- | '''Динур''' (Динабург) Бенцион (Бен-Цион; 1884, Хорол, Полтавская губерния, – 1973, Иерусалим), историк, педагог и общественный деятель. Получил образование в [[Иешива|иешивах]] Литвы, в Бернском университете, в берлинской [[Хохшуле Фюр Ди Виссеншафт Дес Юдентумс|Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс]] и в Петербургском университете. Преподавал в еврейских учительских семинариях и на курсах востоковедения; принимал активное участие в рабочем и сионистском (см. [[Сионизм]]) движении. С 1921 г. жил в [[Эрец-Исраэль]]. В 1923–48 гг. — преподаватель, а затем директор Еврейской учительской семинарии в Иерусалиме. С 1936 г. читал лекции по современной еврейской истории в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]], профессором которого стал в 1948 г. Динур был одним из основателей и редакторов библиографического журнала «Кирьят сефер» и исторического журнала «Цион», а также историографических изданий «Сефер hа-ишшув» («История ишува», тт. 1–2, 1939–44), «Сефер hа-ционут» («История сионизма», 1938, 1954) и «Толдот hа-Хагана» («История Хаганы», 1954–59). Член [[Кнесет|Кнесета]] первого созыва от партии Мапай (см. [[Израильская Партия Труда|Израильская партия труда]]); в 1951–55 гг. занимал пост министра образования и культуры. С 1953 г. по 1959 г. Динур был президентом мемориального института [[Яд Ва-Шем|Яд ва-Шем]].
| + | |
- | Для исторической концепции Динура характерно рассмотрение еврейской истории сквозь призму сионизма. Согласно Динуру, как единство истории еврейского народа в диаспоре, так и смена исторических периодов и характер каждого из них определяются постоянным конфликтом между желанием еврейства упрочить свое положение в диаспоре и его стремлением к [[Избавление|избавлению]] — конфликтом, в фокусе которого неизменно оказывается Эрец-Исраэль. В работах Динура подчеркивается национально-историческое значение постоянного присутствия в Эрец-Исраэль еврейской общины после разрушения Второго [[Храм|храма]]. Он настаивал на важности изучения социальной идеологии [[Хасидизм|хасидизма]] и движения [[Ховевей Цион]]. Динур уделял значительное внимание проблеме периодизации еврейской истории, в особенности переходу от средних веков к новому времени, который, согласно периодизации Динура, следует относить к 1700 г. — году значительной иммиграции евреев в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | Основные труды Динура: многотомная история еврейского народа, состоящая из двух основных разделов: «Исраэль бе-арцо» («Израиль в своей стране», 1938) и «Исраэль ба-гола» («Израиль в диаспоре», 3-е изд. — 1961–66); «Хиббат Цион» (тт. 1–2, 1932–34; история движения); «Мефалсей дерех» («Первопроходцы», 1947) и «Бе-мифне hа-дорот» («На рубеже веков», 1955) — сборник исторических исследований. В 1958–60 гг. вышли в свет два тома мемуаров Динура (первый том в переводе на русский язык под названием «Мир, которого не стало» вышел в издательстве «Гешарим» в 2008 г.). [[Государственная Премия Израиля|Государственной премией Израиля]] отмечена деятельность Динура в области иудаистики (1958) и в области просвещения (1973). Имя Динура присвоено основанному в 1974 г. Центру исследования еврейской истории при Еврейском университете в Иерусалиме.
| + | |