Мане-Кац

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(Ссылки)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 21: Строка 21:
|заголовок        =  
|заголовок        =  
|дата рождения    = {{ДатаРождения|5|6|1894}}
|дата рождения    = {{ДатаРождения|5|6|1894}}
-
|место рождения  = {{МестоРождения|Кременчуг}}, [[Российская империя]]
+
|место рождения  = {{МестоРождения|Кременчуг}}, Российская империя
|дата смерти      = {{ДатаСмерти|8|9|1962}}
|дата смерти      = {{ДатаСмерти|8|9|1962}}
|место смерти    = {{МестоСмерти|Тель-Авив}}, [[Израиль]]
|место смерти    = {{МестоСмерти|Тель-Авив}}, [[Израиль]]
|гражданство      = {{Флагификация|Российская империя}} <br />{{Флагификация|Франция}}
|гражданство      = {{Флагификация|Российская империя}} <br />{{Флагификация|Франция}}
-
|жанр            = [[живопись]], [[портрет]]
+
|жанр            = живопись, портрет
|учёба            = Школа изящных искусств (Париж)
|учёба            = Школа изящных искусств (Париж)
|стиль            =  
|стиль            =  
Строка 35: Строка 35:
|викисклад        = category:
|викисклад        = category:
}}
}}
-
'''Мане-Кац''' (''Иммануэль (Мане) Лейзерович Кац''; [[5 июня]] [[1894]], [[Кременчуг]] — [[8 сентября]] [[1962]], [[Тель-Авив]]) — российский и французский живописец и скульптор.
+
'''Мане-Кац''' (''Иммануэль (Мане) Лейзерович Кац''; 5 июня 1894, Кременчуг — 8 сентября 1962, [[Тель-Авив]]) — российский и французский живописец и скульптор.
== Биография ==
== Биография ==
Строка 43: Строка 43:
Учился в хедере и в художественной школе [[Вильно]], в 1911–13 гг. учился в Киевском художественном училище.
Учился в хедере и в художественной школе [[Вильно]], в 1911–13 гг. учился в Киевском художественном училище.
-
Жил в [[Париж]]е с 1913 года, учился у [[Кормон, Фернан|Фернана Кормона]] в Школе изящных искусств, главным образом копировал картины Лувра и других музеев.. В [[1914]]—[[1917 год]]ах жил в Петрограде, был учеником [[Добужинский, Мстислав Валерианович|М. В. Добужинского]] и участником выставки [[Мир искусства (организация)|«Мир искусства»]] ([[1916]]).
+
Жил в [[Париж]]е с 1913 года, учился у [[Кормон, Фернан|Фернана Кормона]] в Школе изящных искусств, главным образом копировал картины Лувра и других музеев.. В 1914—1917 годах жил в Петрограде, был учеником М. В. Добужинского и участником выставки «Мир искусства» (1916).
Член групп художников-авангардистов «Союза семи», «Группы трёх» и других.
Член групп художников-авангардистов «Союза семи», «Группы трёх» и других.
Строка 49: Строка 49:
В начале Первой мировой войны не попал из-за низкого роста в Иностранный легион, не был принят и в русскую армию. Жил и работал главным образом в Петрограде. С 1921 г. — снова в Париже.
В начале Первой мировой войны не попал из-за низкого роста в Иностранный легион, не был принят и в русскую армию. Жил и работал главным образом в Петрограде. С 1921 г. — снова в Париже.
-
С 1917 года в Кременчуге, учил рисованию детей, затем преподавал в Академии изящных искусств в [[Харьков]]е ([[1918]]—[[1919]]). Затем жил в [[Берлин]]е, а с [[1922 год]]а — в Париже. В 1923 году организована первая выставка в Париже (галерея ''Персье'').
+
С 1917 года в Кременчуге, учил рисованию детей, затем преподавал в Академии изящных искусств в [[Харьков]]е (1918—1919). Затем жил в [[Берлин]]е, а с 1922 года — в Париже. В 1923 году организована первая выставка в Париже (галерея ''Персье'').
-
В [[1927 год]]у получил французское гражданство. Участник выставок в парижских салонах.
+
В 1927 году получил французское гражданство. Участник выставок в парижских салонах.
-
В начале [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] вступил во французскую армию, попал в плен в [[Руан]]е, бежал. С 1940 по 1945 год жил в [[Нью-Йорк]]е ([[США]]). После 1945 года снова жил в Париже,, часто выезжал с персональными выставками ([[Нью-Йорк]], [[Монреаль]], [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авив]], [[Брюссель]], Иоганнесбург, [[Буэнос-Айрес]], [[Страсбур]], [[Лондон]], Мехико, [[Хайфа]], Женева), посещал Израиль.
+
В начале [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] вступил во французскую армию, попал в плен в [[Руан]]е, бежал. С 1940 по 1945 год жил в [[Нью-Йорк]]е (США). После 1945 года снова жил в Париже,, часто выезжал с персональными выставками ([[Нью-Йорк]], [[Монреаль]], [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авив]], [[Брюссель]], Иоганнесбург, [[Буэнос-Айрес]], [[Страсбур]], [[Лондон]], Мехико, [[Хайфа]], Женева), посещал Израиль.
В [[Хайфа|Хайфе]] у Мане-Каца была мастерская, а затем был создан музей его имени, куда он передал много своих работ, а также собственные художественные коллекции, ставший позднее всемирно известным.<ref>http://katalog.israelinfo.ru/cards/1/230</ref><ref>http://www.israeltoday.ru/museums/42/628/index.php?forgot_password=yes&backurl=%2Fmuseums%2F42%2F628%2F</ref>, куда были переданы картины самого мастера и полотна других мастеров из его коллекции.
В [[Хайфа|Хайфе]] у Мане-Каца была мастерская, а затем был создан музей его имени, куда он передал много своих работ, а также собственные художественные коллекции, ставший позднее всемирно известным.<ref>http://katalog.israelinfo.ru/cards/1/230</ref><ref>http://www.israeltoday.ru/museums/42/628/index.php?forgot_password=yes&backurl=%2Fmuseums%2F42%2F628%2F</ref>, куда были переданы картины самого мастера и полотна других мастеров из его коллекции.
Строка 61: Строка 61:
== Творчество ==
== Творчество ==
-
Основная тема его творчества — типы, быт и [[Фольклорсодержание|фольклор]] галутного (см. [[Галут]]) еврейства. Будучи близок со многими мастерами так называемой парижской школы (см. [[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]]), особенно с [[Сутин, Хаим|Х. Сутином]], Мане-Кац писал в спиритуально-реалистической манере («Мечтатель», 1923; «Урок Талмуда», 1925; «Благоговение», 1927; «Экстаз», 1936; «Раввины», 1942, и другие), стараясь выразить скрытое за суетой местечковой (см. [[Местечко]]) жизни страстное стремление к вечному источнику истины и добра. Многие его произведения передают специфически хасидское (см. [[Хасидизм]]) мироощущение: «Бадхан», 1932; полиптих «Свадьба», «Симхат-Тора», многочисленные «Клезмеры», 1929–59 и скульптурные фигуры музыкантов. Теме одиночества и интимного общения с Богом посвящены картины «Человек в городе» (автопортрет), «Талмид-хахам», «Уединение», «Самоуглубление» (1934) и другие; впечатлениям от [[Эрец-Исраэль]] — «Ориентальное» (1929), «Пейзаж Палестины», «Субботняя прогулка в Иерусалиме», «У Западной стены» (золотая медаль на Всемирной выставке в Париже, 1937), скульптура «Голова йеменской еврейки» и другие; библейским сюжетам — «Сон Иакова», «Давид и Голиаф» (1945), «Авраам и ангелы» и другие. Воспоминаниями о России навеяны «Желтая луна», «Осень», «Зима» и другие. В ряде работ Мане-Кац использует резкие контрасты черного и белого («Бой быков», 1931; «Лошади», «Белое и черное» и другие).
+
Основная тема его творчества — типы, быт и фольклор галутного (см. [[Галут]]) еврейства. Будучи близок со многими мастерами так называемой парижской школы (см. [[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]]), особенно с [[Сутин, Хаим|Х. Сутином]], Мане-Кац писал в спиритуально-реалистической манере («Мечтатель», 1923; «Урок Талмуда», 1925; «Благоговение», 1927; «Экстаз», 1936; «Раввины», 1942, и другие), стараясь выразить скрытое за суетой местечковой (см. [[Местечко]]) жизни страстное стремление к вечному источнику истины и добра. Многие его произведения передают специфически хасидское (см. [[Хасидизм]]) мироощущение: «Бадхан», 1932; полиптих «Свадьба», «Симхат-Тора», многочисленные «Клезмеры», 1929–59 и скульптурные фигуры музыкантов. Теме одиночества и интимного общения с Богом посвящены картины «Человек в городе» (автопортрет), «Талмид-хахам», «Уединение», «Самоуглубление» (1934) и другие; впечатлениям от [[Эрец-Исраэль]] — «Ориентальное» (1929), «Пейзаж Палестины», «Субботняя прогулка в Иерусалиме», «У Западной стены» (золотая медаль на Всемирной выставке в Париже, 1937), скульптура «Голова йеменской еврейки» и другие; библейским сюжетам — «Сон Иакова», «Давид и Голиаф» (1945), «Авраам и ангелы» и другие. Воспоминаниями о России навеяны «Желтая луна», «Осень», «Зима» и другие. В ряде работ Мане-Кац использует резкие контрасты черного и белого («Бой быков», 1931; «Лошади», «Белое и черное» и другие).
 +
 
Также он выполнил еще несколько знаменитых работ:
Также он выполнил еще несколько знаменитых работ:
* У чудотворца-раввина (1934)
* У чудотворца-раввина (1934)
Строка 86: Строка 87:
[[Категория:Художники России]]
[[Категория:Художники России]]
-
[[Категория:Хайфа ]]
+
[[Категория:Хайфа ]]  
-
+
[[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
-
+
-
 
+
-
[[en:Mane-Katz]]
+
-
[[es:Emmanuel Mané-Katz]]
+
-
[[fr:Emmanuel Mané-Katz]]
+
-
[[he:מאנה כץ]]
+
-
[[uk:Мане-Кац]]{{WikiCopyRight}}
+
-
{{checked_final}}
+
{{WikiCopyRight}}
 +
{{ElevenCopyRight|12609|МАНЕ-КАЦ}}

Текущая версия на 10:04, 27 марта 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Мане-Кац
Файл:Mane Katz.jpg
Имя при рождении:

Мане Лейзерович Кац

Дата рождения:

5 июня 1894(18940605)

Место рождения:

Кременчуг, Российская империя

Дата смерти:

8 сентября 1962

Место смерти:

Тель-Авив, Израиль

Гражданство:

Российская империя Российская империя
Франция Франция

Жанр:

живопись, портрет

Награды:

Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1937)

Работы на Викискладе

Мане-Кац (Иммануэль (Мане) Лейзерович Кац; 5 июня 1894, Кременчуг — 8 сентября 1962, Тель-Авив) — российский и французский живописец и скульптор.

Содержание

Биография

Родился в семье многодетного синагогального служки одной из синагог Кременчуга Лeйзера Каца, был седьмым ребёнком в семье. Получил традиционное еврейское образование. Учился в хедере и в художественной школе Вильно, в 1911–13 гг. учился в Киевском художественном училище.

Жил в Париже с 1913 года, учился у Фернана Кормона в Школе изящных искусств, главным образом копировал картины Лувра и других музеев.. В 1914—1917 годах жил в Петрограде, был учеником М. В. Добужинского и участником выставки «Мир искусства» (1916).

Член групп художников-авангардистов «Союза семи», «Группы трёх» и других.

В начале Первой мировой войны не попал из-за низкого роста в Иностранный легион, не был принят и в русскую армию. Жил и работал главным образом в Петрограде. С 1921 г. — снова в Париже.

С 1917 года в Кременчуге, учил рисованию детей, затем преподавал в Академии изящных искусств в Харькове (1918—1919). Затем жил в Берлине, а с 1922 года — в Париже. В 1923 году организована первая выставка в Париже (галерея Персье).

В 1927 году получил французское гражданство. Участник выставок в парижских салонах.

В начале Второй мировой войны вступил во французскую армию, попал в плен в Руане, бежал. С 1940 по 1945 год жил в Нью-Йорке (США). После 1945 года снова жил в Париже,, часто выезжал с персональными выставками (Нью-Йорк, Монреаль, Тель-Авив, Брюссель, Иоганнесбург, Буэнос-Айрес, Страсбур, Лондон, Мехико, Хайфа, Женева), посещал Израиль.

В Хайфе у Мане-Каца была мастерская, а затем был создан музей его имени, куда он передал много своих работ, а также собственные художественные коллекции, ставший позднее всемирно известным.[1][2], куда были переданы картины самого мастера и полотна других мастеров из его коллекции.

Член Еврейского союза художников Кракова.

Творчество

Основная тема его творчества — типы, быт и фольклор галутного (см. Галут) еврейства. Будучи близок со многими мастерами так называемой парижской школы (см. Искусства пластические), особенно с Х. Сутином, Мане-Кац писал в спиритуально-реалистической манере («Мечтатель», 1923; «Урок Талмуда», 1925; «Благоговение», 1927; «Экстаз», 1936; «Раввины», 1942, и другие), стараясь выразить скрытое за суетой местечковой (см. Местечко) жизни страстное стремление к вечному источнику истины и добра. Многие его произведения передают специфически хасидское (см. Хасидизм) мироощущение: «Бадхан», 1932; полиптих «Свадьба», «Симхат-Тора», многочисленные «Клезмеры», 1929–59 и скульптурные фигуры музыкантов. Теме одиночества и интимного общения с Богом посвящены картины «Человек в городе» (автопортрет), «Талмид-хахам», «Уединение», «Самоуглубление» (1934) и другие; впечатлениям от Эрец-Исраэль — «Ориентальное» (1929), «Пейзаж Палестины», «Субботняя прогулка в Иерусалиме», «У Западной стены» (золотая медаль на Всемирной выставке в Париже, 1937), скульптура «Голова йеменской еврейки» и другие; библейским сюжетам — «Сон Иакова», «Давид и Голиаф» (1945), «Авраам и ангелы» и другие. Воспоминаниями о России навеяны «Желтая луна», «Осень», «Зима» и другие. В ряде работ Мане-Кац использует резкие контрасты черного и белого («Бой быков», 1931; «Лошади», «Белое и черное» и другие).

Также он выполнил еще несколько знаменитых работ:

  • У чудотворца-раввина (1934)
  • Старый еврей (1934)
  • Скрипач (1945)
  • Сопротивление. Восстание в Варшавском гетто (1946)
  • Молящийся еврей (1947)

Награды

  • Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1937) за картину «У Стены Плача».

Примечания

Литература

  • Художественная культура русского зарубежья, 1917—1939. Сборник статей. Москва, 2008. ISBN 978-5-91674-012-7. С. 151—152.

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАНЕ-КАЦ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация