Старый ишув
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
- | |||
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
Строка 13: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
- | + | '''Старый ишув''' ({{lang-he|היישוב הישן}} hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название [[Евреи|еврейского населения]] [[Эрец-Исраэль]], жившего в Стране до начала сионистской [[Первая алия|Первой алии]] в [[1881 год]]у, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув"). Началом "Нового ишува" считается приезд, в [[1882 год]]у, группы [[Билу]] и основание города [[Ришон-ле-Цион]]). | |
- | Большая часть | + | Поскольку Новый (сионистский) ишув в течение конца 19 и первой половины 20 в. находился в конфликте со Старым ишувом, последний часто характеризуют как "анти-сионистов" и рассматривают как предков современных "харедим" ("ультраортодоксов"), и отождествляют с ними. Это однако не может относиться к Старому ишуву середины 19 в. и тем более предыдущего периода - скорее наоборот, создание и развитие (будущего) "Старого ишува" и было сионизмом того времени. |
+ | |||
+ | |||
+ | == Структура == | ||
+ | |||
+ | Население Старого ишува к концу 19 в. четко разделялось на [[сефарды|сефардов]] и [[Ашкеназы|ашкеназов]], которые делились на хасидов и литваков ("[[Прушим]]"). В качестве отдельных групп можно выделить также [[тейманим]] (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны). | ||
+ | |||
+ | Большая часть Старого ишува проживала, в [[Четыре святых города|четырёх святых для евреев городах]], это [[Иерусалим]], [[Цфат]], [[Тверия]] и [[Хеврон]]. | ||
+ | |||
+ | Помимо этих городов, еврейские общины существовали в [[Яффо]], [[Хайфа|Хайфе]], [[Пкиин]]е, [[Акко]], [[Шхем]]е и до [[1799 год]]а в [[Газа|Газе]].<ref>{{книга | ||
|автор = БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ | |автор = БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ | ||
|часть = | |часть = | ||
Строка 34: | Строка 41: | ||
|isbn = | |isbn = | ||
|тираж = | |тираж = | ||
- | }}</ref> | + | }}</ref> Выходцы из Старого ишува основали также (в [[1878 год]]у) город [[Петах-Тиква]] |
+ | |||
== История == | == История == | ||
- | === | + | === Алия в Страну Израиля в Средние века === |
- | + | ||
+ | "Наинизшей" точкой еврейского присутствия в Стране Израиля являлся период крестоносцев. Поосле падения государства крестоносцев начинается постепенное увеличение еврейского населения Страны. | ||
+ | |||
+ | [[Маймонид]] после [[1178 год]]а немного жил в [[Эрец-Исраэль]], а затем вернулся в Египет и поселился там. | ||
+ | |||
+ | В [[1211 год]]у из [[Англия|Англии]] и [[Франция|Франции]] в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 [[Тосафот|евреев-тосафистов]]. | ||
+ | |||
+ | <!-- Уточнить: В новой стране они столкнулись с тяжелыми условиями, у них не было финансовой поддержки, и не могли заработать себе на жизнь. Большая часть переселенцев {{Нет АИ 2|была уничтожена [[Крестоносцы|крестоносцами]], прибывшими на святую землю в 1219 году|27|11|2011}}. Выжившим тосафистам разрешили поселится в [[Акко]], их потомки смешались с местным еврейским населением. --> | ||
+ | |||
+ | В 1260 году рабби [[Иехиэль из Парижа]], глава [[Парижская иешива|Парижской иешивы]] вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою [[иешива|иешиву]] в Акко<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13151&query=%CF%C0%D0%C8%C6|title=Париж (История евреев Парижа)|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>, он умер в [[1265]] (по другим данным в [[1286 год]]у)<ref>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=191&letter=J|title=JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=en}}</ref> и был похоронен неподалеку от города [[Хайфа]], на горе [[Кармель]]. | ||
+ | |||
+ | В [[1267 год]]у [[Моше бен Нахман]] (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко. | ||
- | В | + | В [[1488 год]]у [[раввин]] [[Овадья из Бертиноро]] прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в [[Италия|Италии]] для поддержки неимущих.<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/article/10580|title=Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре |author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref> |
- | + | ||
- | + | === Алия после изгнания из Испании === | |
- | |||
[[Изгнание евреев из Испании (1492)|В 1492 году евреи были изгнаны из Испании]], а в [[1497 год]]у произошло изгнание евреев из [[Португалия|Португалии]]. Многие изгнанники оказались в [[Эрец-Исраэль]]. | [[Изгнание евреев из Испании (1492)|В 1492 году евреи были изгнаны из Испании]], а в [[1497 год]]у произошло изгнание евреев из [[Португалия|Португалии]]. Многие изгнанники оказались в [[Эрец-Исраэль]]. | ||
- | В [[1561]] [[Османская империя|османский султан]] подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, [[Наси, Иосиф|Иосифу Наси]] город | + | К началу [[16 век]]а, [[Цфат]] стал центром учения [[Каббала|Кабалы]], в городе проживали многие известные [[раввин]]ы и [[Учёный|учённые]]. |
- | + | ||
- | + | В [[1561]] [[Османская империя|османский султан]] подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, [[Наси, Иосиф|Иосифу Наси]] город ([[Тверия|Тверию]]), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.<ref>{{ЭЕЭ|12910|Наси Иосеф}}</ref>, однако этот проект не был реализован. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | === Алия сторонников Иеhуды Хасида (1700) === | |
- | + | ||
- | + | В 1700 году в Страну (вначале в Иерусалим) переселилась группа из около 1000 [[Ашкеназы|европейских евреев]], под руководством [[Йеhуда hа-Хасид (Иерусалим)|Иеhуды Хасида]]. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном [[сефарды]] (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек). | |
- | + | ||
- | + | На строительство [[синагога|синагоги]] переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В [[1721 год]] ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов, арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее. | |
- | + | ||
- | + | Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды. | |
- | + | ||
- | + | Однако алия группа Иеhуды Хасида произвела большое впечатление на современников, поскольку она представляла собой первую — с 13 в. — организованную [[Алия|алию]] [[Ашкеназы|ашкеназов]] в Эрец-Исраэль. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Согласно традиции, Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на котором в середине 19 в. лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид» (разрушена арабами в 1948 г., восстановлена и открыта в 2010 г.<ref>[http://maof.rjews.net/history/18-history/24874--qq- Якир Мамлаль Синагога "Хурва" отстроена]</ref> | |
- | + | === Алия в 18-19 в. === | |
- | + | В [[1764 год]]у рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей [[Баал Шем Тов]]а) поселился в Тверии. | |
- | В | + | |
- | + | В [[1777 год]]у группа хасидов, под руководством р. [[Менахем Мендель из Витебска]] и р. Авраам из [[Калиш]]а, учеников р. [[Дов-Бер из Межерича|Дов-Бера из Межерича]], поселились в Тверии. | |
- | + | В 1806 г в Страну переселилась горуппа учеников Виленского Гаона (см. [[Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.]]) Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида. | |
- | В | + | |
- | + | Начиная с [[1830 год]]а, около двадцати учеников [[Хатам Софер|Хатама Софера]] поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме. | |
- | |||
В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в [[Хеврон]] и [[Иерусалим]], который утвердился в качестве центра старого Ишува.<ref>{{ЭЕЭ|14651|История Цфата}}</ref> | В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в [[Хеврон]] и [[Иерусалим]], который утвердился в качестве центра старого Ишува.<ref>{{ЭЕЭ|14651|История Цфата}}</ref> | ||
- | |||
- | |||
- | == | + | == Положение во второй половине 19 в. == |
- | |||
- | |||
- | + | Во течение 19 в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Стране открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, и находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась. | |
- | + | ||
- | + | В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Страну Израиля. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно. | |
- | + | ||
- | + | Начиная с 1850 г. евреи составляют большинство в Иерусалиме. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения. | |
- | |||
- | == | + | == Халука == |
- | + | ||
- | + | Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "[[халука]]" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. <ref>[http://books.google.com/books?id=563fUop-uccC&pg=PA12&lpg=PA12&dq=old+yishuv+haluka&source=bl&ots=5Y-KXlJw_7&sig=37ai9eZMAr6MGnXOX6Q0-toWxiQ&hl=en&ei=LjDUSqOILYX24Ab9v5TRDA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CAoQ6AEwAA#v=onepage&q=old%20yishuv%20haluka&f=false ''Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism'', Binyamin Ish Shalom] {{ref-en}}</ref> | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | == Сельскохозяйственные поселения == | |
- | + | ||
- | + | В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. [[Саломон, Иоэль Моше]]) | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | == К концу 19 в. == | |
- | + | ||
- | + | К 1882 г. (т.е. к приезду первых представителей "[[Новый Ишув|Нового ишува]]") еврейское население страны, т.е. Старый Ишув, составляло около 25 - 35 тыс. человек. | |
- | + | ||
- | + | (В Палестине жило в то время также примерно 150 тыс. оседлых мусульман - арабов и турок, 65 тыс. бедуинов, 55 тыс. христиан). | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Евреи были сосредоточены в основном в четырех главных "святых городах": в Иерусалиме (составляя там большинство населения города), в Цфате, Тверии и Хевроне. Группы евреев жили также в Яффо, Хайфе, Шхеме, и в некоторых других местах. | |
- | + | ||
- | |||
- | |||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 167: | Строка 151: | ||
[[fr:Ancien Yishouv]] | [[fr:Ancien Yishouv]] | ||
[[he:היישוב הישן]] | [[he:היישוב הישן]] | ||
- | [[yi:יישוב הישן]]{{WikiCopyRight}} | + | [[yi:יישוב הישן]] |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} |
Текущая версия на 17:38, 2 апреля 2013
Регулярная исправленная статья | |
Старый ишув (ивр. היישוב הישן hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль, жившего в Стране до начала сионистской Первой алии в 1881 году, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув"). Началом "Нового ишува" считается приезд, в 1882 году, группы Билу и основание города Ришон-ле-Цион).
Поскольку Новый (сионистский) ишув в течение конца 19 и первой половины 20 в. находился в конфликте со Старым ишувом, последний часто характеризуют как "анти-сионистов" и рассматривают как предков современных "харедим" ("ультраортодоксов"), и отождествляют с ними. Это однако не может относиться к Старому ишуву середины 19 в. и тем более предыдущего периода - скорее наоборот, создание и развитие (будущего) "Старого ишува" и было сионизмом того времени.
Содержание |
Структура
Население Старого ишува к концу 19 в. четко разделялось на сефардов и ашкеназов, которые делились на хасидов и литваков ("Прушим"). В качестве отдельных групп можно выделить также тейманим (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).
Большая часть Старого ишува проживала, в четырёх святых для евреев городах, это Иерусалим, Цфат, Тверия и Хеврон.
Помимо этих городов, еврейские общины существовали в Яффо, Хайфе, Пкиине, Акко, Шхеме и до 1799 года в Газе.[1] Выходцы из Старого ишува основали также (в 1878 году) город Петах-Тиква
История
Алия в Страну Израиля в Средние века
"Наинизшей" точкой еврейского присутствия в Стране Израиля являлся период крестоносцев. Поосле падения государства крестоносцев начинается постепенное увеличение еврейского населения Страны.
Маймонид после 1178 года немного жил в Эрец-Исраэль, а затем вернулся в Египет и поселился там.
В 1211 году из Англии и Франции в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 евреев-тосафистов.
В 1260 году рабби Иехиэль из Парижа, глава Парижской иешивы вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою иешиву в Акко[2], он умер в 1265 (по другим данным в 1286 году)[3] и был похоронен неподалеку от города Хайфа, на горе Кармель.
В 1267 году Моше бен Нахман (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.
В 1488 году раввин Овадья из Бертиноро прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в Италии для поддержки неимущих.[4]
Алия после изгнания из Испании
В 1492 году евреи были изгнаны из Испании, а в 1497 году произошло изгнание евреев из Португалии. Многие изгнанники оказались в Эрец-Исраэль.
К началу 16 века, Цфат стал центром учения Кабалы, в городе проживали многие известные раввины и учённые.
В 1561 османский султан подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, Иосифу Наси город (Тверию), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.[5], однако этот проект не был реализован.
Алия сторонников Иеhуды Хасида (1700)
В 1700 году в Страну (вначале в Иерусалим) переселилась группа из около 1000 европейских евреев, под руководством Иеhуды Хасида. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном сефарды (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).
На строительство синагоги переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В 1721 год ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов, арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.
Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды.
Однако алия группа Иеhуды Хасида произвела большое впечатление на современников, поскольку она представляла собой первую — с 13 в. — организованную алию ашкеназов в Эрец-Исраэль.
Согласно традиции, Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на котором в середине 19 в. лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид» (разрушена арабами в 1948 г., восстановлена и открыта в 2010 г.[6]
Алия в 18-19 в.
В 1764 году рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей Баал Шем Това) поселился в Тверии.
В 1777 году группа хасидов, под руководством р. Менахем Мендель из Витебска и р. Авраам из Калиша, учеников р. Дов-Бера из Межерича, поселились в Тверии.
В 1806 г в Страну переселилась горуппа учеников Виленского Гаона (см. Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.) Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида.
Начиная с 1830 года, около двадцати учеников Хатама Софера поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.
В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в Хеврон и Иерусалим, который утвердился в качестве центра старого Ишува.[7]
Положение во второй половине 19 в.
Во течение 19 в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Стране открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, и находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась.
В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Страну Израиля. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно.
Начиная с 1850 г. евреи составляют большинство в Иерусалиме. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения.
Халука
Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "халука" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. [8]
Сельскохозяйственные поселения
В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. Саломон, Иоэль Моше)
К концу 19 в.
К 1882 г. (т.е. к приезду первых представителей "Нового ишува") еврейское население страны, т.е. Старый Ишув, составляло около 25 - 35 тыс. человек.
(В Палестине жило в то время также примерно 150 тыс. оседлых мусульман - арабов и турок, 65 тыс. бедуинов, 55 тыс. христиан).
Евреи были сосредоточены в основном в четырех главных "святых городах": в Иерусалиме (составляя там большинство населения города), в Цфате, Тверии и Хевроне. Группы евреев жили также в Яффо, Хайфе, Шхеме, и в некоторых других местах.
Примечания
- ↑ БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ Власть и политика в государстве Израиль. — С. 126.
- ↑ Париж (История евреев Парижа). Проверено 19 апреля 2011.
- ↑ JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS (англ.). Проверено 19 апреля 2011.
- ↑ Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре. Проверено 19 апреля 2011.
- ↑ Статья «Наси Иосеф» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Якир Мамлаль Синагога "Хурва" отстроена
- ↑ Статья «История Цфата» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism, Binyamin Ish Shalom (англ.)
Ссылки
- Статья «Ишув» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья старый ишув в Ежевике
- Музей старого ишува в виртуальной еврейской библиотеке
- Вклад старого ишува в развитие языка иврит
- Сайт еврейского агентства — Ишув
- Aviva Halamish The Yishuv: The Jewish Community in Mandatory Palestine (September 2009). — на сайте «Еврейской виртуальной библиотеки» (JVL). Проверено 23 ноября 2024.
|
||
---|---|---|
Досионистская алия | Возвращение к Сиону • Старый ишув | Файл:Israel-flag01c.jpg |
До создания Израиля | Первая алия • Вторая алия • Репатриация во время Первой Мировой Войны • Третья алия • Четвёртая алия • Пятая алия • Алия молодёжная • Репатриация во время Второй Мировой Войны • Бриха • Новый ишув | |
После создания Израиля | Операция «Волшебный ковёр» • Операция Эзра и Нахемия • Исход евреев из мусульманских стран • Репатриация из Польши в 1968 • Алия из СССР в 1970-е • Операция «Моисей» и Соломон • Репатриация в 1990-е из стран бывшего СССР • Репатриация из Латинской Америки в 2000-е | |
Концепции | Иудаизм • Сионизм • Закон о возвращении • Земля Обетованная • Эмиграция из Израиля • Галут • Еврейский мессианизм | |
Связанные темы | Моссад ле-Алия Бет • Еврейская История • Еврейская диаспора • История евреев в Израиле • Ишув • История Израиля • Израильские евреи • Антисионизм • Иврит • Религиозный сионизм • Палестинские евреи • Джойнт |
|
||
---|---|---|
Идеологии |
Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • |
|
Организации |
Ховевей Цион • Всемирный еврейский конгресс • Всемирная сионистская организация • Гистадрут • Еврейский национальный фонд • Еврейское агентство • Ваад Леуми • Сионистская организация Америки • Религиозные сионисты Америки • Антидиффамационная лига • ВИЦО • Сионистский форум • Бейтар • Еврейское движение сопротивления • Хагана • Иргун • Лехи • Пальмах • Поалей Цион • Авода • Ликуд • Херут • Бней Акива • Гуш Эмуним • Ха-шомер ха-цаир • Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед |
|
Прочее |
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Хома у-мигдал • Израильские поселения • |
ar:يشوب قديم
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.