|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Исповедь в иудаизме]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''И́споведь''', в [[авраамические религии|авраамических религиях]] — одна из процедур [[покаяние|покаяния]], заключающаяся в признании в совершенном грехе, включающем раскаяние и предполагает принятие решения в дальнейшем не грешить. Термин появляется впервые в [[Мишна|Мишне]] (Бик. 2:2; Мег. 2:5).
| + | |
- | | + | |
- | == В Библии ==
| + | |
- | Понятие исповеди часто встречается как в [[Пятикнижие|Пятикнижии]], так и в других книгах [[Библия|Библии]]. В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду [[Жертвоприношения в иудаизме|повинного жертвоприношения]], и без него недействительны ни раскаяние, ни жертва.<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|11858|Исповедь}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Библия не придписывает определённую форму исповеди, а содержащиеся в ней формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь [[Каин]]а ({{Библия|Быт|4:13}}), [[Моисей|Моисея]] ({{Библия|Исх|32:31}}), [[Ахан]]а ({{Библия|Нав|7:20}}), [[Давид]]а ({{Библия|2Цар|12:13}}). Исповедь многословна лишь когда ей придаётся поэтическая или молитвенная форма: {{Библия|Пс|38}}, {{Библия2|Пс|51}}; {{Библия|Езд|9:6|–11, 15}}; {{Библия|Неем|1:6}}, {{Библия2|Неем|7}}; {{Библия2|Нее|9:6|–35}}.<ref name="ЭЕЭ" />
| + | |
- | | + | |
- | == В иудаизме ==
| + | |
- | В [[иудаизм]]е термин носит название ''виддуй'' ({{lang-he|וִדּוּי}}). В современном значении впервые появляется в [[Мишна|Мишне]].<ref>[[Мишна]], Биккурим 2:2; Меггила 2:5</ref> Опираясь на библейское предписание {{ВЗ2|мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём|Чис|5:6|, 7}}, еврейская [[Галаха]] заключает, что несоблюдение любой [[613 заповедей|заповеди]] должно быть искуплено исповедью и раскаянием.<ref>[[Сифри]] Чис. 2, 3; [[Маймонид]], [[Мишне Тора]], Законы раскаяния 1:1</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Формула исповеди, произносившаяся [[первосвященник]]ом в ходе храмовой службы в [[Йом-Киппур]] (День Искупления) за себя, свою семью, [[коэны|коэнов]] и весь народ, сформулирована очень кратко и состоит всего из двух предложений. В первом (собственно исповедь) перечислены три разновидности грехов: извращение [Закона], преступление [его] и прегрешение; во втором испрашивается прощение Бога за них.<ref>[[Мишна]], Иома 3:8; 4:2; 6:2</ref> Формулы личной исповеди, читаемые в литургии на Йом-Киппур<ref>[[Иерусалимский Талмуд]] Иома 8:9, 45в; [[Вавилонский Талмуд]], Иома 87б; [[Мидраш]] Вайикра Раба 3:3</ref>, очевидно, сложились уже после разрушения [[Иерусалимский храм|Храма]] и были призваны заменить исповедь, читавшуюся первосвященником.
| + | |
- | | + | |
- | Формулировки исповеди, содержащие в алфавитном порядке подробный перечень конкретных грехов (вероломство, грабеж, злословие и т. п.), — Ашамну (`мы провинились`; так называемая Малая исповедь) и Ал хет (`за грех`; так называемая Большая исповедь, в которой перечень грехов в алфавитном порядке повторяется дважды) — впервые встречаются в литургических произведениях [[Гаон|гаонов]]. Вместе они входят лишь в литургию Иом-Киппура, но Малая исповедь включена также в молитву Таханун, которую в восточносефардской, итальянской и йеменской конгрегациях читают по понедельникам и четвергам, а в других — ежедневно после [[Амида|Амиды]] молитв [[Шахарит]] и [[Минха]].
| + | |
- | | + | |
- | В состав молитвы Таханун входят также стих 24:14 из II книги Самуила и псалом 6 (в хасидском варианте сефардской литургии вместо них читается 25-й псалом), ряд формул покаяния и различные [[Пиют|пиюты]]. Таханун не читается по субботам, праздникам, полупраздникам (см. [[Праздники]]), в дни [[Новолуние|новолуния]], начиная с Минхи кануна этих дней, в течение всего месяца нисан, а также в день [[Ава Девятое|Ава девятого]] (см. также [[Календарь]]). Таханун не читается также в Шахарит перед [[Обрезание|обрезанием]], совершаемым в синагоге, в присутствии жениха в первые семь дней после бракосочетания и в доме, где соблюдается семидневный траур (шива) по усопшему (Ш. Ар. ОХ. 131:4–7).
| + | |
- | | + | |
- | В кругах каббалистов-аскетов 16 в., последователей [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]], сложился обычай исповедоваться друг перед другом, а в немногочисленных группах приверженцев [[Хасидизм|хасидизма]] — [[Цаддик|цаддику]]. Наиболее важной является исповедь на смертном одре. Согласно талмудической традиции, умирающего, а также приговоренного к смертной казни уговаривают исповедаться в грехах (Шаб. 32а; Санх. 6:2).
| + | |
- | | + | |
- | Не знающему принятой формулы исповеди разрешается ограничиться словами «Да будет смерть моя искуплением моих грехов»; если физическая слабость не позволяет умирающему исповедаться, исповедь читается за него. Исповедь умирающего начинается с молитвы об исцелении и мольбы о прощении совершенных за всю жизнь грехов, если ему не избежать смерти, и заканчивается чтением Ал хет от первого лица (Ш. Ар. ИД. 338). В некоторых общинах стал принятым также обычай, согласно которому жених в день бракосочетания читает исповедь Ал хет в составе Амиды литургии Минхи.
| + | |
- | | + | |
- | Большая исповедь вошла также в литургию консервативной и реформистской конгрегаций (см. [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]] и [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) в Иом-Киппур.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11858|Исповедь}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
| + | |
- | [[Категория:Этика иудаизма]]
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11858|ИСПОВЕДЬ}}
| + | |