м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Гностицизм (еврейский аспект)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Гностицизм''', ряд неортодоксальных христианских сект, распространенных в 1–2 вв., которые развивали мистические системы философии, основанные на гносисе (по-гречески `знание`) Бога. Эти системы были синкретическими, то есть представляли смесь языческой [[Магия|магии]] и верований вавилонского, греческого и еврейского происхождения.
| + | |
- | | + | |
- | Иудаизм внес важный вклад в систему понятий и развитие гностицизма. Одним из путей проникновения еврейского влияния в гностицизм служила [[Библия]], которую почитали и христиане, а также другие произведения еврейской литературы — на иврите, арамейском и греческих языках. Особое влияние имели главы книги [[Бытие]], повествующие о сотворении мира. Гностицизм приписывал особое значение рассказу о сотворении и грехопадении человека, истолкованному как рассказ о падении Божественного начала в материальный мир. Отрицательное отношение к природному миру и моральному закону, призванному регулировать поведение человека в этом мире, привело гностиков (сторонников гностицизма) к взгляду на создателя мира, Бога Израиля, как на злого или низшего бога; гностики решительно отвергали Его Закон и заповеди (особенно резкая антииудаистская направленность характерна для писаний гностика 2 в. Маркиона, полностью отвергавшего еврейскую Библию). Они толковали библейский рассказ в духе, противоположном его подлинному смыслу и назначению: так, [[Змей|змея]] в рассказе о грехопадении они часто рассматривали как носителя истинного «знания», которого Бог хотел лишить человека; [[Каин]] становился преследуемым Богом положительным героем, и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское влияние на гностицизм видно также в использовании имен, понятий и выражений, заимствованных из иврита или арамейского языка Так, Бог, творец мира, именуется в некоторых гностических системах Иалдабаот (йалда бахут, по некоторым предположениям, означает «дитя хаоса»); другие мифологические или символические фигуры в гностицизме — Барбело (бе-арба элоха — «в четырех богах», то есть отец, сын, женское начало в божестве и первый человек); Эдем (эден); Ахамот (хохмот, «мудрость», согласно Пр. 9:1); название гностической секты наасеев (офитов) происходит от слова нахаш («змей»); таинственные слова «повеление за повелением, повеление за повелением, черта за чертой, черта за чертой, немного здесь, немного там» (Ис. 28:10, 13) служат мистическим обозначением трех гностических сфирот (эонов).
| + | |
- | | + | |
- | В иудаизме в конце эпохи Второго [[Храм|храма]] существовали интеллектуальные и эмоциональные настроения, близкие духовному миру гностицизма. Возможно, они оказали более непосредственное влияние на возникновение гностицизма или, по крайней мере, послужили основой некоторых его идей. Признаки этого обнаруживаются в литературе секты Мертвого моря. Общим для гностицизма и [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитков]] является представление об эзотерическом «знании» как о спасительном средстве, которое позволяет группе избранных преодолеть бездну, отделяющую человека от Божества, и предстать перед Богом «вместе с вечным воинством и духами знания, обновиться со всем существующим» («Благодарственные псалмы»).
| + | |
- | | + | |
- | Литература этой секты, как и у гностиков, отражает дуалистическое мировоззрение, предполагающее вражду начала добра (света) с началом зла (тьмой), каждое из которых имеет свое воинство ангелов и духов. Однако эти взгляды, в отличие от гностицизма, не выходят за рамки еврейского [[Монотеизм|монотеизма]]. Даже чувство отвращения к человеку и нечистоте его материальной основы в свитках Мертвого моря не доходит до представления о различии между материей как таковой и Божественным духовным миром. Несмотря на определенное духовное родство писаний секты и мировоззрения гностицизма, свитки Мертвого моря не являются документами «гностического иудаизма», они скорее отражают некоторые общие настроения, свойственные людям той эпохи, в том числе евреям, в которых содержалась возможность развития в подлинно гностические спекулятивные построения.
| + | |
- | | + | |
- | В талмудической литературе гностицизм и его история непосредственно не упоминаются. Возможно, однако, что понятие миним (в значении `еретики`) относится в некоторых случаях и к гностикам.
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Дуализм]]. О влиянии гностицизма на историю еврейской мистики см. [[Каббала]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11218|ГНОСТИЦИЗМ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Иудаизм и другие религии]]
| + | |