Ast-al (Обсуждение | вклад) |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Государство Израиль. МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Государство Израиль'''. МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
| + | |
- | | + | |
- | В израильских молодежных движениях (тнуот hа-ноар) состоит более 250 тысяч юношей и девушек и насчитывается несколько тысяч инструкторов. В стране действуют около тысячи отделений молодежных организаций. Примерно половина израильтян, обучавшихся в школах страны, состояли в тех или иных молодежных организациях. Большинство израильских молодежных движений имеют филиалы за границей, куда регулярно выезжают израильские инструкторы, а еврейские организации, в свою очередь, направляют в Израиль группы еврейской молодежи для знакомства со страной и участия в мероприятиях движения. В [[Иерусалим|Иерусалиме]] существует Институт подготовки инструкторов из среды молодежных организаций в [[Диаспора|диаспоре]] (Махон ле-мадрихей хуц ла-арец). Совет молодежных движений (Моэцет тнуот hа-ноар), объединяющий почти все молодежные организации Израиля, является членом Международного объединения молодежных организаций.
| + | |
- | | + | |
- | Молодежные движения являются неотъемлемой частью воспитания израильского юношества в возрасте от 10 до 18 лет. В их задачу входит организация досуга молодежи, культурные мероприятия, добровольная общественно-полезная деятельность. Участие в движении способствует умственному, эмоциональному и общественному взрослению подростка, помогает в решении возрастных проблем, формирует этические и социальные ценности, прививает любовь к родине, универсальные навыки общежития, критическое отношение к действительности и привычку к труду. Для всех возрастных групп предусматривается участие в экскурсиях, летних лагерях, скаутских играх. Подросток проходит испытание в различных поручениях и взаимопомощи, что приучает его к личной ответственности и дает ему навыки организационной работы. В старших возрастных группах особое внимание уделяется дискуссиям и лекциям на актуальные и общие темы, что способствует формированию сознательного отношения к действительности. Одной из важных функций израильских молодежных движений является интеграция детей репатриантов из разных общин в израильском обществе.
| + | |
- | | + | |
- | Членство в молодежных движениях — добровольное; сами подростки (порой при участии родителей) выбирают организацию, в которую вступают. Министерство образования и культуры через Совет молодежных движений координирует деятельность различных молодежных организаций страны. Совет рекомендует министерству способы оказания общественной и финансовой поддержки движений. Со своей стороны, министерство разрешает в государственных школах деятельность движений, которые удовлетворяют следующим условиям: соответствие целям, сформулированным в статье 2 закона о государственном образовании от 1953 г., воспитание молодежи в духе [[Сионизм|сионизма]], демократии и халуцианства (см. [[Халуцим]]), а также невовлечение учеников начальных классов в политические акции тех или иных партий.
| + | |
- | | + | |
- | Большая часть израильских молодежных движений являлись преемниками организаций, возникших в Восточной Европе в конце 19 в. – начале 20 в., которые готовили еврейскую молодежь к осуществлению главной задачи сионизма — возвращение на землю предков — и во многом смыкались с немецким движением протеста Вандерфогель, с английскими бойскаутами: они восставали против галутной (см. [[Галут]]) жизни, отделяли себя от нееврейской среды, в которой царили антисемитизм и дискриминация, и выступали за халуцианство и сионистскую идеологию, как правило, сочетавшуюся с социалистическими ценностями. Наряду с движениями, создававшимися самой молодежью, — Тхелет-лаван (буквально «бело-голубое»), [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]], Гордония (кружок последователей [[Гордон, Ахарон Давид|А. Д. Гордона]]), возникали также молодежные движения, представлявшие филиалы политических организаций. Молодежные движения в галуте оказывали влияние на аналогичные движения в [[Эрец-Исраэль]]. В 1924 г. рабочая молодежь организовала при [[Хистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Хистадруте]] профессиональный союз молодежи, в 1927 г. его деятельность была расширена и охватила также область просвещения и поселенчества.
| + | |
- | | + | |
- | В 1919 г. в Эрец-Исраэль были основаны легионы бойскаутов, а в 1936 г. возникло единое объединение бойскаутов. Сионистские кружки, возникшие в конце 1920-х гг. в средних школах, в 1930 г. объединились с Иерусалимским легионом бойскаутов в движение Маханот hа-олим, готовившее своих членов для поселения на земле и жизни в [[Киббуц|киббуце]]. В Эрец-Исраэль развивались также движения, представлявшие филиалы всемирных еврейских молодежных организаций, — hа-Шомер hа-цаир, Маккаби hа-цаир, [[Бетар]], [[Бней-Акива|Бней-Акива]] и Иргун Эзра.
| + | |
- | | + | |
- | Во время [[Война За Независимость|Войны за Независимость]] члены молодежных движений вели активную деятельность среди подростков, призывали вступать в вооруженные отряды и идти добровольцами на самые опасные задания. Активисты молодежных движений считали, что молодые люди должны покинуть школы, отказаться от учебы и от карьеры и присоединиться к общенациональной борьбе. При содействии активистов молодежных движений была даже создана организация школьников, выступавшая за прекращение занятий и срочную мобилизацию подростков.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Через некоторое время после создания государства сила и значение молодежных движений постепенно пошли на убыль. Помимо прочего, говорили о «кризисе успеха», поразившем молодежные движения после воплощения мечты о создании государства и победы в Войне за независимость. Так как многие активисты и члены молодежных движений были киббуцниками, на них не могли не повлиять также процессы, происходившие в то время в киббуцном движении, которое по большей части осталось в стороне от приема и абсорбции массовой алии 1950-х гг.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В догосударственный период большинство еврейских школ, как и молодежных движений, были связаны с теми или иными политическими партиями. [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гурион]] видел в создании единой, надпартийной системы образования одну из своих основных целей. Именно поэтому в 1953 г. был принят закон о государственном образовании, отменивший существование «партийных» направлений в нерелигиозном еврейском секторе. В рамках этой же политики создания внепартийных образовательных структур, в 1956 г. правительство решило запретить официальную деятельность молодежных движений в государственных школах. Это решение основывалось на параграфе 19 закона о государственном образовании, который гласил: «Учителя или другие сотрудники учебного заведения не должны вести пропаганду в пользу какой-либо партии или иной политической организации среди учащихся этого учебного заведения». Спустя год это решение было изменено, причем только движению скаутов (hа-Цофим) как непартийной организации было разрешено и далее проводить свою деятельность в школах. Остальные молодежные движения получили разрешение вернуться в школы только в 1960-е гг., но к этому времени статус и роль молодежных движений значительно снизились.
| + | |
- | | + | |
- | Самым крупным молодежным движением было Движение рабочей и учащейся молодежи ([[hа-Ноар hа-Овед Ве-hа-Ломед|hа-Ноар hа-овед ве-hа-ломед]]). Это движение вело свою деятельность под эгидой Хистадрута, пользуясь поддержкой доминировавшей в Федерации профсоюзов партии [[Мапай]]. В это движение входили работающие молодые люди (которые составляли в нем большинство), а также учащиеся. Всего в hа-Ноар hа-овед ве-hа-ломед в конце 1940-х гг. состояло около 20 тысяч юношей и девушек. Деятельность Движения рабочей и учащейся молодежи, как, впрочем, и других молодежных движений, среди новых репатриантов в лагерях и барачных поселках была практически незаметна. Основным направлением деятельности участников движения было основание новых киббуцов в пограничных районах.
| + | |
- | | + | |
- | Вторым по величине молодежным движением было движение hа-Цофим. Хотя это движение и считалось нейтральным с политической точки зрения, многие его руководители и педагоги были членами киббуцного движения и принадлежали к левой части политического спектра. По различным оценкам, в движении hа-Цофим в первый год существования государства состояло около семи тысяч участников. Как и остальные молодежные движения, движение hа-Цофим также считало главным результатом своей деятельности реализацию потенциала своих участников в рамках рабочих поселений. Во время раскола в движении hа-Киббуц hа-меухад в начале 1950-х гг. возник кризис и в движении hа-цофим, и оно было сильно ослаблено. До этого времени члены движения создали семь сельскохозяйственных поселений, а впоследствии были организованы еще два киббуца: Гонен — недалеко от [[Кирьят-Шмона|Кирьят-Шмоны]] и Магель — около [[Нетания|Нетании]].
| + | |
- | | + | |
- | Два других молодежных движения были связаны с партией Мапам (до ее раскола в 1954 г.): hа-Шомер hа-цаир, дочернее движение объединения hа-Киббуц hа-арци, и Маханот hа-олим, молодежное движение объединения hа-Киббуц hа-меухад. Члены движения hа-Шомер hа-цаир воспитывались в духе «сионизма, социализма и братства народов». В первые годы существования государства активисты hа-Шомер hа-цаир были настроены прокоммунистически и даже в период антисемитской кампании в СССР в конце 1940-х – начале 1950-х годов продолжали безоговорочно поддерживать политику [[Сталин|И. Сталина]]. После создания Государства Израиль в hа-Шомер hа-цаир насчитывалось около шести тысяч воспитанников, половина из них жили в киббуцах этого движения, а другая половина — в городах и [[Мошав|мошавах]]. Маханот hа-олим было более мелким движением, и даже в период подъема, в 1951 г. в нем состояло лишь около двух с половиной тысяч человек. Многие бывшие члены этих движений обосновались в киббуцах, по крайней мере, на некоторый период времени. Период пребывания в числе участников молодежных движений и работа в киббуце были для многих определяющими моментами в формировании их личности.
| + | |
- | | + | |
- | Движение [[Бней-Акива|Бней-Акива]], которое носит имя рабби [[Акива|Акивы]] — легендарного просветителя и еврейского общинного деятеля, одного из основоположников раввинистического иудаизма, принявшего мученическую смерть в тюрьме, куда он был заточен римлянами после разгрома [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстания]], было крупнейшим движением религиозных сионистов. Как и другие активистские молодежные движения, Бней-Акива направляло своих участников в поселения, созданные движением религиозных киббуцов. В момент создания государства у движения насчитывалось 34 отделения по всей стране, в которых состояли около трех тысяч человек. К концу первого десятилетия уже существовало приблизительно сто отделений движения: примерно половина из них располагалась в районах сосредоточения репатриантов и в мошавах для репатриантов, а общая численность детей и подростков, состоявших в этом движении, превышала десять тысяч.
| + | |
- | | + | |
- | Другим молодежным религиозным движением, существенно менее влиятельным, чем Бней-Акива, было движение Эзра (Иргун Эзра). С точки зрения мировоззрения движение Эзра ближе к ультрарелигиозным кругам. Девиз движения: «Иешива — наша школа, господство Торы — наша цель, народу посвятим нашу жизнь!» Юноши осуществляют этот девиз, учась в [[Иешива|иешивах]] и служа в [[Нахал|Нахале]], девушки — на годичной добровольной гражданской службе.
| + | |
- | | + | |
- | Центристские и правые партии основали свои молодежные движения: Бетар, действующее при поддержке ревизионистских кругов и движения [[Херут]]; движение hа-Маккаби hа-цаир, которое было связано, по крайней мере до 1956 г., с [[Общие Сионисты|Общими сионистами]]. В отличие от левых халуцианских молодежных движений, Бетар и hа-Маккаби hа-цаир не придавали особого значения работе в сельскохозяйственных поселениях, и лишь немногие бывшие их члены занялись этим видом деятельности. С другой стороны, в период массовой [[Алия|алии]] участники движения Бетар пытались вести работу среди новых репатриантов, что с опасением и недоверием воспринималось властями, видевшими в этом угрозу доминантному положению партии Мапай.
| + | |
- | | + | |
- | Костяком молодежного движения были подростки в возрасте 14–16 лет. В этом возрасте, когда формируется личность подростка, тысячи юношей и девушек были вовлечены в деятельность, сопряженную с ответственностью за судьбу общества и государства. Этот факт имел решающее влияние на формирование политических и идеологических позиций многих из них на долгий срок и часто определял их выбор на всю жизнь.
| + | |
- | | + | |
- | В связи с тем, что в настоящее время в Израиле молодежные движения играют значительно меньшую роль, чем в 1940–1950-е гг., возник вопрос о том, должно ли государство финансово поддерживать их. С целью ответа на этот вопрос и выработки критериев финансирования молодежных организаций была создана комиссия во главе с профессором [[Тель-Авивский Университет|Тель-Авивского университета]] Риной Шапира, которая представила свой отчет в сентябре 2003 г. Комиссия положительно оценила роль молодежных движений и решила, что поддержка государством их деятельности должна быть продолжена. В реальности бюджетные ассигнования, выделяемые всем молодежным движениям вместе взятым, составляют лишь примерно 0,2% бюджета Министерства образования и культуры, причем эта доля постоянно снижается. Так, в 2000 г. молодежным движениям был выделен бюджет в размере 4 584 700 шекелей, в 2001 г. — 4 642 200 шекелей, в 2002 г. — 4 581 200 шекелей, в 2003 г. — 3 246 800 шекелей, в 2004 г. — 3 667 400 шекелей. Учитывая, что рост индекса цен за этот период (с 2000 г. по 2004 г.) составил 8%, финансирование молодежных организаций в реальном исчислении сократилось на 25%. Выделяемые государством средства распределяются среди восемнадцати молодежных движений. При этом около 75% всех бюджетных средств на эти цели распределяется между тремя наиболее крупными движениями (в них состоит около 70% членов всех молодежных движений в стране): hа-Ноар hа-овед ве-hа-ломед, Бней-Акива и hа-Цофим. Остальные пятнадцать движений получают в сумме лишь около 25% всех переводимых государством на эти цели средств.
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с 1960-х гг. наблюдается постепенное ослабление молодежных движений левого фланга сионистской политики (hа-Шомер hа-цаир, Маханот hа-олим и других) при некотором усилении молодежных движений «национального лагеря». Едва ли не самым многочисленным является религиозно-сионистское молодежное движение Бней-Акива, основанное в 1920 г. и связанное с партией [[Мафдал]] и ее поселенческим движением. Движение готовит молодежь к службе в [[Цахал|Цахале]], организует воспитательные мероприятия в иешивот hа-хесдер (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Религиозная жизнь]]) и осуществляет активную поселенческую деятельность. Это движение насчитывает более чем 50 тыс. членов, в том числе и за пределами Израиля. Как первопроходческое сионистское движение, Бней-Акива верит, что важнейшая заповедь иудаизма — возвращение в Страну Израиля, поэтому важная часть деятельности движения — поддержка патриотического поселенческого движения. Члены движения считают, что защищать Израиль — это важная заповедь, поэтому все воспитанники служат в армии, в основном в боевых частях.
| + | |
- | | + | |
- | Вторым движением национального лагеря, значительно менее массовым, чем Бней-Акива, но сохраняющим свое значение на протяжении вот уже 80 с лишним лет, является Бетар, молодежное движение, связанное с партией Херут, воспитывающее своих членов в духе идей [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинского]] и исторических традиций Эцела (см. [[Иргун Цваи Леумми|Иргун цваи леумми]]). В основу мировоззрения Бетара положена идея создания еврейского государства на всей территории Эрец-Исраэль (по обе стороны реки [[Иордан]]), где бы евреи составляли большинство населения, а [[Иврит Язык|иврит]] являлся бы единственным языком, господствующим во всех сферах общественной жизни. С точки зрения идеологии Бетара, «национальный язык» — это язык, который родился вместе с народом и сопровождал его в том или другом виде на всем его пути, и язык этот — иврит. Противопоставляя себя левым сионистским движением, выступавшим за синтез национальных и социалистических идеалов, бетаровцы провозгласили принцип «одного знамени» (на иврите хад-нес): «Все, что мешает строительству еврейского государства, связано ли оно с личными интересами, групповыми или классовыми, должно безоговорочно отступить перед одним знаменем, самым высоким идеалом — еврейским государством».
| + | |
- | | + | |
- | Среди других молодежных движений, существующих в Израиле, можно выделить:
| + | |
- | | + | |
- | hа-Маккаби hа-цаир (Молодой маккавей), молодежный филиал спортивного движения [[«Маккаби» Всемирное Спортивное Общество|«Маккаби»]], в своем истоке связанного с либеральным политическим лагерем. Основное внимание движения сосредоточено на спортивной деятельности воспитанников.
| + | |
- | | + | |
- | Маханот hа-олим (Лагеря репатриантов), молодежное социалистическое движение, связанное с Объединенным киббуцным движением. В центре воспитательной деятельности — подготовка к участию в киббуцной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | hа-Ноар hа-дати hа-овед ве-hа-ломед (Религиозная трудящаяся и учащаяся молодежь), движение, в центре внимания которого — профессиональная подготовка религиозной молодежи.
| + | |
- | | + | |
- | hа-Ноар hа-леумми hа-овед ве-hа-ломед (Национальная трудящаяся и учащаяся молодежь), молодежный филиал [[Хистадрут hа-Овдим hа-Леуммит|Хистадрут hа-овдим hа-леуммит]], профсоюзного объединения при партии Херут. Идеология движения близка бетаровской, однако делается особый упор на поселенческой деятельности.
| + | |
- | | + | |
- | hа-Ноар hа-циони (Сионистская молодежь), движение, изначально связанное с ныне уже не существующей Независимой либеральной партией.
| + | |
- | | + | |
- | Цеирей Агуддат Исраэль; Бнот Агуддат Исраэль (Юноши Агуддат Исраэль; Девушки Агуддат Исраэль) — ортодоксальные молодежные организации, связанные с партией [[Агуддат Исраэль]].
| + | |
- | | + | |
- | См. [[Израиль]] См. [[Государство Израильсм|Государство Израиль]]
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11745|ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:СИОНИЗМ. Государство Израиль]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ:Общественно-политическая и религиозная жизнь]]
| + | |