- | | + | |
- | В ашкеназских общинах [[Пинкас|пинкасы]] иногда украшались рисунками самого писца. Явлением народного изобразительного творчества были появившиеся в 19 в. путеводители по [[Святые Места В Эрец-Исраэль|святым местам в Эрец-Исраэль]]. Подобные путеводители имели форму большого листа, а не книжки, с краткими текстами и изображениями святынь.
| + | |
- | | + | |
- | В отдаленных от центров еврейской жизни общинах развивались необычные формы визуального фольклора. Так, в эфиопских деревнях (см. [[Эфиопские Евреи|Эфиопские евреи]]) женщины лепили из глины и обжигали статуэтки животных и даже людей.
| + | |
- | | + | |
- | [[Сукка]] — единственная форма так называемой малой архитектуры — фольклорная. Талмуд предписывает украшать сукку; этой цели служат гирлянды и фонарики из бумаги, иногда — росписи стен.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15456|ФОЛЬКЛОР}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Фольклор. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское народное творчество]]
| + | |