м |
|
(14 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Доносчики (еврейский аспект)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Доносчики''' (на иврите מוֹסְרִים, мосрим, также דֵּלָטוֹרִים, делаторим и מַלְשִׁינִים, малшиним). В [[Талмуд|Талмуде]] доносчиками считают евреев, которые доносят иноземным властям на отдельных единоверцев, общину или еврейский народ в целом, как на нарушителей правительственных запретов, направленных против еврейской религии. Религиозная обособленность и подчиненность чуждой по вере власти, характерные для многих веков истории евреев, делали доносительство в их среде особой национальной проблемой, приобретшей исключительную остроту в условиях [[Галут|галута]].
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд ставит доносчиков в один ряд с вероотступниками и безбожниками и обрекает их на вечные муки ада (РхШ. 17а). Обвиняя доносчиков в страданиях еврейского народа во время преследований, которым подвергались евреи после разрушения Второго [[Храм|храма]], [[Таннаи|таннаи]] включили в читаемую трижды в день молитву [[Амида]] [[Бенедикция|бенедикцию]], призывающую покарать доносчиков. Особенно резко осуждает Талмуд доносчиков времен [[Адриан, Публий Элий|Адриана]], называя царствование его «злодейским» (малхут hа-решаа), а их считая ответственными за жестокую кару, постигшую не только тех, кто продолжал исполнять предписания еврейской религии, но и выражавших недовольство цивилизаторскими мероприятиями римлян. Так, рабби [[Шимон Бар Иохай|Шимон бар Иохай]], отозвавшийся неодобрительно о римских нововведениях, был приговорен к смерти по доносу Иехуды бен Герима и был вынужден скрываться в пещере в течение 12 лет (Шаб. 33б).
| + | |
- | | + | |
- | В средние века раскрытие не подлежащих разглашению сведений относительно жизни евреев, их имущества и взглядов угрожало еврейской автономии, экономическому положению евреев и их статусу. Это побудило еврейские общины вести непримиримую борьбу с доносчиками, привлекать их к суду и в некоторых случаях приговаривать их к высшей мере наказания (см. [[Автономия Судебная|Автономия судебная]]). Особенно широкие размеры приняло доносительство в 13–14 вв. в Испании (ивритское слово малшин даже вошло в форме malsin в испанский язык), что объясняется, в первую очередь, эгоистическим стремлением [[Придворные Евреи|придворных евреев]] усилить свое влияние. Испанские еврейские общины испросили и получили право выносить смертные приговоры доносчикам (до этого времени еврейским судам было запрещено ведение уголовных дел и вынесение смертных приговоров; обычным наказанием за доносительство были штраф и возмещение убытков пострадавшему или [[Херем|херем]]). Так, в 1383 г. еврейская община Барселоны получила разрешение наказывать доносчиков изгнанием, отсечением конечностей и смертной казнью; постановления, принятые еврейской общиной Кастилии в 1432 г., предусматривали среди прочих наказаний наложение клейма «малшин» на лоб доносчика. Проблема доносительства стала более сложной, когда возникшая в 80-х гг. 15 в. [[Инквизиция|инквизиция]] стала вынуждать евреев свидетельствовать против крестившихся, но продолжавших втайне соблюдать законы [[Иудаизм|иудаизма]] (см. [[Марраны]]) евреев, вынося приговоры на основании таких показаний.
| + | |
- | | + | |
- | Беженцы, осевшие в Северной Африке после антиеврейских гонений 1391 г. в Испании, также были вынуждены принять постановления против доносчиков; их примеру последовали коренные еврейские общины. В 1558 г. испанские беженцы в [[Салоники|Салониках]] приняли устав против доносчиков, который предусматривал весьма суровые наказания. Этот устав, читавшийся в синагоге в последнюю субботу каждого месяца, был принят раввинами Константинополя и подтвержден турецкими властями.
| + | |
- | | + | |
- | По сравнению с испанскими общинами, еврейские автономные учреждения в Центральной и Восточной Европе были более ограничены в средствах борьбы с доносчиками: наиболее распространенной мерой наказания доносчиков был херем, однако иногда применялись и физические наказания, например, отсечение языка или конечностей. В России доносительство поощрялось властями и инспирировалось антиеврейскими законами и [[Дискриминация|дискриминацией]] евреев. Доносы касались, в первую очередь, уклоняющихся от военной службы, лиц, занимающихся контрабандой или торгующих алкогольными напитками без разрешения властей, а также евреев, проживающих где-либо без права жительства (см. [[Черта Оседлости|Черта оседлости]]). Еще больший вред причиняли доносчики целым общинам, например, сообщениями о том, что община обращает в иудаизм или скрывает в своей среде принявших иудаизм христиан (см. [[Гер|Геры]]), что евреи собирают деньги и посылают их в Палестину и т. п. Однако наиболее опасны были доносчики, обвинявшие весь народ, как, например, [[Брафман, Яков Александрович|Яков Брафман]], который, отступившись от иудаизма, доказывал властям, что евреи России представляют собой «государство в государстве» и угрожают благополучию страны. Известен случай расправы с двумя жителями Новой Ушицы в 1836 г. по решению [[Бет-Дин|бет-дина]] за доносы киевскому губернатору на укрывающихся от военной службы, от уплаты налогов и живущих без прописки (по так называемому Ушицкому делу, 1838–40 гг., около 80 человек были биты плетьми и сосланы в Сибирь).
| + | |
- | | + | |
- | Зачастую доносы являлись оружием в идеологической и социальной борьбе внутри общин. Наиболее известными случаями такого рода являются доносы хасидов (см. [[Хасидизм]]) на руководителей Виленской общины в 1799 г. и донос Авигдора бен Иосефа Хаима из Пинска, приведший к заключению в тюрьму в 1800 г. [[Шнеур, Залман Из Ляд|Шнеура Залмана из Ляд]], главы хабадского хасидизма. В 19 в. [[Митнагдим|митнагдим]] и [[Маскилим|маскилим]] (см. [[Хаскала]]) не раз доносили властям на хасидов и их [[Цаддик|цаддиков]].
| + | |
- | | + | |
- | С получением евреями равноправия (см. [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|Эмансипация]]) доносительство (даже такого рода, как доносы членов [[Евсекция|Евсекции]] на сионистов или доносительство в [[Гетто|гетто]] в годы Второй мировой войны) утрачивает характер специфической национальной проблемы, так как оно исключительно связано с режимом государства, в котором евреи живут.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11459|ДОНОСЧИКИ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ДИАСПОРА:Религиозная, общественная и культурная жизнь]]
| + | |